Автор: Таня Решетник

С уходом с российского рынка компании Coca Cola, исчезновением газировок St. Pellegrino и прочими пертурбациями, на первый план выходят отечественные производители прохладительных напитков. К счастью, в России таких достаточно. В этой статье «Большой Город» собрал самые интересные отечественные бренды, преимущественно локальные и с натуральными составами — хотя есть и пара исключений. Не забыли мы и про комбучу — лучший напиток для утоления жажды.

Лимонады и тоники


Сравнительно молодая марка лимонадов Lapochka запустилась в 2019–2020 годах и стала вторым проектом основателя пивоваренного бренда Ostrovica Антона Балыклова. Поставщики соков и пюре у компании уже были, равно как и понимание, как с ними работать. Из дополнительного оборудования понадобился только сатуратор для газации воды.

Гордость Lapochka — простейшие рецептуры: только натуральные ингредиенты, смешанные без добавления сахара, ароматизаторов и подсластителей. При этом вкусы назвать банальными сложно. В короткой линейке есть грейпфрут с лимоном, манго с чили и гуава с каффир-лаймом. Вкусы уравновешенные, без лишней сладости.

Встречаются лимонады в симпатичных баночках с пастельными этикетками главным образом в барах, преимущественно пивных. В магазинах Lapochka редкость. Также заказать напитки можно на официальном сайте бренда.

«Волчок»


Сайд-проект «Волковской пивоварни» — недорогие лимонады с широкой линейкой вкусов, которые пару лет назад вышли в ритейл и теперь доступны в крупных супермаркетах. Цены, что особенно приятно, более чем скромные.

Составы понятные, но сахар и ароматизаторы здесь есть, как и повышенная сладость некоторых образцов. Выбрать есть из чего: здесь и ароматный персик, и грейпфрут с гибискусом, и нежная груша. Для любителей чего-нибудь покрепче, кроме пива, у «Волковской пивоварни» есть хард-лимонады, фруктовые и ягодные миксы с низким содержанием алкоголя (до 5 %).

«Черноголовка»


Самый популярный представитель российской лимонадной когорты. Вкусы все тоже сплошь советские и ностальгические: хвойный «Байкал», забористый «Тархун», виноградный «Крюшон» и ретро-«Буратино». Из более менее современных опций — ароматный «Цветочный» и не приторный «Имбирный».

Несмотря на богатую палитру вкусов, большинство лимонадов отличается повышенной сладостью и понравятся любителям олдскульных сочетаний. Составы — классические промышленные с добавлением сахара и красителей.

Для интересующихся: у «Черноголовки» есть даже собственная версия кока-колы.

Лимонад из «Лавки»


Собственная линейка легких освежающих лимонадов от «Яндекс.Лавки». Выбор вкусов небольшой и варьируется от района к району. Классика — грейпфрут. Состоит из грейпфрутового сока на 47 % и не содержит сахара. Вместо него — сироп топинамбура, а загущают напиток смолой акации, она же гуммиарабик.

Как водится, заказать «лавочные» лимонады можно только в приложении — зато заказ привезут быстро и без лишних вопросов оставят у двери.


Производители крафтовых лимонадов Classy ориентируются на современные тенденции: делают напитки на натуральной основе из соков и экстрактов. В составе нет сахара и подсластителей, ароматизаторов или красителей.

Линейка вкусов заманчивая: классический апельсин с бодрой ноткой базилика, пряная груша с кориандром, груша с имбирем, нежная клубника с цитрусовой ноткой лемонграсса, абрикос, приправленный анисом. Лимонады Classy встречаются в кофейнях и барах, а домой напитки можно заказать онлайн.

Wild Soda


Сравнительно крупный производитель лимонадов из концентрированных фруктовых и ягодных соков. В составе нет сахара и красителей. Вкусы — умеренно сладкие, без приторности.

Вкусов немного, но все они интереснее классического цитрусового: например, мандарин и гранат или грейпфрут, клубника, мята. А если апельсин, то с терпкой маракуйей. Лимонады Wild Soda продаются онлайн или в кафе и ресторанах — полный список есть на сайте компании.

Lemonardo Soft Drinks


Производитель лимонадов и тоников на основе натуральных соков, свежих фруктов, трав, специй, кореньев и других растительных компонентов. Напитки не содержат консервантов, красителей, ароматизаторов или добавленного сахара. Но при этом и блеклыми по вкусу не кажутся — сладость достигается за счет фруктовых соков, натуральных сиропов (топинамбур, агава и другие) или экстракта стевии в серии light.

Вкусов много, самые интересные — имбирный, малиновый, с ревенем или бузиной, с розой или терпкий с одуванчиком и лопухом. Классика тоже есть. Заказать лимонады можно на сайте или в онлайн-ритейлерах.

«Калиновъ»


Крупный концерн и ближайший конкурент «Черноголовки» производит газировки с популярными ретровкусами — здесь и тархун, и знакомый лимонно-апельсиновый, и классический с нотами ванильного крема. В «Калиновъ» используют классические рецептуры, соответствующие требованиям ГОСТа, правда, наличие сахара, ароматизаторов и красителей он никак не регулирует (они в лимонадах «Калиновъ» есть).

Вкусы лимонадов, пожалуй, могут показаться слишком интенсивными и приторными. Из плюсов — невысокая стоимость, присутствие во всех крупных ритейл-сетях и разные форматы фасовки в нарядные стеклянные или обычные пластиковые бутылки.

Лимонад M2 Organic


У подмосковной фермы M2, помимо мясной и молочной продукции, есть собственная серия лимонадов. Ехать далеко не придется — напитки можно купить в московских магазинах компании или заказать онлайн.

Кроме классических вкусов, есть сезонные сочетания: например, черная смородина с мятой или брусника с можжевельником, а еще более нейтральные тоники — ежевика с лемонграссом или грейпфрут. Практически во всех лимонадах M2 не содержится добавленный сахар, а также нет искусственных красителей.


Помимо лимонадной серии у Rawish есть линейки комбучи под тем же именем. Сам проект появился в 2017 году, когда шеф-бармены бара Bijou Антон Камилов и Дима Перетятько обнаружили, что в России нет качественных тоников. Парни решили наладить собственное производство, и сегодня Rawish легко найти онлайн или в некоторых сетях супермаркетов.

Лимонады и тоники бренда производятся из натуральных соков с добавлением коры хинного дерева и других растительных ингредиентов. Добавление сахара, как обещают производители, минимальное. Линейка вкусов интересная: советуем обратить внимание на горьковатый травяной тоник, пряную сливу с шу-пуэром и легкомысленный клубничный лимонад с шалфеем.

«Сергиев канон»


«Сергиев Канон» — производство лимонадов и других напитков, созданное при Троице-Сергиевой лавре. Геолокация не должна отпугивать: у бутылок симпатичный, хоть и слегка старомодный дизайн, а составы вполне современные. В «Сергиевом каноне» не используют пищевые добавки, красители и заменители натурального сырья. В качестве консервантов — сахар, мед и экстракт черного ореха.

Кроме привычного «Тархуна», в серии есть лимонад на лепестках розы, яблочный из «антоновки», медовый и таврический терпкий с можжевельником и пряными травами (без сахара). А еще компания производит отличный квас и сбитни.

Комбуча

Менее приторная альтернатива российским лимонадам — комбуча, знакомый всем чайный гриб в новом формате: без устрашающих банок и скользкого слоя. Комбучу на локальном рынке производит несколько крупных компаний, а напитки с чайным грибом можно найти в крупных супермаркетах и онлайн.

«Карибу комбуча»


Один из первых комбуча-проектов на российском рынке — Илья Девижиан с вместе с другом Александром Кириковым и его женой Екатериной Кватернюк запустили собственное производство напитка буквально на кухне, постепенно превратив проект в полноценную компанию.

Сегодня вся комбуча производится на полноценном заводе, а бренд представлен в веган-кафе «Мох», в городских кофейнях и барах. Среди вкусов — можжевельник и смородина, чага и клюква или кедр и тархун. Есть у «Карибу комбуча» даже охмеленная комбуча.

HQ Kombucha


Основательница HQ Kombucha Фиона Гикрамина производит комбучу с 2016 года и предлагает напиток как полезную альтернативу привычной газировке. На фоне других комбуча-брендов этот выделяется разнообразием вкусов и активным присутствием на рынке: HQ Kombucha запросто встречаются в супермаркетах.

Среди интересных сочетаний — гибискус, апельсиновая лаванда и мята. Есть и легкая комбуча на зеленом чае сенча.


Combutea появилась в 2017 году благодаря усилиям семейной пары Екатерины и Валентина. Все начиналось как хобби, но постепенно набрало масштабы. Готовят комбучу традиционным способом, используя только натуральные растительные продукты, травы и фрукты. Напиток не пастеризован и поэтому содержит большое количество активных энзимов, витаминов и пробиотиков, которые, как обещают производители, помогают пищеварению и улучшают здоровье кишечника.

Вкусы — кофейная корица (комбуча на кофе), цитрусовый эстрагон, мохито, лимбирь (лимон-имбирь) и другие.

My Komboocha


Сравнительно молодая марка, которая лучше всего представлена в интернете. Составы у My Komboocha более чем понятные, зато сочетания вкусов вполне авангардные: с чайной розой соседствует кисловатый киви, сельдерей, манго с перцем, малина и лаванда. Напитки бренда можно найти в супермаркетах вроде «Ашана» или «Утконоса» и заказать онлайн.

обложка: GCapture — stock.adobe.com