В рубрике «Машина недели» мы рассказываем о необычных автомобилях горожан — восстановленных машинах со сложной судьбой, раритетных моделях, современных электромобилях, классике немецкого автопрома, американских маслкарах и дедовых «копейках».

Девять лет назад основатель студии и мебельного бренда Delo Design Арсений Бродач купил автомобиль Volvo 1979 года выпуска. В известном смысле эта машина стала не только элементом имиджа Арсения, но и вдохновила на создание собственной компании: высокий стандарт качества, надежность и функциональный дизайн Volvo — принципы, которыми наш герой руководствуется и в своей работе. Арсений рассказал «Большому Городу» о том, каково это — владеть сорокалетним автомобилем, а также об эволюции, которую прошел вместе с машиной.

Автор: Анна Коварская
Фотограф: Виктор Юльев

Марка

Volvo

Модель

244 GL седан

Год выпуска

1979

Объем двигателя

2,1 л

Мощность

107 л. с.

Максимальная скорость

150 км/ч


Арсений купил Volvo 244 девять лет назад на «Авто.ру» у пожилой женщины: в ее жизни произошли перемены, и машина стала не нужна. В 2013 году Volvo обошлась в 90 тысяч рублей. «Я был бедный, на новую машину у меня не было денег», — говорит Арсений. На тот момент автомобилю было 34 года. Не будучи ни профессионалом, ни автомобильным гиком, Арсений, впрочем, уже тогда понимал, что это будет «живучая» машина. «Марка Volvo — это знак качества». Кроме цены, ему очень понравился честный и функциональный дизайн. Сперва Арсений думал, что немного на ней поездит и купит что-то другое, но пользуется машиной до сих пор.

«Когда я купил Volvo, мне было 25 лет. Я в ней почти жил, машина была важной частью моего имиджа — ее все узнавали. Еще я постоянно носил косуху и слушал Pink Floyd. У меня был очень роковой образ. Я часто ездил на тачке просто для развлечения, слушал музыку и тащился от этого. Прошло девять лет. Я не очень много проехал на Volvo за это время — всего около 60 тысяч километров. Машина остается моим важным аксессуаром и эволюционирует вместе со мной. У меня сменились приоритеты, мой образ поменялся. Я меньше времени провожу в машине и в барах, больше — в офисе и дома. В свои 34 года я стал менее романтичным, косуху уже не ношу и редко катаюсь на машине просто так: в мои годы нужно больше ходить пешком. Машина тоже меняется: например, раньше на морде были прямоугольные фары, я поставил круглые, от модели 1976 года выпуска, — мне так больше нравится».

Через семь лет после покупки Арсений решил отреставрировать машину: она начала ржаветь и сыпаться. Реставрация обошлась примерно в 300 тысяч рублей. При реставрации Volvo немного изменили цвет: в оригинале он был ярко-красный, с годами выцвел и заматовел; для покраски Арсений выбрал благородный терракотовый оттенок. Кузов был полностью отреставрирован, сиденья переобиты, поставлены новые фары и радиаторная решетка, новые зеркала и детали интерьера. Владелец не стал обращаться к специалистам по реставрации ретроавтомобилей. Фары и решетки нашел сам, что-то купил на eBay, что-то прислали товарищи из Европы. Некоторые детали подогнал друг Алексей — любитель старых Volvo из Петербурга. Спидометр и прочие датчики включаются не всегда: электрика 1979 года иногда работает, иногда нет, но Арсения это не беспокоит.

За годы владения машиной Арсений вложил в нее порядка 500 тысяч рублей. Иногда что-то ломается: двигатель не заводится, отваливается глушитель, что-то не так с карбюратором. Арсений обзавелся контактами мастеров, которые ремонтируют машину. Например, ему помогает единственный в городе специалист по старым карбюраторам, который владеет почти отжившим ремеслом сродни настройке старого рояля. Иногда случается непредвиденное: один раз прямо в дороге загорелся двигатель. Арсений с товарищем ехали по Приморскому шоссе у Лахты, слушали музыку. «Я тогда еще не знал, что о старых автомобилях надо заботиться внимательнее, например, что надо регулярно проверять уровень масла, а не полагаться на сигнал лампочки», — говорит Арсений. «Двигатель „выпил“ масло, перегрелся, капот начал дымиться. Это было стремно, ведь когда горит старая машина, ты думаешь, что она вот-вот взорвется. Мы остановились, открыли капот — а там огонь. Тушили водой из реки. После этого я стал следить за уровнем масла».

«Мне редко нравятся современные машины — они скучные. Особенно мне не нравятся те машины, которые притворяются „современными“, „роскошными“ или „быстрыми“. Современные автомобили созданы для того, чтобы их обладатель зависел от корпораций: постоянно их обслуживал, хотел новую модель, брал новые кредиты. Многие покупают эти машины, потому что хотят понтоваться, показывать свой статус и достаток. Я считаю, что купить старую Volvo за 90 тысяч рублей и отреставрировать ее — понтовее, в этом больше индивидуальности. Это стильная тачка. Сейчас это уже не просто старая машина, а раритет, ей 43 года. После реставрации я стал ее беречь, но пылинки не сдуваю. Это функциональная и удобная машина, я на ней езжу, когда мне надо. Она заводится зимой, быстро разгоняется, отлично управляется. Максимально я разгонялся на ней до 140 км/ч, средняя скорость на трассе — 110 км/ч. Нет ощущения, что едешь в развалюхе, машина движется очень уверенно и плавно. Но на большой скорости двигатель достигает больших оборотов, его жалко. Я заправляюсь 95-м бензином. Volvo ест много топлива — до 20 литров на 100 километров, если ездить по городу и много стоять на светофорах. В этой машине довольно шумно, но мне это скорее нравится — я открываю окно, чтобы слышать двигатель и дорогу».

Когда Арсений только начинал ездить, часто смотрел по сторонам. Ему было важно, что на машину обращают внимание. Но вскоре он перестал это замечать: говорит, «получил достаточно лайков». У автомобиля даже есть свой аккаунт в инстаграме*, куда автовладелец изредка что-то выкладывает. Арсений живет в центре, на углу Фонтанки и Гангутской улиц, там всегда людно, туристы любят фотографироваться у машины. По его наблюдениям, на Volvo чаще реагируют мужчины среднего возраста, а не девушки. «Машина живет на улице, этой зимой было два неприятных происшествия: с крыши на нее упал лед, а спустя неделю кто-то разбил окно. Пришлось снова реставрировать. Ремонт обошелся примерно в ту же сумму, за которую машина была куплена девять лет назад. Каско на машины такого года выпуска не делают — страховым компаниям это невыгодно».

«Volvo — это хороший бренд, он внушает уверенность. 240-я серия — это культовые автомобили, они выпускались с 1974 по 1993 год, многие машины на ходу до сих пор. В каком-то смысле компания Volvo, создав такой долговечный автомобиль, отняла прибыль у самой себя. При должном уходе 240-е Volvo могут жить очень долго. В какой-то степени дизайн Volvo вдохновил меня, когда я создавал свою компанию Delo. Мы стремимся к рациональности в дизайне: это касается и производства, и эксплуатации наших предметов. Мы экологичны настолько, насколько это возможно при производстве мебели в России. Я думаю, что старая машина экологичнее новых. Да, она потребляет больше бензина, но она заменяет собой десять новых машин, производство которых вредит окружающей среде гораздо больше. Средний автомобилист меняет машину каждые три года, а моей Volvo уже сорок три, и я собираюсь использовать ее еще долго. Ни за что ее не продам, она мне очень дорога. Если возникнет необходимость больше перемещаться, возможно, куплю другую. Но эту обязательно оставлю. Эта машина меня радует. Надеюсь, она меня переживет».

*Meta Platforms Inc., которая владеет Facebook и Instagram, признана в РФ экстремистской, ее деятельность на территории страны запрещена.