В январе 2023 года в девяти городах России пройдет уже в четвертый раз фестиваль завтраков BreakFest, в рамках которого рестораны предлагают своим гостям специальное утреннее меню. Фестиваль придумали Мария Тюменева, основательница коммуникационного агентства «Аппетитный маркетинг», и Иван Глушков, журналист и создатель медиапроекта «Соль». «Большой Город» расспросил их о том, как им пришло в голову сделать фестиваль завтраков, да еще и в январе, что он собой представляет и кто его аудитория.

Автор: Валерия Перфильева

Мария Тюменева и Иван Глушков

организаторы фестиваля


Идея

Мария: Четыре года назад мы в «Аппетитном маркетинге» хотели сделать что-то общее для индустрии и понимали, что, скорее всего, это должен быть фестиваль, совместно с независимым партнером. И однажды за рабочим обедом с Ваней мы разговорились и случайно выяснили, что оба хотим делать фестиваль. Оказалось, что он тоже ходит и думает, что бы такого сделать для своего портала «Соль». И здесь все очень удачно сложилось, потому что с нашей стороны была команда, которая все это может организовывать, а от Вани была его экспертиза и репутация в мире гастрономической журналистики.

В следующий раз мы встретились уже для брейншторма: смотрели, какие есть тренды, что нужно людям. Обратили внимание на то, что в то время [в России] как раз зарождался тренд завтраков вне дома.

Это сегодня мы видим, как люди активно завтракают в ресторанах: на бизнес-встречах, с друзьями, с родными. Форматов сейчас множество. В 2019 году было иначе, но мы еще тогда поняли, что, наверное, классно было бы сделать именно фестиваль завтраков. И не ошиблись.

Январь

Мария: Январь — достаточно проблемный месяц для ресторанов с точки зрения трафика, и поэтому мы еще в 2018 году думали о том, как можем их поддержать.

Первый фестиваль BreakFest прошел в январе 2020 года — конечно, мы его придумали и начали реализовывать еще до пандемии. Стартовали с Москвы, так как первая половина января — это отличное время для всех, кто приехал в столицу на каникулы. В эти дни мы даже все свои таргетинговые кампании в соцсетях традиционно настраивали на трафик из приезжающих. Это были и россияне, и иностранцы, которых тогда было еще очень много.

А начиная со второй половины января как раз возрастает бизнес-активность, где завтраки тоже актуальны как формат встреч. Соответственно, вторую половину января мы таргетировали на людей, которые работают и вернулись после своих поездок. Сейчас схема примерно такая же, только стало меньше иностранцев и больше россиян.

Мы придумали название — BreakFest, разработали механику, логотип. И так шаг за шагом случился наш первый BreakFest в 2020 году, еще тогда небольшой. А в предстоящем январе будет уже четвертый.

Механика

Иван: Одной из идей фестиваля было сделать его максимально простым и удобным для ресторана, постараться не ставить никаких дополнительных ограничений. Ресторан должен составить меню завтраков из блюд, которые люди ожидают увидеть утром. Это могут быть блюда из яиц, молочные, выпечка, десерты — в общем, все, что мы обычно едим по утрам.

Единственное ограничение — это фиксированная цена, которая должна быть у всех ресторанов-участников. И, соответственно, блюда в этом меню должны быть выгодными для гостя. То есть если ресторан ставит блюда из основного меню, мы просим сделать их дешевле, чтобы гости могли попробовать их в рамках фестиваля.

У нас есть амбассадоры — блогеры и журналисты, — которые рассказывают о фестивале, ходят в рестораны и пробуют блюда. В конце фестиваля мы обязательно выбираем победителей в разных номинациях.

Всегда поддерживаем историю, когда шефы придумывают отдельные блюда для фестиваля, но это не обязательное условие. Под Новый год у всех особенно большая загрузка, поэтому мы не требуем непременно придумывать что-то невероятное. Хотя, конечно, мы всегда рады творчеству, ведь чем интереснее меню, тем больше оно привлечет внимания, и в итоге самому ресторану это будет полезно.

Стоимость и отбор

Иван: У нас есть две цены. Мы их, признаемся, немного корректируем год от года. Сейчас это 450 и 750 рублей за блюдо. Ресторан может сделать все по 450, все по 750 или что-то по одной цене, а что-то — по второй. При этом в меню должно быть минимум четыре блюда, а максимум — 12.

Мария: Мы проводим предварительный отбор, за который отвечает Ваня.

Иван: Сначала рестораны присылают нам заявки на участие, и мы, естественно, смотрим, что это за места. Нам хочется, чтобы в фестивале участвовали интересные и достойные проекты. Еще всегда приветствуем новые заведения, в которых мы видим потенциал и которым фестиваль, возможно, поможет о себе заявить. Но заявок обычно примерно в два раза больше, чем участников.

Мария: Здесь дело даже не в том, что не хочется брать какие-то некачественные места. Просто у нас нет задачи набрать критическую массу для своего фестиваля. Это заметно даже по тому, как растет количество ресторанов из года в год по сравнению с количеством городов — не пропорционально. Ведь если мы рекомендуем эти места в качестве участников нашего фестиваля, то несем некоторую ответственность за это и хотим, чтобы гость получал в них хорошие эмоции.

Победители

Иван: У нас есть несколько номинаций. Маша уже говорила о наших амбассадорах, помимо того, что они ходят и рассказывают о фестивале своей аудитории, они выбирают лучшие, на их взгляд, завтраки в разных категориях: лучшие блюда из яиц, лучшую выпечку, лучшие десерты и так далее. Один амбассадор имеет один голос. Собрав эти голоса, мы понимаем, кто был интереснее всего. Это первая номинация.

Вторая номинация — партнерская. В этом году наши партнеры — это сервис «Яндекс Чек», компания Beluga Group и «Дзен».

Мы награждаем тех, кто лучше всего провел этот фестиваль, то есть продал большее количество завтраков, обслужил максимальное количество гостей. Поэтому есть соревновательный эффект. Чем больше придет гостей, тем больше у тебя шанс получить приз.

В качестве приза мы, во-первых, даем звание лучшего завтрака. Другой важный «приз» — это пиар-поддержка ресторана-победителя. Мы рассказываем о нем и в «Соли», и от лица «Аппетитного маркетинга».

Мария: Еще есть подарки от партнеров. Например, Novikov School дарит победителям разные курсы.

Профит

Мария: Когда придумывали BreakFest, у нас была цель увеличить трафик в рестораны в январе. А событийный маркетинг, к которому относятся фестивали, — это всегда всплеск и привлечение внимания людей к проектам. И если уже в феврале активность сама по себе восстанавливается [в среднестатистические годы], то январь — это всегда месяц, который требует дополнительной поддержки. Мы и наши амбассадоры много рассказываем о фестивале и его участниках, соответственно, люди из нашей аудитории идут пробовать, и тем самым мы помогаем ресторанам хорошо прожить январь.

В прошлом году пиар-специалисты ресторанов-участников рассказывали мне, что люди приходили специально ради фестиваля, по рекомендациям амбассадоров. То есть это дополнительные промо и пиар, которые приводят в рестораны новых людей. Они ведь потом могут вернуться — и уже не только на завтрак.

Кейсы

Иван: Среди участников есть те, у кого в обычное время завтраков нет, а для фестиваля их делают специально. Есть отличные примеры, когда рестораны пробовали таким образом поработать в новой нише, и фестиваль им помог в плане продвижения. И с тех пор они подают завтраки на регулярной основе.

Например, московский Krombacher запустил завтраки специально для фестиваля, и с тех пор там их исправно подают. Или Michelada — это и вовсе вечерний коктейльный мексиканский бар, но специально к фестивалю они решили сделать мексиканские же завтраки. Интересные завтраки под фестиваль сделал проект «Винага» — они месяц безостановочно пекли блины и выдавали их гостю стопками с медом, вареньем и прочими добавками.

Мария: Тут надо сказать, что фестиваль для шефов — это вообще классная история. Потому что меню завтраков, как правило, в ресторане меняется достаточно редко. А здесь появляется возможность без лишних рисков покреативить, придумать что-то интересное и новое, поэкспериментировать и посмотреть, нравится ли это гостям. И потом уже то, что будет самым успешным, можно ввести в основное меню.

Еще многие рестораны ради фестиваля делают завтраки поздними, а некоторые вообще на все время работы ресторана — что очень актуально в новогодние каникулы.

Нужно помнить, что все шефы и рестораны находятся в разных условиях и обстоятельствах — и городах. Бывают моменты, когда шефы не могут взять и придумать что-то классное и эксклюзивное для фестиваля, особенно учитывая, что мы готовим его в очень жаркие предновогодние месяцы. А кто-то может просто устать или долго пробыть на гастролях, плюс никто не отменял задачи по основному меню. И тогда они говорят: «Хорошо, мы берем наши хиты». Для гостя это тоже здорово, потому что, как правило, в меню фестиваля эти хиты стоят дешевле, чем в меню ресторана.

Однако тех, кто ищет возможность выделиться, придумав что-то классное, больше. Например, кто-то придумывает целые сеты. Мы же стараемся делать проект достаточно легким и комфортным для всех, независимо от обстоятельств.

Команда

Мария: У нас все получается очень органично. Ведь в партнерстве что важно? Чтобы люди не заходили друг к другу на территорию. И мы всегда слышим друг друга.

На нашем агентстве, в большей степени, лежат организационные моменты и то, что связано непосредственно с продвижением, с маркетингом.

Хотя часто мы с Ваней делим одну задачу на двоих. Например, вместе выбираем рестораны, потому что здесь в большей степени важны контакты рестораторов по всей стране: у нас одни, у Вани — другие.

Есть два пункта, по которым мы точно не пересекаемся. Первый — это все, что касается пиара фестиваля. Коммуникации с медиа, с информационными партнерами в основном на нашем агентстве. А на стороне Вани — подведение итогов: очевидно, что здесь все должно быть независимо, без участия пиар-агентства.

Территории

Мария: В первый год фестиваля у нас был один город — Москва — и 44 ресторана. В 2021 году — уже три: Москва, Петербург и Сочи. На третий год у нас было четыре города: добавился Ростов-на-Дону. Ростов — очень активный город. Одни участники сами помогали нам искать других, доставлять полиграфию.

В этом году у нас произошел прорыв — сразу плюс шесть городов: Екатеринбург, Казань, Самара, Новосибирск, Ярославль и Нижний Новгород. Так мы стали в два с лишним раза больше, чем в предыдущем году. Сейчас у нас 9 городов и 250 ресторанов. И я думаю, что в следующем году будет еще больше, потому что часть городов в этом году мы взять не смогли, хотя там были желающие участвовать.

В регионах есть свои сложности — например, с точки зрения дополнительного промо и пиара. Потому что, конечно, там нет такого средоточения блогеров, инфлюенсеров. В Москве возможностей гораздо больше. Но тем не менее это наш кропотливый труд, мы находим локальных амбассадоров, инфлюенсеров, договариваемся о работе, тратим деньги на дополнительное промо.

В конце фестиваля мы всегда организуем дружеский завтрак для участников и амбассадоров: проводим церемонию награждения, вручаем дипломы. И очень приятно, когда специально приезжают ребята из других городов.

Иван: Для амбассадоров в регионах фестиваль — это тоже возможность заявить о себе и поднять свой уровень. Потому что, конечно, есть много энтузиастов, интересующихся едой в регионах, и BreakFest помогает им в продвижении, их аудитория тоже растет благодаря ему.

Планы

Мария: У нас есть разные идеи. Хотим делать фестиваль не только в России. Например, у «Аппетитного маркетинга» в целом есть планы развития в Дубае. Мы планируем делать там агентство, для этого уже есть наработки. И, вероятно, через год попробуем сделать BreakFest там.

Иван: Еще мы ведем переговоры о том, чтобы сделать BreakFest в Армении, ориентировочно весной.

Кажется, первый сигнал, что какой-то хороший проект начинает умирать, это когда он перестает развиваться и расти. Поэтому мне хочется, чтобы с каждым годом BreakFest становился масштабнее, чтобы в нем принимало участие больше городов, возможно, стран, ресторанов. И больше эмоций, эмпатии от участников. Но пока все в таком ключе и движется. Поэтому я вполне доволен тем, что происходит.

Фотографии: BreakFest