Арт-жизнь в России сегодня не богата на выставки и сильные высказывания о современности — в государственных и частных институциях отменяют проекты и все чаще звучит слово «цензура». Мобилизация еще больше подстегнула эмиграцию самих художников и арт-проектов, — например, фестиваль медиаискусства Cyland сейчас проходит в Ереване. Парадоксально, но хорошее современное искусство, созвучное текущему моменту, от российских художников можно носить с собой и на себе. Мерч и коллаборации с брендами сейчас — возможность для авторов прокормить себя и не вступать в отношения с государством. Кроме того, некоторые вещи продают с целью фандрайзинга для гражданских инициатив и благотворительных фондов.

По просьбе «Большого Города» арт-критик и создательница телеграм-канала «Твой стремный коллаб» Александра Генералова выбрала шесть самых интересных за последнее время коллабораций брендов и современных художников.

Текст: Александра Генералова

Eto znak! х Befree

Художник из Петербурга Арслан Ибрагимов два года работает над проектом Eto znak! , суть которого — давать надежду и поддержку ободряющими фразами в духе «Я так горжусь тобой!» С помощью фотошопа Арслан помещает их на фотографии рекламных баннеров и городских стен. Инстаграм* Eto znak! сейчас читают 531 тысяча подписчиков, а телеграм — 197 тысяч. Художник уверен, что такая наивная искренность в духе философских статусов из «ВКонтакте» сейчас куда нужнее, чем постирония. Если вы считаете также — обратите внимание на капсулу, которую Арслан создал вместе с петербургским брендом Befree. Кстати, одну из фраз для этой коллекции — «В тебе есть вся любовь, в которой ты нуждаешься» — придумала подписчица соцсетей Befree, 16-летняя школьница Соня Сальваторе. Бренд будет отчислять девушке 3 % от продаж лонгсливов.

Футболка унисекс

1 299 рублей

Лонгслив унисекс

1 799 рублей

Коллекция Manifesto 2022 от творческого объединения Kruzhok

Творческое объединение художников Kruzhok за свою историю выпустило коллекции с Политехническим музеем и Музеем космонавтики, брендами Levi’s и Pepsi. После февраля ребята искали способ вернуть себе мотивацию и смысл дальнейшей работы. В разделе Manifesto 2022 на сайте объединения собраны вещи, сделанные вместе с молодыми художниками в отрыве от национально-территориального контекста. Часть денег от продажи каждого свитшота или футболки идет на поддержку благотворительных фондов и инициатив, поддерживающих гражданских активистов и беженцев. Например, каждая  тысяча рублей от продажи нежно-розового свитшота с рисунками иллюстраторки Кати Дорохиной идет в проект nasiliu.net. Покупая кофту Solidarity с пацификами от художницы комиксов Наташи Темежниковой, вы жертвуете ту же сумму комитету «Гражданское содействие», который помогает мигрантам.

Свитшот Solidarity

6 500 рублей

Свитшот Pink

6 500 рублей

Kruzhok х музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского

Еще одна коллаборация от ребят из Kruzhok — лучший подарок другу или самому себе перед эмиграцией. Коллекция была создана для частного музея Иосифа Бродского «Полторы комнаты», который расположен в квартире, где поэт родился и провел молодость вплоть до отъезда из СССР. Каждая вещь вдохновлена экспонатом музея — это рисунки, фотографии, фактуры из коммунальной квартиры №28. На одной из футболок — самая последняя фотография Иосифа Бродского, сделанная на родине, 4 июня 1972 года. Ее автор, друг поэта Михаил Мильчик, нажал на спуск фотоаппарата ровно в тот момент, когда Бродского окликнули в аэропорту и пригласили на посадку в самолет.

Футболка

5 000 рублей

Рубашка

9 000 рублей

Жилетка

10 000 рублей

Мерч фестиваля стрит-арта «Карт-бланш» и Ильи Варламова

«Карт-бланш» — это это партизанский фестиваль уличного искусства родом из Екатеринбурга, который проходит уже пятый год подряд. В этом году его проводили на деньги, собранные краудфандингом. Как бы пафосно это ни звучало, но «Карт-бланш» в этом году — глоток свежего воздуха в зацензурированном российском арт-пространстве, потому что его художники все еще делают острые политические высказывания. Стрит-арт недолговечен по своей природе, тем приятнее носить любимые работы на себе в прямом смысле слова. В магазине мерча блогера Ильи Варламова можно купить набор из пяти футболок с работами «Карт-бланша» разных лет. Например, «Совковые скрепы» — коллаборацию с художницей Леной Шубенцевой.

Набор из 5 футболок

15 000 рублей

Игральные карты из коллаборации Вики Когай и бренда Avgvst

Помните, как в детстве мы частенько играли в «дурака» на даче или во время долгой дороги в поезде? Кажется, что сейчас эту практику можно рассматривать как терапевтическую, особенно с картами от художницы Вики Когай, созданными для ювелирного бренда Avgvst. Эта нежная колода — размышление о том, как могли бы выглядеть современные короли и королевы. Вместо оружия и атрибутов власти у них в руках цветы.

Колода карт

3 950 рублей

Художники галереи Sample и бренд Apparelapparelapparel

Бренд Apparelapparelapparel — поставщик приятных вещей, созданных в коллаборации с музыкантами «СБПЧ» и Мусей Тотибадзе, а также художниками Алесандром Дубинским и Наной Тотибадзе. Их последняя коллекция с авторами онлайн-галереи Sample — находка для любителей «наивного стиля» в искусстве.

Например, «Ангел в цветах» Полины Коваль напоминает рисунки Натальи Гончаровой, гениальной художницы начала XX века и автора, возможно, лучшей серии о войне «Мистические образы войны».

Лонгслив «Животное идет назад»

4 600 рублей

Футболка «Паутинки»

3 600 рублей

Лонгслив «Ангел в цветах»

4 600 рублей

* Meta Platforms Inc., которой принадлежат Facebook и Instagram, признана в РФ экстремистской организацией, ее деятельность на территории страны запрещена

Фотографии: обложка, 4, 5, 6 — APPARELAPARELAPPAREL, 1, 2, 3 — KRUZHOK