Как еда остается символом надежды
И как была устроена продуктовая помощь 80 лет назад и сейчас

Еда остается чувствительной темой как в быту, так и в обществе: питает и становится предметом культа и споров. Во времена Великой отечественной войны она была символом большой надежды. Потомки детей войны зачастую выросли в семьях, где еда является компенсацией любви, тревоги и боли. Так выражается травма поколения: голод 40-х, когда хлеб был главной ценностью, а в пищу шли даже сорняки. Тогда еда спасала жизни — и может спасать сегодня.
Современное общество сталкивается с кризисом перепотребления, однако его уравновешивают социальные инициативы. Сегодня мы рассказываем, какой была еда сороковых, и как помощь нуждающимся возвращает ей настоящую ценность. Разбираемся в этом на примере пионеров большой продовольственной помощи в России.
Продовольственная помощь сороковых
В годы отечественной войны разработанный и утвержденный рацион питания фронта и тыла стал продуктом серьезной стратегии. Солдату в условиях боевых действий требовалось не менее 3 200 килокалорий в сутки, чтобы сохранить силы и выносливость. В караульных частях нормы были меньше, а в авиации и на подводном флоте заметно больше — до 4 712 килокалорий. Принцип достаточно простой, но рабочий: чем сложнее служба, тем привилегированней паек. В тылу люди выживали на 800 — 1 200 килокалорий в день.
В основу рациона входили хлеб, крупы, макароны, картофель, сахар, соль, тушенка. Если фронт проходил недалеко от моря, то могла появиться и рыба. В те годы в пайки солдат добавляли и самый настоящий шоколад — его ценили за питательные и тонизирующие свойства. Правда, предназначался он для тех, кому требовалась максимальная концентрация внимания и бодрость в любое время суток — летчиков и подводников.
Сотрудники фабрики «Красный октябрь» выпускали легендарный «Гвардейский» шоколад. На его упаковке даже разместили «рецепт употребления»: одна плитка в день в три приема равными долями, перерыв между приемами должен составлять не менее 3-4 часов. Вслед за ним появился шоколад «Кола», разработанный специально для фронта. В его составе сахарная пудра, какао-порошок, масло какао, жареный кофе, ваниль и 6 % ореха кола — своеобразный энергетик того времени. Кстати, шоколад тогда начали выпускать в специальных железных банках, чтобы погодные условия не влияли на его сохранность. В последние годы войны появилась возможность использовать военную почту, и солдаты нередко отправляли шоколад домой своим семьям — он спасал и дарил надежду.

У тех, кто служил на подводных лодках, были свои «деликатесы»: они часто ели квашеную капусту, соленые огурцы и сырой лук. Этот нехитрый набор позволял компенсировать дефицит кислорода.
Помимо классической продукции на фронт доставляли и специализированные концентраты, которые с началом ВОВ начали очень активно разрабатывать советские НИИ и заводы пищевой продукции. Они выпускали прессованные таблетки и брикеты, которые после минимальной обработки превращались в полноценную еду. Одни таблетки требовалось проварить, чтобы получить гороховый или перловый суп, например. Другие — просто развести водой и получить кашу. Разведчики, к примеру, носили «кисель в таблетках» — концентрированные брикеты из клюквы и сахара становились источником витамина С и обладали тонизирующим свойством.
Несмотря на то, что за рационом солдат следили как могли, часто еды все же не хватало, довольствие не успевало за перемещением отрядов. В тылу обстановка тоже оставалась напряженной. «Если не было еды, мы просто ничего не ели. Порой удавалось найти березу, тогда мы питались березовой прослойкой, которая находится между деревом и его корой. Сушили, дробили и ели, — рассказывают свидетели тех времен. — Находили сухой мох, поливали его березовым соком, и у нас получались березовые конфетки».
Шоколад «Кола» разработали
специально для фронта. В его составе сахарная пудра, какао-порошок, масло какао,
жареный кофе, ваниль и 6 % ореха кола — своеобразный энергетик того времени
На фронт продовольствие доставляли по железной дороге, готовили на полевых кухнях, которые располагались дальше от линии огня, даже хлеб выпекали зачастую на месте. Горячее питание — до рассвета и после заката, а весь световой день солдаты проживали на консервах. От того, доставят ли вовремя продовольствие и успеют ли приготовить повара, зависела судьба.
Еще в те годы продовольственная помощь приобрела огромное значение, которое не утратила до сих пор. Красноармейцы тогда начали получать посылки от гражданских, зачастую совсем незнакомых людей. Каждый отправлял продукты, какие мог. Обычно это были ягоды, орехи, сушеные грибы, моченые яблоки, мед, разное варенье. К примеру, казахи отправляли бойцам кумыс и хурунгу, из Узбекистана приезжали курага, изюм и вяленая дыня. Из Закавказья на фронт слали лимоны и мандарины. А в мирных деревнях солдат старались накормить колбасой и выпечкой. В послевоенные годы часто благодарили не только солдат, но и тех, «кто сберег мешочек ржи».
Фудшеринг сейчас
Сегодня более 15 миллионов людей в России не могут позволить себе полноценное питание, находясь за чертой бедности. Это семьи с детьми, люди с ограниченными возможностями здоровья, одинокие пожилые люди, люди в сложной жизненной ситуации. Есть множество программ продуктовой помощи, которую с участием волонтеров реализуют специализированные фонды и крупнейшие торговые сети.
Одна из них — это фудшеринг, общественная инициатива по бесплатному обмену продуктами. Первая фудшеринговая организация в России, банк еды «Русь», была зарегистрирована в 2012 году. В первые годы производители отгружали большие партии продуктов прямо со склада. Но с 2015 года фонд развивает розничный формат: точки общественного питания и ретейлеры передают в банк еды нераспроданные продукты с близкими к истечению сроками годности, безопасные и пригодные к употреблению.

«Причины, по которым бизнес вынужден утилизировать пригодные продукты, могут быть разными. Например, произвели или вырастили на полях слишком много продукта, а он не пользуется спросом. Сделали опечатку на этикетке и вынуждены снять из оборота целую партию. Произвели специальный продукт под рекламную акцию и в нужный период не реализовали все, что планировали», — объясняют в банке еды «Русь».
«Цель фудшеринга — „спасти“ пригодные к употреблению продукты за пару дней до окончания сроков годности, направив их тем, кто в них нуждается. Сейчас мы передаем хлебобулочные изделия, бакалею, напитки, средства личной гигиены, товары для дома — всего на фудшеринг идет порядка 80 наименований продуктов и непродовольственных товаров», — говорят в группе компаний X5 Group, где летом 2022 года совместно с «Банком еды „Русь“» и АНО «Фудшеринг» запустили пилотный проект фудшеринга. Ежегодный объем помощи благодаря инициативе тут превышает 300 тонн качественной продукции.
Направлениями продуктовой помощи занимается собственный фонд X5 — «Выручаем», где в том числе можно принять волонтерское участие. Чаще всего волонтеры живут неподалеку от магазинов, собирают и разносят продуктовую помощь нуждающимся в рамках проекта «Корзина доброты», когда люди в сложной ситуации получают продукты напрямую по технологии food drive. Помощь оказывается в 43 регионах, в том числе на Дальнем Востоке, ее получают более 210 тысяч семей.
Средний возраст волонтеров —
старше 40 лет, 79 % из них женщины. Один волонтер регулярно помогает 3-5 семьям
Как следует из публичного отчета АНО «Фудшеринг» (на примере 2022-го года), за год организации удалось спасти от утилизации 94 287 килограмма еды стоимостью более 10 миллионов рублей. Продукты регулярно получают более 3,5 тысяч человек, среди которых многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами, одинокие пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, малообеспеченные и бездомные. А в списке партнеров — более 50 предприятий малого и среднего бизнеса, отели (к примеру Hampton by Hilton), крупные торговые сети.
В фудшеринге задействованы более 3 тысяч человек, около 300 из них ежедневно спасают и распределяют еду среди нуждающихся. Средний возраст волонтеров — старше 40 лет, при этом 79 % из них женщины. Один волонтер регулярно помогает 3-5 семьям.
Оказать продовольственную помощь или стать волонтером можно в одном из фондов — Банк еды «Русь», «Выручаем. рф», АНО «Фудшеринг».
Фотографии: 1, 3 — банк еды «Русь»