«Если в помещении есть пандус и надписи шрифтом Брайля, то это еще не инклюзия»
Разбираем мифы и факты об инклюзии
Термин «инклюзия» все чаще встречается во время разговоров об искусстве, театре, образовании. Но не всегда ясно, просто ли это модный термин или процесс, который прямо сейчас меняет нашу реальность. «Большой Город» попросил клинического психолога Татьяну Морозову и детского невролога Святослава Довбню, экспертов фонда «Обнаженные сердца», который помогает детям и молодым людям с аутизмом и другими особенностями развития, развеять шесть самых популярных мифов об инклюзии.
Автор: Соня Глухова
Святослав Довбня, Татьяна Морозова
«Обнаженные сердца»
— Начнем с определения: инклюзия — это возможность для всех людей, в том числе и людей с самыми разными особенностями, в равной степени участвовать в жизни общества. Инклюзия не подразумевает каких-то дополнительных преференций отличающимся от остальных людям, это всего лишь возможность для всех участвовать в любых аспектах общественной жизни.
1 миф
Инклюзия — это когда в помещении есть пандус и надписи шрифтом Брайля
Факт: Инклюзивное пространство — это место, которое готово принять людей с любыми особенностями. Важно, чтобы у людей была физическая возможность перемещаться в общественных пространствах и зданиях. Действительно, людям с двигательными нарушениями это помогают делать пандусы, траволаторы, лифты; людям с нарушением зрения — надписи шрифтом Брайля, тифлокомментарии — то есть информация, специально подготовленная для незрячих и слабовидящих для замещения или дополнения визуальной информации. Возможны также специальные адаптации для людей, у которых есть трудности в понимания надписей и печатных текстов.
При этом надо понимать, что потребности у всех людей разные. «Почему-то считается, что доступная среда — это только пандусы, лифты, таблички „Брайля“ и все. Но доступная школьная среда для человека с аутизмом — это индивидуальный тьютор, индивидуальная программа и условия с учетом особенностей восприятия, адаптация материалов и возможность сенсорной разгрузки в специально оборудованной зоне», — говорит Светлана Хабалова, мама ребенка с аутизмом.
Инклюзия начинается не с оборудования общественных пространств, а с людей, которые в них работают. Ведь ценности, которые они разделяют, и специальные знания, которыми они обладают, помогают им определить, что и как должно быть адаптировано в их организации, чтобы она была готова принять людей с инвалидностью. То есть, прежде всего, руководство и сотрудники должны быть последовательными сторонниками инклюзии. Это поможет им найти знания о возможных потребностях людей, необходимых адаптациях, которые могут понадобиться на их рабочем месте и опыте применения таких адаптаций на практике в других учреждениях. И это касается всех: от охранника и гардеробщика до директора.
2 миф
Инклюзия — это только про физическую инвалидность
Факт: Прежде всего, инклюзия — про уважение и принятие всех людей, вне зависимости от их расы и цвета кожи, религиозных убеждений, представлений о жизни, ценностей, физических, интеллектуальных и других особенностей.
Термин «инклюзия» чаще всего используется по отношению к людям с инвалидностью, однако это понятие гораздо шире. Главный принцип инклюзивности — создание равного доступа к социальному процессу для всех, в том числе и для групп людей, которые исторически оказались исключены из общественной жизни: по признакам пола, расы, состояния здоровья, благосостояния, наличия инвалидности.
И, конечно, думая о людях с инвалидностью, нужно понимать, что инклюзия касается не только людей с физическими ограничениями функционирования. Существует множество других особенностей, которые могут приводить к тому, чтобы людям требовалась дополнительная поддержка в повседневной жизни. Так же как и людям с церебральным параличом, многим детям и взрослым с нарушениями зрения, слуха, интеллектуальными нарушениями, нарушениями психического здоровья нужна поддержка, чтобы получить равный доступ к досугу, отдыху, образованию и трудоустройству. Современный мир очень разнообразен, и в нем должно быть место для самых разных людей.
3 миф
Инклюзия — это только то, что касается школы (такой ответ выдают первые строчки поисковых систем)
Факт: Инклюзивная школа — это важный, но лишь небольшой элемент в широком понятии «инклюзивное общество». Поскольку в соответствии с российским законодательством школа является обязательной для всех и ни по какому признаку ребенку не могут в ней отказать — она первая и столкнулась с необходимостью стать инклюзивной. Все остальные части нашего общества тоже движутся в этом направлении, но делают это медленнее.
Московские музеи находятся среди тех, кто продвинулся вперед намного быстрее и дальше на этом пути. Уже сегодня инклюзивными называют себя большинство столичных музеев: в Пушкинском есть карта сенсорной нагрузки для людей с аутизмом, тактильные коллекции для незрячих посетителей можно найти в Музее русского импрессионизма, Дарвиновском музее, Третьяковской галерее, в музее Царицыно проходят тренинги по пониманию инвалидности для специалистов, есть сенсорная комната. Инклюзивные кафе в столице найти сложнее, хотя уже появляются заведения, где людей с особенностями рады видеть не только в качестве гостей, но и сотрудников. А занятия спортом в Москве довольно инклюзивны: в городе есть десятки спортивных комплексов, секций, площадок, которые могут подойти для людей с различными потребностями.
Инклюзивные возможности касаются всех сфер общества: от образования, трудоустройства и сопровождаемой занятости до транспорта, спорта, досуга и возможности получения различных услуг.
4 миф
Инклюзия — это необоснованно дорого
Факт: Инклюзия действительно требует определенных затрат — это касается и обучения, и оплаты работы помогающих специалистов, и специальной организации среды (например, строительство пандусов и другие необходимые адаптации). При этом инклюзия дает огромные возможности как для людей с особыми потребностями, так и для членов их семей и других людей. Также инвестиции в инклюзию возвращаются обществу огромными дивидендами, которые очевидны, хотя их иногда и трудно измерить. Люди, включенные в общество, имеют возможность получить образование, работать, оплачивать товары и услуги. Они платят налоги, участвуют в жизни общества, живут в семье, общаются с друзьями.
Простой пример позитивных изменений, которые несет в себе инклюзия: долгое время женщины не могли иметь доступ к образованию, не работали, так как считалось, что главная задача женщины — это забота о доме и семье. А на сегодняшний день в большинстве стран девочки ходят в школу, женщины имеют возможность работать, также для них открыты учреждения культуры и досуга. То же самое касается и людей с инвалидностью.
Зачастую многие люди с инвалидностью живут в изоляции. Она может возникнуть, если у ребенка или взрослого нет возможности полноценного участия в жизни общества, возможности отдыхать, учиться или работать, как делают его сверстники. В некоторых случаях семья вынуждена поместить его в специальное учреждение — психоневрологический интернат. Такая форма ухода не решает никаких проблем, а лишь создает новые — требует огромных затрат от государства на содержание зданий, оплаты работы персонала. При этом качество жизни людей, проживающих в таких учреждениях, остается очень низким: люди чаще болеют, хуже функционируют, продолжительность их жизни гораздо ниже по сравнению с людьми, которые обладают такими же видами инвалидности, но проживают в открытом социуме.
В последние годы в нашей стране запущен процесс деинституализации: перехода от жизни в закрытых учреждениях к жизни в обществе. Однако немало людей с инвалидностью продолжают жить в подобных интернатах. Получается, что государство пока вынужденно одновременно финансирует две системы: закрытые учреждения и инклюзивные возможности для людей.
Но закрытие психоневрологических интернатов и развитие семейных форм ухода — это только начало процесса инклюзии. Для обеспечения приемлемого качества жизни необходимо развитие всех элементов инклюзивного общества: доступа к досугу, образованию, независимому проживанию, поддерживаемому трудоустройству и многому другому. Все это вместе повышает общее социально-экономическое благосостояние, помогает снизить стресс и конфликты в обществе, способствует росту самооценки и самореализации людей с инвалидностью и членов их семей, помогает развивать новые услуги и целые специальности, формирует новые сектора экономики и дает возможность раскрыть потенциал общества в целом.
5 миф
Инклюзия — это просто очередной модный тренд
Факт: Инклюзия — это не сиюминутное явление и не просто сегодняшнее модное поветрие, которое вскоре пройдет. Наоборот, это важный и неизбежный этап, определенная ступень в развитии любого общества. Инклюзия тесно связана с пониманием важности качества жизни, человеческих отношений и соблюдения прав людей вне зависимости от их особенностей. Весь мир постепенно двигается от сегрегации определенных групп к пониманию ценности каждого человека и созданию возможностей доступа ко всем аспектам общественной жизни для людей вне зависимости от их особенностей. Развитие инклюзии идет рука об руку с социально-экономическим развитием, развитием гуманитарных сфер жизни и вовлечением всех групп населения в развивающую, продуктивную, осмысленную деятельность. Инклюзивность позволяет повышать качество жизни общества в целом. В современном мире развитие образования, отдыха, туризма, спорта, высоких технологий, сферы обслуживания и многих других аспектов функционирования общества просто немыслимо без развития процессов инклюзии и участия.
6 миф
Инклюзия — это то, что выгодно только людям с особенностями
Факт: Инклюзия выгодна всем. Есть научные исследования, посвященные инклюзии в школе. Они говорят, что если инклюзия в школе организована хорошо, то все дети, которые учатся там, получают образование лучшего качества, чем дети в неинклюзивной школе. Если педагоги научатся заботиться об особенных детях, то смогут лучше заботиться обо всех. А если школа в принципе не умеет адаптироваться к особенностям детей — это плохая школа, и она плохая для всех, потому что не может отвечать ни на потребности гениальных детей, ни на потребности тех, у кого проблемы с поведением или с интеллектом. То есть школа, работающая только на «золотую середину», которой в природе не существует, — для всех плоха. Есть реальные примеры, которые это подтверждают, например, в Петербурге в детскому саду № 53 Фрунзенского района в рамках проекта фонда «Обнаженные сердца» работает инклюзия, и в интервью мама типично развивающегося ребенка рассказывает о преимуществах такого формата.
Инклюзия важна и для членов семей, где растут особые дети: их родители получают возможность работать, отдыхать, путешествовать. Инклюзия выгодна для поставщиков товаров и услуг — ими начинает пользоваться гораздо большее количество людей. И наконец, инклюзия важна для всех членов общества, которые начинают больше думать о важности и ценности разных людей, принимать различия, быть более терпимыми и гуманными.