В 2020 году в сервисе «Работа.ру» подсчитали, что женщины стали намного чаще искать работу в такси — количество резюме водительниц выросло больше, чем в шесть раз. Тогда же возросшее количество таксисток заметили и сервисы по заказу такси. Так, в «Яндекс.Go» узнали, что за рулем такси женщин стало больше почти на треть.Тем не менее, работа в сфере перевозок все еще остается преимущественно мужской, хотя таксистки чаще получают высокие оценки и положительные комментарии от пассажиров.

Недавно таксисткам посвятили аудиоспектакль «Да, мы за рулем», созданный при поддержке сервиса. «Рубикон» — это ироничная история о стереотипах относительно водительниц, которым не поддаются только дети и коты. Авторы идеи — режиссер Анны Меликян и писательница Вера Богданова, а роли исполнили Елена Лядова, Ольга Тумайкина, Сергей Богданов и другие актеры. Пьеса «24 часа на своем месте» сценаристки и режиссера Юли Войтюк рассказывает о сутках, за которые за рулем такси оказываются две женщины, а пассажирами становятся типичные горожане — занятые, уставшие и даже равнодушные. Проникновенная история «Нины на Ниве» писательницы Лены Кончаловской с Александрой Ребенок в главной роли станет подходящим саундтреком для ночных поездок по городу, особенно Петербургу.

Все аудиопьесы написаны по мотивам реальных историй водительниц такси. Мы поговорили с ними, чтобы узнать про работу женщин в такси, типичных пассажирах и безопасности.

 

 

 

 

Работа лицом

«Сложилось такое мнение, что таксисты вообще водят плохо и странно, и потому на дорогах их априори не пропускают. Так что мне в таких ситуациях приходится показывать лицо. Люди видят, что за рулем женщина, и пропускают. Но сделать это легко, если я перестраиваюсь влево. А если вправо, то приходится как-то пролезать», — рассказывает водительница такси Кристина Волошина. Правда, срабатывает не всегда: есть еще люди, которые верят в стереотипы о том, что женщины водят хуже мужчин. 

 

Кристина за рулем с 14 лет (в этом ее история похожа на историю Нины — героини одной из аудиопьес), но официально получила права девять лет назад. За это время девушка столкнулась не только с гендерной, но и с автомобильной дискриминацией: человеку на 220-м «Мерседесе» другие водители уступают дорогу охотнее, чем обладателю скромного «Фольксваген». «Раньше меня как-то не решались выжимать или не пропускать, а когда я пересела на четвертый “Гольф”, я поняла, что меня будто не существует на дороге», — вспоминает водительница. 

 

 

В 2020 году убеждения о том, что женщины водят хуже мужчин,  опровергли аналитики данных из Великобритании: собрав статистику о ДТП, они подсчитали, что женщины — водительницы легковых и грузовых автомобилей, автобусов, мотоциклистки и велосипедстки попадают в аварии значительно реже мужчин. Подтверждают это и российские страховщики: чаще водительницы оказываются виновны в мелких повреждениях машин, вроде царапины на бампере. Потому для них коэффициент расчета стоимости страхового полиса ниже, чем для мужчин, чаще устраивающих серьезные ДТП. «Это идет еще с каких-то давних времен: кто-то решил, что женщинам место на кухне и, наверное, еще в постели — и на этом все. Хотя количество хреново водящих женщин и мужчин примерно одинаковое, — говорит Кристина Волошина, — Причем с такой дискриминацией можно столкнуться даже со стороны женщин. Они могут сами сказать: “Ну это же баба за рулем!”»

Надежда Семашка — еще одна водительница сервиса — тоже говорит о том, что ей пришлось столкнуться с негативными стереотипами. «Когда я только пришла работать пять лет назад, женщина в такси считалась большой редкостью. Тогда я слышала разное: “Мы вообще доедем?”, “Знал бы — вообще не поехал бы”, “Ну раз баба за рулем, надо точно пристегнуться!” Но сейчас отношение начинает постепенно меняться. Стереотипы уходят». 

Конфликты и комплименты

В такси Кристина Волошина работает непостоянно и ради удовольствия — в остальное время она молодая мама, иллюстратор и занимается подачей документов о ДТП в страховые компании. «Я даже пошла водить такси с 30-ой по 38-ую неделю беременности. Просто устала сидеть дома, стала чувствовать себя ленивым тюленем. Я работала по графику два через два, и напрягала меня разве что необходимость рано вставать. В остальном все было нормально, и даже ребенок мало пинался, — рассказывает Кристина, — Я ездила в толстовке, и живот почти не было видно, но если я ее расстегивала, начинались вопросы. За это время я послушала от пассажирок, как у них проходила беременность. Первый год ребенок отлично засыпал в машине».

Кристина говорит, что постоянно слышала от пассажиров, что с девушкой в такси они едут первый раз. Действительно, таксисток все еще намного меньше, чем таксистов, потому, если вы сделаете сто заказов, прокатиться с девушкой за рулем получится только дважды. И в основном они работают в более дорогих тарифах — «Комфорт+» и «Бизнес». 

 

 

Одна из причин, по которым женщины не хотят работать в такси, — беспокойство за свою безопасность. На такси приходится заезжать в темные дворы и промзоны, а пассажирами могут оказаться люди в состоянии опьянения или даже злоумышленники. Кристина рассказывает, что сложные ситуации с ней случались дважды. Один раз выпивший пассажир вел неприличные разговоры, а в другой — трое мужчин и женщина вообще обсуждали, как избить и ограбить водительницу. Тогда девушке пришлось обратиться в поддержку, но пассажиры все же доехали до точки назначения и вышли, не причинив ей вреда. Для таких ситуаций в салоне такси есть кнопка, которая запускает видеозапись всего происходящего в салоне. 

 

 

Надежда Семашка рассказывает, что она состоит в двух чатах взаимопомощи водителей в «Телеграме». В одном из них можно написать кодовые цифры: 88 — пассажир не хочет платить, а 99 — назревает конфликт, а потом отправить геопозицию. Другие водители подъедут на место, где находится такси, и помогут коллеге. В другой группе участники договорились, что, когда выходишь на работу, нужно сделать видимой свою геопозицию. Если таксисты видят, что кто-то долго стоит на одном месте, сначала ему просто звонят. Но если человек не берет трубку, нужно доехать до него и проверить, все ли в порядке. Надежда вспоминает, что один раз так остановилась на отдых, но забыла написать об этом отключить геопозицию, и коллеги катались по двору и искали ее машину, пока не разобрались, в чем дело. 

Надежда работает в такси постоянно. Раньше она развозила пассажиров семь дней в неделю, потом шесть, и сейчас пятидневка — практически как у офисных сотрудников, но работать водительница предпочитает по ночам. «Работаю только в ночь, причем в субботу и воскресенье тоже, а свои выходные беру по будням. Раньше я брала такой график по жизненным обстоятельствам, а потом получилось, что привыкла. Во-первых, так ты меньше стоишь в пробках. Во-вторых, ночью как раз работать проще. Днем люди едут напряженные — кто-то на работу опаздывает, кто-то возвращается с нее злой. А ночью в основном едут развлекаться. Еще и выбора нет — не на чем ехать, кроме как на такси. Потому пассажиры становятся добрее, всегда благодарят», — говорит Надежда. Она рассказывает, что часто получает комплименты, пассажиры могут подарить цветы или, увидев, что за ними приедет женщина, взять из дома шоколадку.