Что важно учесть, если хочется решиться на пластику: Разбираемся с экспертом
Какие нюансы стоят за любой коррекцией лица и тела

Автор: Юлия Самошкина
Бытует мнение, что по степени и механизму воздействия на тело человека пластическая хирургия синонимична главному магическому артефакту — волшебной палочке. И если эталонные пропорции и изгибы не даны от рождения или утрачены за давностью лет, то заполучить желаемое без особых усилий и при определенном объеме финансовых вливаний всегда можно на операционном столе. Но так ли все просто, когда от теории переходишь к практике? Чтобы разобраться в вопросе, «Большой Город» поговорил с пластическим хирургом Ириной Серб.

Ирина Серб
пластический хирург, главный врач клиники Ramiclinic Residence
О современных тенденциях в пластической хирургии
Рынок пластических операций — это та сфера, где маркетинговые инструменты порой действительно играют не последнюю роль. Однако ведущим фактором при любом раскладе все же остается профессионализм доктора и понимание того, что все лица разные. И что бы ни было модно в моменте, и какие бы тренды ни звучали особенно громко, нельзя бездумно выбирать какую-то одну методику. Это большая ошибка, которая на самом деле приводит прежде всего к неудовлетворенности. Лица разные — и все они должны оперироваться по-разному.
Если все же попытаться выделить какую-то яркую тенденцию, в пластической хирургии и эстетической хирургии лица на сегодняшний день ведущим запросом стала естественность. Люди наконец-то перестали хотеть быть похожими на кого-то другого и больше не стремятся кардинально изменить свою внешность. Очевидно, это связано с тем, что сегодня большая часть сознательных людей активно и осознанно работает со своей самооценкой, отчего она становится выше. Как следствие, пациентам скорее нравятся их лица. Другое дело, что, безусловно, есть моменты, связанные со временем или врожденными особенностями, которые современная эстетическая хирургия способна исправить — но опять-таки оставаясь в рамках естественности.
О лифтинге современного образца
Существуют различные типы хирургической коррекции, когда речь заходит о подтяжке лица: эндоскопическое омоложение лица, бьютификация, фейслифтинг, фронтопластика, SMAS-лифтинг... На самом деле методики, которые сегодня широко обсуждаются и пропагандируются в пластической хирургии, существуют давным-давно — только теперь называются несколько иначе. Любой успешно проведенный лифтинг — это фактически синоним возвращения тканей на то место, где они находились в молодости или какое-то время назад, но под действием силы гравитации и других внешних факторов опустились. Однако, как бы это ни называлось с точки зрения терминологии, первостепенная задача хирурга — получить тот результат, на который пациент рассчитывает. Ведь жить и носить это лицо после операции не хирургу, а пациенту.
О причинах отказа в пластической операции
Пластическая хирургия — это во многом хирургия желаний, медицина мечты. Да, есть пластика реконструктивная — это направление хирургии, целью которого является восстановление утраченных тканей и функций организма после травм, заболеваний, врожденных аномалий или операций. Она восстанавливает дефекты, улучшает внешний вид и качество жизни пациента, и это уже жизненная необходимость.
И совсем другое дело эстетическая хирургия, которая служит исключительно улучшению и гармонизации внешности. Бывают случаи, когда нужно и важно отказать пациенту в пластической операции. Основных причин две. Первое — если состояние здоровья пациента не позволяет ему безопасно перенести операцию и анестезию, это ведущий фактор, на основании которого в пластической операции будет отказано. Второе — запрос пациента на результат нереалистичен и настолько завышен, что не соответствует тем исходным данным, с которыми пациент пришел.
Об ожиданиях пациента и эффекте психотерапии в пластической хирургии
Практически с каждым пациентом на этапе вводной консультации мы долго и откровенно разговариваем. Важно понимать: пластика и вся хирургия в целом — это нагрузочная история. Да, пациент испытывает желание преображения, но чаще всего он до конца не отдает себе отчет в том, что это подразумевает серьезную эмоциональную нагрузку и определенные физические страдания. И поэтому та поддержка, которую доктор обязан оказать пациенту как до пластики, так и в послеоперационном периоде, — это обязательная составляющая его ежедневной работы.
Что касается психотерапевтических бесед: чтобы убедить пациента в том, что ему объективно не нужна операция, мы общаемся долго и обстоятельно. Однако не всегда пластический хирург может на сто процентов прочувствовать ту грань, когда пациент остро нуждается в тех или иных изменениях. Потому что никто, кроме нас самих, до конца этого не знает и не чувствует. И если я вижу, что могу сделать лучше, я готова взять пациента на подтяжку лица и в 35 лет. И это не значит, что мне нечем заняться, а мой пациент не вполне адекватен. Просто та планка, которую пациенты устанавливают для себя в плане внешности, порой настолько высока, что только пластическая хирургия способна обеспечить тот результат, к которому они стремятся.
О роли возраста в пластике
По факту нет каких-то условных возрастных рамок, когда пластика разрешена и рекомендована, а когда — нет: все очень индивидуально. Никакой привязки к цифрам в паспорте не существует. Потому что в 35 лет у пациентки может быть синдром дисплазии соединительной ткани, и она может иметь такой гиперэластоз, что ее гравитационные изменения будут выражены куда более значимо, чем у пациента в 55 лет. И также мы не откажем пациенту в операции и в 70 лет, если ни терапевт, ни анестезиолог не выявят к этому противопоказаний: обследование у этих специалистов является обязательным условием прохождения предоперационной подготовки.
О липосакции новой формации
Я очень давно в эстетической хирургии и могу с уверенностью сказать: раньше мы делали гораздо больше липосакций, притом более массивных. На сегодняшний день абсолютной нормой стало не просто выглядеть молодо, а в целом вести здоровый образ жизни. И большинство пациентов — как совсем молодых, так и более зрелых — следят за питанием, весом, физической формой, регулярно занимаются спортом.
Вместе с тем эта процедура как была популярна раньше, так и сохраняет свою востребованность по сей день. Вот только специфика современной липосакции ощутимо отличается от того, что мы делали 15–20 лет назад. Это не просто удаление жира, это вытачивание и скульптурирование ультразвуком тех рельефов и изгибов, которые присущи молодому телу. На сегодняшний день это стало возможным.
О реабилитации после пластических вмешательств
Любой реабилитационный период сложно назвать простым, но это решаемая проблема. Особенно когда мы проводим ее в тесной связке с командой косметологов. На сегодняшний день абсолютно очевидно: получение наилучшего результата в эстетической хирургии лица возможно только при условии тесного сотрудничества с косметологическим отделением.
Если до пластики необходимо качественно подготовить ткани к операции — это и улучшение микроциркуляции, и работа с какими-то воспалительными явлениями, и уплотнение кожи в случае гиперэластоза, и борьба с куперозом, — то во время операции это, например, весьма востребованная процедура игольчатого RF-лифтинга или лазерная СО2-шлифовка кожи. Для пациента это максимально комфортно, поскольку он находится под наркозом и качественно обезболен.
Хирург со своей стороны воздействует на позицию тканей и может устранить проявления птоза. Однако на качество кожи хирург не может воздействовать никак. Поэтому говорить, что хирург и косметолог — это конкуренты, могут только люди, которые совсем не понимают сути происходящих процессов.
Тандем хирурга и косметолога особенно важен в послеоперационном периоде: реактивность травмированных тканей, которая имеется у любого пациента после хирургического вмешательства, требует раннего купирования отека. Потому что длительное существование отека само по себе приводит к формированию фиброза, а фиброз усиливает лимфостаз. И все, круг замкнулся.
Да, нужно понимать, что сочетанное воздействие хирурга и косметолога, с одной стороны, может в некоторой степени увеличивать реабилитационный период, но на выходе результат всегда будет гарантированно лучше.
Обложка: primipil — istockphoto.com