Разработчик программного обеспечения Adobe 16 сентября заключил сделку на покупку графического онлайн-редактора Figma за 20 миллиардов долларов.

Излишне говорить о том, что Figma и Photoshop, один из популярнейших продуктов Adobe, были конкурентами — первый редактор изначально задумывался как доступная альтернатива второму.

Как же получилось так, что два конкурента вдруг примирились и воссоединились, не оставив пользователям возможности сделать сокровенный выбор? А главное — что изменится? Разобрался Forbes, а «Большой Город» пересказал в сжатом формате.

Зачем Adobe нужна покупка

Для начала краткая справка: Adobe появилась в 1982 году и специализировалась на разработке ПО для создания и публикации контента — графического, анимационного, фотографического и мультимедийного в целом.

Позже компания расширилась до создания ПО для цифрового маркетинга и в 2021 году стала считаться одним из мировых лидеров по разработке решений для управления цифровым опытом клиентов.

Forbes утверждает, что для Adobe всегда было нормальным поглощение конкурентов для расширения своего функционала и возможностей. Так, в 2005 году компания купила разработчика ПО Macromedia, в 2019-м — Allegorithmic, которая занималась 3D-текстурированием, в 2020-м — сервис управления проектами Workfront, а в 2021-м — облачную платформу для совместной работы с видео Frame.io.

По мнению юриста адвокатского бюро Forward Legal Ростислава Каца, исходя из пресс-релиза Adobe, компания может объяснить покупку Figma еще двумя факторами — «наличием положительного эффекта для потребителя» и «узкими продуктовыми границами Figma».

Зачем Figma нужна продажа

История Figma началась в далеком 2012 году, когда двое сооснователей Дилан Филд и Эван Уоллес обучались информатике в Университете Брауна.

Филд недоучился — сам бросил вуз, получив премию в 100 миллионов долларов от ежегодной стипендии Питера Тиля для развития стартапа. Когда Уоллес окончил обучение, идея о Figma была уже сформирована, и друзья начали работу.

У Филда и Уоллеса было, конечно, множество проблем на пути к успеху компании — их породила неопытность молодых предпринимателей. Например, на первых порах инвестор Джон Лилли отказался вкладывать деньги в Figma, аргументируя свое решение тем, что Филд и Уоллес не понимают, чего хотят. Решение Лилли отрезвило ребят, они исправились, и в 2015 году Лилли вложил в сервис для разработки контента 14 миллионов долларов.

Исходя из истории Figma, можно предположить, что Уоллес и Филд болели своим делом и стремились во что бы то ни стало привести компанию к успеху. Несмотря на это, объясняя сделку, Филд заявил, что перестал видеть в Adobe конкурента, потому что вырос на ПО этой компании, и захотел помочь ей «подумать о креативных инструментах следующего поколения».

Что изменится для пользователей

Филд выпустил целое обращение к пользователям после объявления сделки с Adobe и заверил дизайнеров, что, во-первых, останется на посту гендиректора Figma, а, во-вторых, компания продолжит работать так, как работала всегда.


Я хочу, чтобы мы вспоминали это приобретение как переломный момент, когда Figma начала развиваться еще быстрее


При этом Филд постарался подчеркнуть, что со сделкой для Figma откроются новые возможности для роста.

На самом деле сейчас трудно точно понять, какие именно изменения ждут дизайнеров и поклонников Figma, но если они планируются, то не заставят себя ждать.

Как на сделку отреагировали дизайнеры

seryozha rasskazov

— Скажу непопулярное мнение: Figma пять лет не могла научиться поддерживать вариативные шрифты ?‍♂️, когда этому давно научились все редакторы, и до сих пор Figma не умеет в нормальную типографику. Самая сильная сторона Adobe — это как раз типографика, и я питаю хорошие надежды от сделки.

Alexey Skuratov

— Ты прав. Но Figma ускорила разработку дизайна и сделала это действительно удобным в сравнении с любыми другими инструментами. У Adobe одна сильная сторона — монетизация… удобными их продукты язык не поворачивается назвать.

Danila Kropotkin

— Ого, на фоне новостей про Adobe и Figma люди собрались в Sketch возвращаться. Забейте на инструмент — просто делайте крутые штуки.

riyanshi Bansal

— Несмотря на приобретение Figma компанией Adobe, я думаю, что они могут принести друг другу много пользы. Представьте, что у Figma есть удивительные инструменты Adobe, которая, в свою очередь, внедряет совместную работу в свои программы.

Сделка между Figma и Adobe, конечно, не осталась и без внимания крупных рыб дизайна, таких, например, как Майкл Макуотерс из стримингового сервиса HBO Max: «Мне нравятся некоторые из продуктов Adobe, но они обычно довольно бесцеремонно обращаются со своими клиентами, а Figma всегда была очень клиентоориентированной».

При этом Макуотерс не теряет надежды: «Необязательно же ты совершаешь покупку на 20 миллиардов долларов с единственной целью уничтожить этот продукт. Возможно, у Adobe получится посмотреть, что Figma делает хорошо, и улучшить свои собственные сервисы».