«Об этой тишине заговорят потом»: Как сейчас работают региональные арт-проекты
Три сообщества — о своей деятельности и планах на будущее в условиях неопределенности
Автор «Большого Города» Катерина Подобуева изучила историю независимых арт-сообществ в России и поговорил с тремя самоорганизациями из Нижнего Новгорода, Курска и Железногорска, которые за время своего существования стали полноценными независимыми арт-институциями и важными точками на картах своих городов. Студия «Тихая», ЦСИ «Цикорий» и ЦСИ «Чудо» рассказали об истории своего создания, работе и планах на будущее в текущей ситуации.
Автор: Катерина Подобуева
Редактор: Иван Бочаров
Что такое художественная самоорганизация
Самоорганизации — одна из самых популярных форм художественной кооперации в российской арт-среде. Это сообщества художников, кураторов, теоретиков искусства и арт-менеджеров, которые вместе работают, проводят выставки и создают проекты в соответствии со своим коллективным видением. От традиционного формата институций и галерей самоорганизации отличает относительная независимость, связанная с тем, что в них часто нет владельца в традиционном понимании, основного спонсора, от которого зависело бы все существование пространства, или главного идеолога, который бы единолично продумывал путь развития сообщества. Самоорганизация — это если не полностью, то частично горизонтальная структура, в которой доминирует принцип коллективного принятия решений.
Почему они появились в России
Форма самоорганизаций была почти единственным способом существования современного искусства в СССР. Часто такие сообщества становились чем-то вроде самопровозглашенной институции, когда иного пути для комфортной работы и организации выставок либо не было вовсе, либо существующие пространства не могли дать той свободы и тех условий, которые были необходимы для развития художественных практик.
Первыми прототипами современных самоорганизаций можно считать сквоты, популярные в 80–90-е в Москве и Санкт-Петербурге. Это были захваченные художниками под мастерские заброшенные или определенные под снос или капитальный ремонт здания. Среди самых известных сквотов, оставивших свой след в искусстве: «Детский сад», «Фурманный», ныне существующая как культурный центр «Пушкинская-10» и другие. Но эпоха сквотов начала угасать уже ко второй половине 90-х с развитием государственных и меценатских институций. Постепенно начали появляться галереи и музеи — художникам больше не нужно было самим создавать институции.
Однако совсем иначе обстояли дела за пределами столиц. Первые центры современного искусства там начали появляться значительно позже, ближе к 2000-м. Например, филиалы ГЦСИ (Государственный центр современного искусства) открылись в 1997 году в Калининграде и Нижнем Новгороде, годом позже — в Екатеринбурге, а с 2010-го поочередно во Владикавказе, Томске, Самаре и Саратове. Однако подобных пространств было крайне мало. К тому же часто они были единственными во всем регионе и имели свой четкий выставочный и концептуальный план. Со временем в некоторых городах начали появляться галереи, многие из которых начинались как самоорганизации, то есть собирались из группы единомышленников, художников и кураторов, стремившихся создать альтернативные пространства, в которых они могли бы работать и проводить выставки в соответствии со своим видением.
А что сейчас
С годами ситуация улучшилась, галерей и институций становилось все больше. Однако во многих городах арт-пространств до сих пор значительно меньше, чем в Москве и Петербурге. И тем не менее художники и кураторы в регионах ищут новые способы кооперации и развивают локальную арт-среду. Сегодня у самоорганизаций расширилось поле их деятельности. Такие арт-пространства, как студия «Тихая», ЦСИ «Цикорий» и ЦСИ «Чудо», в отличие от своих предшественников, не являются полузакрытыми сообществами художников: они открыты для аудитории — создают выставки, приглашают в свои мастерские, организовывают выставочные и образовательные проекты. Мы поговорили с этими арт-пространствами о том, как в сегодняшнее нестабильное время они продолжают объединять людей и говорить об искусстве, часто становясь safe space для жителей города.
— Как появилась ваша самоорганизация?
Студия «Тихая», Нижний Новгород
Алиса Савицкая
главный куратор
— Студия «Тихая» — это девять художников-резидентов, работающих вместе в мастерской, а также небольшая команда кураторов и арт-менеджеров, нанятых ими для сопровождения художественной деятельности. С 2015 года студия проделала путь от самоорганизованного рабочего пространства для художников до профессиональной институции. Сегодня наравне с мастерскими здесь реализуются выставочные, публичные, научно-исследовательская и архивная программы.
ЦСИ «Цикорий», Железногорск
Коллективный ответ
— «Цикорий» создавался как фантазийный коллективный мир, полный эксперимента. В этот мир по плану все хотели бы окунуться и, следовательно, приехать или переехать в Железногорск. Оазис свободы, который выходит за границы искусства и разумного, давал нам возможность менять правила, оставаясь школьниками.
ЦСИ «Чудо», Курск
Коллективный ответ
— Все началось с помещения: сначала в нем были локальные выставки местных художников, потом инициативу на себя приняла Василина Мамзурина, нынешний главный куратор пространства. Ее целью было создать место, где было бы комфортно каждому человеку — как художнику, так и зрителю. Сначала центр носил название «Дом культур» и в основном на выставках были представлены работы местных художников. Пространство требовало ремонта и смелых решений — тут и появилось «Чудо». Мы провели крупный ремонт, а вместе с ним и ребрендинг. Сейчас на наших выставках представлены работы художников со всей России.
— Какие формы взаимодействия со зрителями у вас были изначально и как они развивались?
Студия «Тихая», Нижний Новгород
Алиса Савицкая
главный куратор
— У каждого художника — резидента студии есть свой круг партнеров, коллекционеров, поклонников и друзей. В сумме они и образуют аудиторию студии, которая с годами увеличивается. Помимо рабочих контактов, растет число внутренних и внешних туристов, которые открывают город через современное искусство.
ЦСИ «Цикорий», Железногорск
Коллективный ответ
— Всегда руководствовались принципами вовлечения — к нам мог прийти любой и сделать что угодно. Но в то же время горожанам всегда казалось, что у нас закрытое сообщество, в которое нужно проникнуть. Но наблюдать всегда можно было всем. Этот формат не изменился, изменились мы и те, кого мы хотим видеть в своих кругах.
ЦСИ «Чудо», Курск
Коллективный ответ
— «Дом культур» в основном уделял время перформативной форме, сейчас мы углубились в формат медиаций: наш администратор проводит индивидуальный разговор о современном искусстве с каждым гостем.
— Изменились ли подходы к работе со зрителем после 24 февраля и 21 сентября? Какие планы на сейчас и ближайшее будущее?
Студия «Тихая», Нижний Новгород
Алиса Савицкая
главный куратор
— Главной формой взаимодействия было и остается неформальное общение, в котором личный контакт и впечатления друг о друге имеют первостепенное значение. Студия — это не публичное пространство, оно не предоставляет культурных услуг и не занимается обеспечением досуга. Люди приходят к художникам в гости в рамках анонсированных слотов и по договоренности — так было и в феврале, и в сентябре, и будет дальше.
В планах — жить и работать в Нижнем Новгороде, если только обстоятельства непреодолимой силы не разлучат нас. Сейчас любая деятельность отдает бессмысленностью и бессилием, но мы стремимся беречь сложность мировосприятия и отношений.
ЦСИ «Цикорий», Железногорск
Коллективный ответ
— Мы посерьезнели. Подсознательно. Сейчас ощущаем себя еще больше лодкой в океане, которой нужно выжить и чего-то дождаться. Мы не прекращаем свою деятельность, так как работа спасает от тревоги.
ЦСИ «Чудо», Курск
Коллективный ответ
— Мы долго продумывали план действий, были даже мысли закрыться. Но приняли решение создать островок психологической безопасности для наших гостей. Мы поменяли план выставок, сделав упор на теплые и объединяющие темы. Также планируем еженедельно устраивать психологические практики, которые помогают справится с тревожностью и стрессом.
— Как выстраивались, трансформировались экономика и бюджет вашей самоорганизации? Изменились ли они после 24 февраля?
Студия «Тихая», Нижний Новгород
Алиса Савицкая
главный куратор
— До недавнего времени художники просто скидывались на аренду и общие нужды, например на приобретение инструментов или офортного станка. Сейчас бюджет институции, в том числе гонорары приглашенных сотрудников, формируются из процента с продаж произведений, грантовой поддержки и доходов от разных форматов посещения студии. Направление, которое, очевидно провисло после 24 февраля, — это патронская программа, которую мы толком и не успели запустить.
ЦСИ «Цикорий», Железногорск
Коллективный ответ
— Раньше было больше партнерских проектов, сейчас крупный бизнес стал неотзывчивым. Мы ушли от коммерческих стартапов, потому что не можем над собой издеваться. Сейчас — только большие грантовые проекты, неспешные и для нас исторически важные.
ЦСИ «Чудо», Курск
Коллективный ответ
— Конечно, бюджеты снизились. Но мы были морально готовы к этому: пересмотрели расходы, постарались их снизить, но при этом сохранить качество нашей работы.
— Как вы видите свое дальнейшее развитие — концептуально и в рамках арт-рынка?
Студия «Тихая», Нижний Новгород
Алиса Савицкая
главный куратор
— Концептуально у нас есть несколько стратегических направлений деятельности — мастерские, выставки, продюсирование художников, открытое хранение, архив и научная работа, резиденция, клуб молодого коллекционера. У каждого направления есть своя копилка идей, которую мы постоянно пополняем и из которой извлекаем уместные проекты, которые распределяем по календарю в перспективе от трех месяцев до полугода. Это дает возможность иметь четкий план и вместе с тем оперативно реагировать на изменения.
Мы интегрированы в отечественный арт-рынок: и отдельные художники-резиденты, и студия в целом зарабатывает искусством. При этом мы не являемся галереей, зарабатывание денег для нас — это не цель, а способ существования.
ЦСИ «Цикорий», Железногорск
Коллективный ответ
— Сами точно не планируем интегрироваться в арт-рынок. Мы остаемся тихим лесом с мчащейся ланью. Кому нужно — к нам придет. У нас интересно, даже в тишине и без поля совриска. Возможно, об этой тишине заговорят потом.
ФОТОГРАФИИ: обложка, 3 — студия «Тихая», 1 — ЦСИ «Цикорий», 2 — ЦСИ «Чудо»