Текст: Катя Полонская

Отказ брендов от работы в РФ, задержки поставок, разрыв рабочих цепочек, подорожание или исчезновение товаров — в последние месяцы эти явления мы наблюдаем ежедневно. Однако «Абибас» с «Дядей Ваней» только видимая верхушка пирамиды, изменения происходят во всех сферах. Мы поговорили с представителями разных индустрий о том, как сегодня живет их бизнес и какие проблемы приходится решать, насколько подорожает продукция и изменится ли ассортимент.

Антон Неяскин

кофаундер магазина интимных товаров Tizzi

— Мы находимся в индустрии, которая не подвержена кризисам. Это было доказано прошлыми периодами. Вспомните любой секс-шоп, который вы видите в городе по пути на работу. Наверняка он стоит там всю жизнь. Так получается из‑за достаточно высокой маржинальности. Поэтому, когда возникает значительная индексация из‑за изменений курса валюты, производители стараются подстраиваться под рынок. К тому же интимные товары — это не товары первой необходимости, люди покупают их не регулярно, поэтому изменение цен часто проходит для потребителя незаметно.

Тем не менее санкции повлияли на поставщиков — часть из них отказалась вести свой бизнес в России по личным убеждениям. Но подавляющее большинство производителей поддерживает наш рынок. Сегмент sexual wellnes всегда был бунтарским и анархистским, поэтому здесь принято поддерживать идейных людей и проекты. Мы ожидаем, что цены на самые популярные бренды увеличатся примерно на 30 %. Растет курс, а с ним и стоимость производства и транспортировки.

Российских альтернатив ушедшим брендам нет, местное производство составляет примерно 1 % от всей индустрии. Китайские альтернативы тоже подорожают, так как рубль ослабляется и на фоне юани. Возможно, повысится популярность менее высокотехнологичных, но более дешевых девайсов. Также мы думаем, что ретейлеры, которые могут себе это позволить, начнут запускать собственные бренды с китайским производством. Но надо учесть, что подавляющее большинство европейских брендов тоже производится в Китае на современных и технологичных фабриках.

Мы видим увеличенный спрос на менструальные чаши и сейчас разрабатываем свой собственный продукт. Критичного падения спроса на интимтовары не было. Люди испытывают стресс: кто‑то меньше думает о близости, а кто‑то, наоборот, с помощью секса и мастурбации снимает напряжение.

Продвижение нашего магазина преимущественно шло через блогеров, так как многие маркетинговые площадки из‑за специфики товара для нас были под запретом. Сейчас инфлюенсеры не могут публиковать интеграции, как раньше, — и в силу неуместности, и в силу изменений площадок. Наша зависимость от социальных сетей сыграла нам не на руку, но сейчас ситуация постепенно исправляется. Наступает время стартапов и игроков, которые мыслят нестандартно — и в плане продуктов, и в плане форматов, и в плане рекламы.

СОЦСЕТИ

Как блокировка инстаграма* повлияла на стилистов, художников и дизайнеров

Читать

Екатерина Бернар

владелица винтажного магазина Cvet Vremeni

— В режиме своей работы я ничего сильно менять пока не планирую. В сфере винтажа я уже много лет, поэтому не сильно завишу от поставок из Европы — контакты есть и здесь, но отказываться от своих иностранных находок я пока тоже не планирую. Ситуация сейчас примерно как в начале пандемии: транспортные компании пока работают, но задержки в доставке, к сожалению, неминуемы. На объемах моей работы происходящее тоже вряд ли сильно отразится — я всегда искала вещи точечно, делая акцент на уникальность и качество, а не количество.

Что касается цен, они не изменятся для местных находок, но, конечно, возрастут для закупок в евро. Я буду стараться держать планку и делать наценку минимально возможной для себя, еще более тщательно отбирая такие позиции.

Очевидно, что покупательная способность в ближайшее время заметно упадет. Но для меня это не повод прекращать любимую деятельность, ведь это один из немногих способов сейчас порадовать себя и тех, кто разделяет мою любовь к вещам с историей.

Маша К.

владелица винтажного магазина

— Я продолжаю работать в условно штатном режиме, хотя каждый пост дается все тяжелее. Пришлось выразить свою позицию относительно «спецоперации» в сторис и напоминать ее в каждом посте. Кто-то отписался (процент небольшой), я рада такому оттоку и рада, что среди моих подписчиц таких немного. Но сам мой формат кажется сейчас глубоко неуместным: показывать одежду на себе, крутиться перед камерой, монтировать видео под музыку.

Инстаграм (Принадлежит Meta Platforms Inc., которая признана в России экстремистской организацией) — мой главный инструмент продаж; когда представляю, как это выглядит в сегодняшней ленте, становится гадко. Подписчицы просят продолжать, говорят, что им нужна красота, эстетика, чтобы выдохнуть. Но допускаю, что могу остановить работу на неопределенный срок. Ремарка: это мой единственный заработок.

Примерно половина моих закупок — зарубежные аукционы с доставкой из Британии и Штатов. Для отправки оттуда пользуюсь дочерним сервисом российской транспортной компании. Там уверяют, что доставка не остановится, но увеличится срок: самолетом до Финляндии, оттуда по земле, с растаможкой в Москве. Как это будет на деле, не знает никто.

С учетом курсов валют зарубежная закупка становится все менее выгодной. Я всегда старалась брать не количеством, но качеством, покупать дешевое мне неинтересно. Какое-то время смогу публиковать зарубежные запасы, накопленные за прошедшие полгода: собрана неплохая летняя коллекция, которую специально придерживала к сезону. Цены, однако, вырастут неизбежно. По крайней мере, цены на вещи из-за рубежа. Постараюсь находить больше вещей здесь (барахолки, «Авито» могут стать богаче — это неизбежное следствие спада экономики). Другое дело, что достойные коллекционные платья могут оказаться просто невостребованными у покупателя, ведь они и раньше были недешевы, а станут еще дороже.

Мой бизнес никогда не был для меня just business: только по любви, только по совести. Девушки всегда тянутся к красоте, даже из ничего, даже в лютом дефиците что-то изобретают. Сегодня отправила посылку в Воронеж. А ведь теперь это не просто точка на карте.

Светлана Ефремова

CEO и PR магазина «Сахарок»

Мы закрыли два магазина: в Цветном — 15 марта, в конце марта — на Artplay, остался только онлайн-магазин и наш офис, куда тоже заходят покупатели. Глобально мне хочется быть более мобильным человеком, а наличие физических магазинов требует много внимания.

Спрос упал. Наша целевая аудитория — средний класс, который сейчас стал беднее, расслоение увеличилось. А украшения — не продукт первой необходимости, скорее эмоциональная покупка, чтобы себя порадовать. Сейчас люди стараются тратить деньги на какие-то долгоиграющие вещи, я знаю, что хорошо продается классическая базовая одежда и обувь — там всплеск.

Мы продаем только русских дизайнеров, свои украшения тоже производим в России. Единственное, от чего мы зависим — цены на серебро и золото, которые уже увеличились в два раза (на серебро). И нам тоже придется в течение апреля цены увеличивать минимум на 50 %, если мы этого не сделаем, то не сможем заказать следующую партию украшений.

Хочется сейчас наладить работу нашего онлайн-магазина, сделать бесплатную доставку с примеркой, работать над конверсией сайта. Когда мы получим такие же продажи онлайн, какие были до закрытия офлайн-точек, будем планировать дальше. Долгосрочное планирование сейчас невозможно, конечно. Ассортимент же, наоборот, расширяется, скоро появятся бренды керамики для дома, но украшения остаются костяком нашей марки.

Александр Маланин

сооснователь бренд одежды «Олово»

Для нас в большей степени ничего не изменилось. В такой сложной ситуации мы, кажется, остались даже в выигрышном положении: мы всегда работали с локальными производствами, и большая часть тканей были тоже российскими — например, шубы и тулупы «Олово» полностью сделаны в России из отечественных материалов. Сейчас совместно с крупными производствами мы также разрабатываем собственные ткани, которые будут соответствовать нашим высоким стандартам.

Основная часть используемой ткани отечественная, но что-то мы заказывали из-за рубежа (например, в новой коллекции используется японский деним). Основные проблемы — задержка поставок, а также курс валют и сложности с платежами. Мы не планируем какое-то значительное сокращение ассортимента, все наши ключевые модели останутся в наличии. Также сейчас мы работаем над линией «Олово. Спорт», планируем расширять ее и выпускать одежду для детей. И расширяем «Олово. Дом», линию предметов для дома, в которой все вещи также производятся локально.

Цены менять мы не планируем — все, что сейчас есть в наличии, будет продаваться по той же цене. Цены могут измениться в будущем только на новый ассортимент.

Ольга Малюга

основательница бренда IVOLGA

— Сейчас у нас есть запас ткани как минимум на сезон, плюс мы сразу быстро запаслись, связавшись с постоянными поставщиками. Я сразу высказала свою позицию относительно происходящего своей аудитории и продолжала работать.

Команда СММ быстро отреагировала и запустила площадку во «ВКонтакте», канал в Telegram уже работал. Я выхожу в прямые эфиры каждый день: рассказываю о работе бренда, приглашаю психологов, аналитиков, проговариваю со специалистами и аудиторией чувства, страхи, как с этим можно справляться.

С 1 марта я приглашала людей в шоурум просто пообщаться, обняться и показать, что бренд рядом: я помню свой опыт работы в пандемию, когда с 1 марта по 30 апреля я провела 60 прямых эфиров, выходя каждый день к людям, рассказывая о своей жизни. Именно эти события нас очень сильно объединили.

Кроме того, я собираю базу небольших производителей, которым будем помогать с реализацией их продукции, а бренд является попечителем благотворительного фонда «Жизнь как чудо», от каждой покупки команда перечисляет средства в фонд.

Поставки лишь увеличились в сроках — вместо трех недель доставляют за четыре. Помимо этого и стоимости валюты, ничего не изменилось. Ассортимент не изменился, но изменилась последовательность производства — сейчас коллекции выходят небольшими дропами каждый месяц, чтобы у аудитории была возможность принять решение о покупке взвешенно. Было принято решение цены удержать до конца года — это принципиальная позиция.

* Власти считают Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) экстремистской организацией, ее деятельность запрещена на территории России

Обложка: IVOLGA