Редакция «Большого Города» рассказывает, каким 2025 год был в культуре, искусстве, гастрономии, кино. Пространство городов тем временем продолжает меняться, поэтому в этом тексте рассказываем о самых ярких, запоминающихся и знаковых событиях в мире архитектуры и жизни городов, которыми запомнится уходящий год. 

Автор: Дарья Лоскутова

 

В Казани открылось новое здание театра Камала

Проект нового здания Национального театра имени Галиасгара Камала, внешне хрупкий и колкий, сразу притянул внимание: скульптурная форма здания на берегу озера Кабан не подчиняется привычной логике этажности и удивляет насыщенностью образа.

Японское бюро Kengo Kuma & Associates и московское бюро Wowhaus работали над архитектурным проектом театра в партнерстве. По замыслу архитекторов строгий фасад, сложенный из крупных треугольников стекла и металла, отсылает к образу «ледяного цветка» — редкого природного явления, которое можно встретить на глади озера у подножья театра. Интерьер, напротив, теплый, богатый, нарядный. Его украшают крупные узоры в позолоте, вдохновленные традиционными татарскими женскими украшениями, замысловатые потолки и стены залов, покрытые лепестками-чешуйками. Получился контрастный, но поэтичный образ: днем здание отражает озеро, небо и город, а с заходом солнца вспыхивает изнутри теплым светом и золотом деталей внутреннего убранства.

Строительство началось в 2023 году, и уже в феврале 2025 года театр принял первое крупное событие — архитектурный форум «Казаныш». Сегодня в залах нового здания театра Камала проводят спектакли, кинопоказы и культурные мероприятия.

город

Как выглядит новое удивительное здание театра Камала в Казани — его сдали на пару лет раньше срока

Шуховскую башню в Выксе перенесли в оживший центр города

В эпоху авангарда инженер Владимир Шухов предложил новый принцип конструкций для обычно громоздких и дорогостоящих технических башен: сетчатый каркас обеспечивал прочность и устойчивость при минимальном весе и почти не заслонял пространство. По этому принципу в 30-х годах на территории металлургического завода в Выксе построили водонапорную башню с ажурным основанием. До 70-х годов башня входила в систему водоснабжения одного из мартеновских цехов завода. В 2018 году башню и город начали готовить к переносу.

Сложный проект курировали специалисты ЦНИИПромзданий и команда реставраторов при участии экспертов по наследию авангарда. Подготовка заняла семь лет, а сама реставрация и перемещение — 15 месяцев: почти вековой индустриальный объект разобрали на 523 сегмента, отреставрировали каждый элемент и бережно собрали заново уже в открытом городском пространстве «Шухов-парка». Официальное открытие прошло в октябре 2025 года. Шуховская башня сохранила статус объекта культурного наследия, а сам процесс переноса стал действительно важным прецедентом в сохранении инженерного наследия для современной России.

К переменам Выкса готовилась заранее, отталкиваясь от мастер-плана бюро Wowhaus, разработанного еще в 2018–2019 годах. В «Шухов-парке» успели сформировать благоустройство и подготовить пространство, в котором перенесенная башня стала ключевым элементом уже сложившейся городской среды. К началу 2025 года здесь открылась гостиница «Шухов» по проекту Frontarchitecture, обращенная окнами на новое расположение башни. Чуть позже по соседству заработал технопарк «Квант ОМК», построенный по проекту бюро «Остоженка» — детский образовательный проект от ОМК, инициатора городских преобразований.

 

 

Открылся самый западный филиал Третьяковской галереи 

Филиал Государственной Третьяковской галереи на Парадной набережной Калининграда открылся масштабной выставкой «Пять веков русского искусства», в которую вошло более 300 произведений живописи и скульптуры из собрания музея. Строительство здания продолжалось четыре года: с декабря 2019-го по декабрь 2023-го. Затем начался этап внимательной подготовки внутреннего устройства здания и его технического оснащения.

Внушительное здание возводилось по проекту бюро «Меганом» — два простых геометричных объема собраны в единую композицию. Вытянутая 50-метровая башня, в которой разместились административные и технические помещения, установлена на монолитном основании с фигурными прорезями редких окон — основном блоке галереи, будто парящем над землей. В его пространствах — экспозиционные залы, детский музей, книжная гостиная, зал для кинопоказов и лекций, студии живописи, графики и печати, медиастудии, гончарная и столярная мастерские.

 

 

«Москва-Сити» и прилегающие районы входят в новый цикл развития

«Москва-Сити» продолжает расти во всех направлениях: в 2025 году анонсировали сразу несколько проектов в деловом центре. Городские власти согласовали архитектурно-градостроительное решение новой башни Top Tower. Строительством этого почти 300-метрового небоскреба на 64 этажа займется компания MR Group. За бионическую архитектуру здания отвечает австрийское бюро Coop Himmelb(l)au — по замыслу это будет высотка с плавными линиями волн, бегущими по поверхности стеклянного фасада, и устойчивым пятиэтажным основанием стилобата. 

Для долгостроя жилой башни One Tower утвердили обновленный проект от главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, разработанный совместно с архитектором бюро «Генпро» Дмитрием Суховым. Первоначальный проект башни от бюро Сергея Скуратова был представлен еще в 2017 году. В 2020 году началось обустройство котлована и свайного основания, но через год строительство остановилось. Сменялись владельцы участка, подрядчики, функция и даже высота здания — в пике она доходила до 445 метров. Но теперь функция и облик One Tower согласованы и утверждены: овальное жилое здание высотой 379,1 метра, собранное из двух башен, соединенных между собой стеклянным мостом на уровне 83-го этажа, планируют построить к 2030 году. Как и в случае с Top Tower, реализацией проекта занимается MR Group. 

Разрешение на строительство получила башня штаб-квартиры объединенной компании Wildberries & Russ на Краснопресненской набережной у моста «Багратион». Архитектурный облик 400-метрового небоскреба создал архитектор Сергей Чобан, сооснователь бюро «СПИЧ». В образе здания — многослойные геометрические чистые формы и стройные вертикали линий, отсылающие к идеям супрематической архитектуры Казимира Малевича. По техническому заданию архитектура башни на видовой точке набережной делового центра должна быть выразительной и выстраивать единую композицию с мостом «Багратион» — который в этом году тоже ждали перемены.

Обновляются мосты и связи в пространстве и времени 

Пешеходный мост «Багратион» — символ архитектурного оптимизма конца 90-х и одна из первых построек будущего делового района «Москва-Сити» — закрыт на долгую реконструкцию. Сооружение 1997 года, соединившее набережную Тараса Шевченко и Пресненскую, тогда казалось обещанием нового времени, но теперь требует обновления. После капитального ремонта, который планируют завершить к концу 2030 года, мост будет интегрирован в башню штаб-квартиры Wildberries, которую начинают возводить по соседству.

На этом фоне открытие моста Академика Королева стало знаком другой, более современной логики. Новый мост связал Фили и Шелепиху, улучшил транспортную связность примерно для полумиллиона жителей и стал важной частью набережной Москвы-реки, которая ожила благодаря благоустройству вдоль комплекса «Береговой» и набережной парка Фили. Получилось пространство с аккуратной пешеходной инфраструктурой и открыточным видом на «Сити», который вечерами выглядит особенно эффектно.

Параллельно город попрощался с монорельсом — еще одним символом эпохи амбициозных нулевых. Впервые об остановке движения и модернизации этого пространства заговорили в 2018 году: убыточный и непопулярный транспорт, запущенный в 2004 году как альтернатива подземному метро, нуждался в переменах. В июне 2025 года судьбу монорельса вынесли на общественное голосование: горожанам предложили превратить его в круглогодичный прогулочный парк, и москвичи приняли это предложение. Последний поезд монорельса, переполненный пассажирами, прошел по своему привычному маршруту 27 июня. Почти сразу дорогу начали демонтировать. Уже в декабре город утвердил проект планировки территории высотного круглогодичного парка на месте Московского монорельса — его планируют открыть в 2027 году. 

 

 

Столичный модернизм оказался под угрозой и стал поводом для обсуждения архитектуры

Несколько крупных построек советского модернизма в 2025 году оказались в центре внимания — обсуждения их реконструкции или сноса вывели на поверхность вопрос о том, что именно Москва готова сохранить от архитектуры второй половины XX века и как принимаются эти решения. 

На Васильевской улице начался демонтаж Центрального дома кино — монументального здания 1968 года. На Новом Арбате решалась судьба здания СЭВ, построенного в 1969–1970 годах: один из ключевых объектов позднесоветского модернизма рассматривали в связке с возможной реконструкцией прилегающего квартала. Большой Московский цирк на проспекте Вернадского, открытый в 1971 году, тоже вошел в повестку обновлений — проект перестройки изящного модернистского здания вызвал волну критики, в результате для нового здания цирка все же выбрали другое место.

Эти события вызвали заметную реакцию профессионального сообщества: архитекторы, исследователи и градозащитники говорили о необходимости взвешенного подхода к модернистскому наследию как к важным слоям городской истории, которые формируют облик Москвы. Но ценно, что тема изменений городской ткани вновь вышла за пределы сообщества, захватив внимание общественности: об архитектуре вновь заговорили.

«Большая глина № 4» уступила место «Садовой лопатке» у «Дома культуры ГЭС-2»

В 2021 году на Болотной набережной, перед «Домом культуры ГЭС-2», фонд культуры V-A-C установил «Большую глину № 4». 12-метровая алюминиевая скульптура швейцарского художника Урса Фишера — отлитый и увеличенный слепок глиняного кома, размятого руками автора, — воплотила метафору акта творения, созидания и преображения. Скульптуру встретили неоднозначно, но за четыре года она стала органичной частью городского пейзажа. Этим летом «Большую глину № 4» демонтировали в рамках запланированной смены художественной доминанты и перенесли к зданию «Новатэка» на Ленинском проспекте.

На ее месте появилась «Садовая лопатка» — семиметровая инсталляция классиков поп-арта Класа Олденбурга и Кошье ван Брюгген. Работа построена на монументализации привычного предмета, который, оказавшись в открытом городском пространстве, обретает новые смыслы и меняет восприятие ландшафта. Скульптуру можно воспринимать всерьез или иронично: как и ее предшественница, она отсылает к созидательному труду и говорит о близости человека, культуры и природы, о культивации новых идей и смыслов.

В Москве открылся Национальный космический центр

Монолитный НКС — словно отдельный город внутри города: строгий, тяжелый, собранный и построенный на месте завода имени Хруничева. В сентябре космический центр по проекту бюро UNK project открыли Владимир Путин и Сергей Собянин — там планируют собрать ключевые организации ракетно-космической промышленности, центральный офис и ситуационный центр «Роскосмоса», конструкторские бюро, научно-исследовательские институты и выставочный центр.

Заметным акцентом НКС на панораме Москвы стала трехгранная башня высотой 288 метров со шпилем и кровлей, выполненной в форме логотипа корпорации «Роскосмос». В ее основании — не менее масштабные корпуса, в которых разместятся исследовательские лаборатории и офисные пространства. Между собой блоки связывает пешеходная галерея. Внутри зданий комплекса спрятана технологичная начинка: 73 инженерные системы — от водопровода и электроснабжения до систем связи с космическими объектами.

Последнее открытие года — музей «Коллекция. Зиларт»

На исходе года случилось долгожданное открытие музея «Коллекция» на территории квартала «Зиларт». Он создан на основе частной коллекции, в которую входит более 8 тысяч произведений искусства, а его художественным руководителем стал Александр Боровский, много лет возглавлявший отдел новейших течений Русского музея. 

Само здание — проект архитектора Сергея Чобана и бюро «СПИЧ» — легко читается как самостоятельное высказывание. Кубический объем в оболочке из стекла и тонких медных лент, переплетенных между собой, напоминает о промышленном прошлом территории бывшего завода ЗИЛ. Внутри — пять этажей экспозиционных залов и общественных пространств, обращенных в атриум и связанных эскалаторами.

«Коллекцию» можно считать образцом по-настоящему современного культурно-выставочного комплекса — многофункционального, открытого и насыщенного. Кроме экспозиционных залов, здесь пространство музея работает как точка притяжения: в просторный 30-метровый холл первого этажа можно пройти, не посещая экспозиционных залов — зайти в ресторан, задержаться у музейного магазина, ассортимент которого основан на собственном кураторском отборе. А для детей до 14 лет здесь обустроили интерактивное пространство «Сон о городе». 

Открытие музея стало важным событием не только для культурной карты столицы, но и для Москвы в целом: в районе, который долго воспринимался как замкнутый жилой массив (хоть и современный), появился институциональный аттрактор, способный стать важной культурной точкой на карте России.

Место

Музей «Зиларт», где искусство становится личным

 

Фотографии: обложка — Глеб Леонов/«ГЭС-2», 1, 2 — Wowhaus, 3 — Третьяковская галерея, 4 — MR Group, 5 — Проектное решение/mos.ru, 6 — Крылов Иван/ CC BY-SA 4.0/ Wikipedia, 7 — Анна Завозяева/«ГЭС-2», 8 — UNK project, 9 — бюро «СПИЧ»