Автор: Владимир Крылов

Появившись в конце XIX столетия, русские чайные пропали почти сразу после революции. Формат таких мест разнился от очень простых «трактиров» до чайных домов общества трезвости, напоминавших дорогие рестораны. В разговоре с Владимиром Крыловым основатель русской чайной «Нитка» (Москва) Андрей Колбасинов рассуждает о возрождении традиции, социальной функции чаепития и рассказывает о коллаборациях.

Андрей Колбасинов

основатель русской чайной «Нитка»

В современной России утрачена культура производства чая и его потребления. Чай пьют многие, но далеко не все его понимают и ценят. Еще сто лет назад Российская империя была одним из главных потребителей чая после Китая. Русский чай высоко ценился в Европе, ведь доставлялся караванами по суше. Английский чай неизбежно терял в качестве из-за морских перевозок. Этим обусловлена, к слову, одна из легенд появления чая с бергамотом — так англичане скрывали дефекты испорченного чая.

Чайные в России просуществовали недолго, меньше полувека. Появившись в конце XIX столетия, они пропали почти сразу после революции. Формат таких мест разнился от очень простых «трактиров» до чайных домов общества трезвости, напоминавших дорогие рестораны. Советскому человеку чайные оказались не нужны — так мы потеряли часть своего культурного кода.

Интерьер первой русской чайной в центре Андрея Вознесенского в Москве

«Нитка» — это о связи людей

Чайный историк Иван Соколов в одном из своих словарей упоминает понятие «нитка» — чайный караван. Наткнувшись на это слово, нам захотелось усилить его значение, добавить собственный смысл. Если кофе во многом эгоистичный напиток, который пьют из стаканчика на ходу, то чай, наоборот, — помогает людям сблизиться.

На одной из наших открыток воробьи собирают рассыпанные бусы вокруг самовара и нанизывают их на нитку. Мы тоже собираем что-то не до конца утерянное и делаем это сообща, усилиями разных людей. Сейчас вокруг чайной образуется сообщество. Чайная привлекает людей благодаря понятной идее.

Наш проект — о переосмыслении традиций, мы — не пузатый самовар с хохломой на Дне города. Чувствуя сильную связь с прошлым, стараемся быть актуальными сейчас. Люди разделяют нашу искренность, стараются интегрировать это в свои привычки и жизненный уклад.

Русский чайный канон

— Традиции не появляются из вакуума, русский чайный канон еще только в стадии зарождения. В Японии и Китае все давно придумали великие чайные мастера, затем знания переняли их ученики и так далее. Первопроходцам всегда сложнее доносить свои ценности. Но, если это удается, люди продолжают нести наши смыслы, отстаивают приобретенные убеждения.

Индустрия итальянских кофемашин развивалась более ста лет, а самовары за то же самое время превратились в лубок. А ведь это лишь диспенсер для горячей воды, который можно и нужно осовременить. Настоящих вещей, которые хочется рассматривать или трогать, сейчас почти не производят, к сожалению. Посуда, в которой мы подаем чай, — советское фабричное производство, но эти подстаканники ЛЮЗ (Ленинградского ювелирного завода) делали вручную, с душой. Мы вынужденно покупаем винтажные подстаканники, эстетичных современных пока никто не производит. В этом главный минус пионерства — приходится создавать рынок под себя.

Работаем с каждым, но дружим по любви

— Поиск партнеров — глубокая история. По умолчанию с нами может работать любая кофейня и чайная, но для близких по духу мы готовы делать чуть больше.

Например, у нас есть возможность создавать уникальные чайные купажи: ароматизировать натуральными маслами, добавлять травы или цветы, закоптить чай, в конце концов, — в наших руках собраны технологии, которые мы используем для производства редких вкусов. Пока что на рынке таких решений немного, особенно в нашем сегменте.

Одна из наших первых коллабораций была с Пушкинским музеем и звукозаписывающей компанией «Мелодия»: мы вложили в коробки с чаем открытки из коллекции Пушкинского музея — любимых картин Святослава Рихтера c редкой архивной записью пианиста 1985 года. В этом году мы продолжили сотрудничество, выпустив уникальный чай к выставке «Братья Морозовы»; нам приятно, что такой важный культурный институт нам доверяет.

Другое интересное сотрудничество — с «Метрополем». Уже пару лет в меню одной из самых известных гостиниц России есть страница с русским чаем. Скажу иначе: это единственный пятизвездочный отель в России, в котором появился хороший русский чай в лобби-баре. К нам приходят также рестораны и кафе с интересными и необычными механиками.

Любые коллаборации рассчитаны на охват новых сегментов аудитории. Главная валюта в эмоциональном бизнесе — влияние. Попасть в поле зрения широкой аудитории, которая не знает про бренд, но постараться влюбить их в наши ценности — достойная цель. «Нитка» может стать брендом для широкой аудитории, по крайней мере, в Москве и Петербурге. Ровно с этой же целью мы сейчас работаем над выходом в ретейл: скоро наш чай можно будет купить в «Азбуке вкуса».

Русская чайная традиция

— В ноябре выйдет книга про русское чаепитие, над которой мы работали четыре года. В основном это культурологическое и историческое исследование русского чая и того, что было до него. Большая проблема в обществе — чайная грамотность; книга включает в себя гигиенический минимум: какие сорта чая бывают, чем они отличаются. Книга — не просто культурный срез, но и ликбез. Качество чая — одна из главных традиций русского чаепития, на мой взгляд.

Книга сейчас доступна по предзаказу, скоро ее можно будет купить в книжных магазинах города.

Объективно, хорошего чая становится больше, но массово русские чайные пока не открываются. С терпением отношусь к этому, всему свое время. Одна из второстепенных задач нашей книги — вдохновить энтузиастов на открытие русских чайных.

Тренд русской чайной традиции немного опережает свое время, но чуть позже может стать предметом национальной гордости. Хочется, чтобы люди почувствовали эту уникальность уже сейчас, нас это вдохновляет.

Фотографии: «Нитка»