Автор «Большого Города» Катерина Подобуева изучила историю независимых арт-сообществ в России и поговорил с тремя самоорганизациями из Нижнего Новгорода, Курска и Железногорска, которые за время своего существования стали полноценными независимыми арт-институциями и важными точками на картах своих городов. Студия «Тихая», ЦСИ «Цикорий» и ЦСИ «Чудо» рассказали об истории своего создания, работе и планах на будущее в текущей ситуации.

Автор: Катерина Подобуева

Редактор: Иван Бочаров

Что такое художественная самоорганизация

Самоорганизации — одна из самых популярных форм художественной кооперации в российской арт-среде. Это сообщества художников, кураторов, теоретиков искусства и арт-менеджеров, которые вместе работают, проводят выставки и создают проекты в соответствии со своим коллективным видением. От традиционного формата институций и галерей самоорганизации отличает относительная независимость, связанная с тем, что в них часто нет владельца в традиционном понимании, основного спонсора, от которого зависело бы все существование пространства, или главного идеолога, который бы единолично продумывал путь развития сообщества. Самоорганизация — это если не полностью, то частично горизонтальная структура, в которой доминирует принцип коллективного принятия решений.

Почему они появились в России

Форма самоорганизаций была почти единственным способом существования современного искусства в СССР. Часто такие сообщества становились чем-то вроде самопровозглашенной институции, когда иного пути для комфортной работы и организации выставок либо не было вовсе, либо существующие пространства не могли дать той свободы и тех условий, которые были необходимы для развития художественных практик.

Первыми прототипами современных самоорганизаций можно считать сквоты, популярные в 80–90-е в Москве и Санкт-Петербурге. Это были захваченные художниками под мастерские заброшенные или определенные под снос или капитальный ремонт здания. Среди самых известных сквотов, оставивших свой след в искусстве: «Детский сад», «Фурманный», ныне существующая как культурный центр «Пушкинская-10» и другие. Но эпоха сквотов начала угасать уже ко второй половине 90-х с развитием государственных и меценатских институций. Постепенно начали появляться галереи и музеи — художникам больше не нужно было самим создавать институции.

Однако совсем иначе обстояли дела за пределами столиц. Первые центры современного искусства там начали появляться значительно позже, ближе к 2000-м. Например, филиалы ГЦСИ (Государственный центр современного искусства) открылись в 1997 году в Калининграде и Нижнем Новгороде, годом позже — в Екатеринбурге, а с 2010-го поочередно во Владикавказе, Томске, Самаре и Саратове. Однако подобных пространств было крайне мало. К тому же часто они были единственными во всем регионе и имели свой четкий выставочный и концептуальный план. Со временем в некоторых городах начали появляться галереи, многие из которых начинались как самоорганизации, то есть собирались из группы единомышленников, художников и кураторов, стремившихся создать альтернативные пространства, в которых они могли бы работать и проводить выставки в соответствии со своим видением.

А что сейчас

С годами ситуация улучшилась, галерей и институций становилось все больше. Однако во многих городах арт-пространств до сих пор значительно меньше, чем в Москве и Петербурге. И тем не менее художники и кураторы в регионах ищут новые способы кооперации и развивают локальную арт-среду. Сегодня у самоорганизаций расширилось поле их деятельности. Такие арт-пространства, как студия «Тихая», ЦСИ «Цикорий» и ЦСИ «Чудо», в отличие от своих предшественников, не являются полузакрытыми сообществами художников: они открыты для аудитории — создают выставки, приглашают в свои мастерские, организовывают выставочные и образовательные проекты. Мы поговорили с этими арт-пространствами о том, как в сегодняшнее нестабильное время они продолжают объединять людей и говорить об искусстве, часто становясь safe space для жителей города.

ЦСИ «Цикорий»

— Как появилась ваша самоорганизация?


Студия «Тихая», Нижний Новгород


Алиса Савицкая

главный куратор

Студия «Тихая» — это девять художников-резидентов, работающих вместе в мастерской, а также небольшая команда кураторов и арт-менеджеров, нанятых ими для сопровождения художественной деятельности. С 2015 года студия проделала путь от самоорганизованного рабочего пространства для художников до профессиональной институции. Сегодня наравне с мастерскими здесь реализуются выставочные, публичные, научно-исследовательская и архивная программы.

ЦСИ «Цикорий», Железногорск


Коллективный ответ

— «Цикорий» создавался как фантазийный коллективный мир, полный эксперимента. В этот мир по плану все хотели бы окунуться и, следовательно, приехать или переехать в Железногорск. Оазис свободы, который выходит за границы искусства и разумного, давал нам возможность менять правила, оставаясь школьниками.

ЦСИ «Чудо», Курск


Коллективный ответ

Все началось с помещения: сначала в нем были локальные выставки местных художников, потом инициативу на себя приняла Василина Мамзурина, нынешний главный куратор пространства. Ее целью было создать место, где было бы комфортно каждому человеку — как художнику, так и зрителю. Сначала центр носил название «Дом культур» и в основном на выставках были представлены работы местных художников. Пространство требовало ремонта и смелых решений — тут и появилось «Чудо». Мы провели крупный ремонт, а вместе с ним и ребрендинг. Сейчас на наших выставках представлены работы художников со всей России.

— Какие формы взаимодействия со зрителями у вас были изначально и как они развивались?


Студия «Тихая», Нижний Новгород


Алиса Савицкая

главный куратор

У каждого художника — резидента студии есть свой круг партнеров, коллекционеров, поклонников и друзей. В сумме они и образуют аудиторию студии, которая с годами увеличивается. Помимо рабочих контактов, растет число внутренних и внешних туристов, которые открывают город через современное искусство.

ЦСИ «Цикорий», Железногорск


Коллективный ответ

Всегда руководствовались принципами вовлечения — к нам мог прийти любой и сделать что угодно. Но в то же время горожанам всегда казалось, что у нас закрытое сообщество, в которое нужно проникнуть. Но наблюдать всегда можно было всем. Этот формат не изменился, изменились мы и те, кого мы хотим видеть в своих кругах.

ЦСИ «Чудо», Курск


Коллективный ответ

«Дом культур» в основном уделял время перформативной форме, сейчас мы углубились в формат медиаций: наш администратор проводит индивидуальный разговор о современном искусстве с каждым гостем.

ЦСИ «Чудо»

— Изменились ли подходы к работе со зрителем после 24 февраля и 21 сентября? Какие планы на сейчас и ближайшее будущее?


Студия «Тихая», Нижний Новгород


Алиса Савицкая

главный куратор

Главной формой взаимодействия было и остается неформальное общение, в котором личный контакт и впечатления друг о друге имеют первостепенное значение. Студия — это не публичное пространство, оно не предоставляет культурных услуг и не занимается обеспечением досуга. Люди приходят к художникам в гости в рамках анонсированных слотов и по договоренности — так было и в феврале, и в сентябре, и будет дальше.

В планах — жить и работать в Нижнем Новгороде, если только обстоятельства непреодолимой силы не разлучат нас. Сейчас любая деятельность отдает бессмысленностью и бессилием, но мы стремимся беречь сложность мировосприятия и отношений.

ЦСИ «Цикорий», Железногорск


Коллективный ответ

Мы посерьезнели. Подсознательно. Сейчас ощущаем себя еще больше лодкой в океане, которой нужно выжить и чего-то дождаться. Мы не прекращаем свою деятельность, так как работа спасает от тревоги.

ЦСИ «Чудо», Курск


Коллективный ответ

Мы долго продумывали план действий, были даже мысли закрыться. Но приняли решение создать островок психологической безопасности для наших гостей. Мы поменяли план выставок, сделав упор на теплые и объединяющие темы. Также планируем еженедельно устраивать психологические практики, которые помогают справится с тревожностью и стрессом.

— Как выстраивались, трансформировались экономика и бюджет вашей самоорганизации? Изменились ли они после 24 февраля?


Студия «Тихая», Нижний Новгород


Алиса Савицкая

главный куратор

До недавнего времени художники просто скидывались на аренду и общие нужды, например на приобретение инструментов или офортного станка. Сейчас бюджет институции, в том числе гонорары приглашенных сотрудников, формируются из процента с продаж произведений, грантовой поддержки и доходов от разных форматов посещения студии. Направление, которое, очевидно провисло после 24 февраля, — это патронская программа, которую мы толком и не успели запустить.

ЦСИ «Цикорий», Железногорск


Коллективный ответ

Раньше было больше партнерских проектов, сейчас крупный бизнес стал неотзывчивым. Мы ушли от коммерческих стартапов, потому что не можем над собой издеваться. Сейчас — только большие грантовые проекты, неспешные и для нас исторически важные.

ЦСИ «Чудо», Курск


Коллективный ответ

Конечно, бюджеты снизились. Но мы были морально готовы к этому: пересмотрели расходы, постарались их снизить, но при этом сохранить качество нашей работы.

Студия «Тихая»

— Как вы видите свое дальнейшее развитие — концептуально и в рамках арт-рынка?


Студия «Тихая», Нижний Новгород


Алиса Савицкая

главный куратор

Концептуально у нас есть несколько стратегических направлений деятельности — мастерские, выставки, продюсирование художников, открытое хранение, архив и научная работа, резиденция, клуб молодого коллекционера. У каждого направления есть своя копилка идей, которую мы постоянно пополняем и из которой извлекаем уместные проекты, которые распределяем по календарю в перспективе от трех месяцев до полугода. Это дает возможность иметь четкий план и вместе с тем оперативно реагировать на изменения.

Мы интегрированы в отечественный арт-рынок: и отдельные художники-резиденты, и студия в целом зарабатывает искусством. При этом мы не являемся галереей, зарабатывание денег для нас — это не цель, а способ существования.

ЦСИ «Цикорий», Железногорск


Коллективный ответ

Сами точно не планируем интегрироваться в арт-рынок. Мы остаемся тихим лесом с мчащейся ланью. Кому нужно — к нам придет. У нас интересно, даже в тишине и без поля совриска. Возможно, об этой тишине заговорят потом.

ИСКУССТВО

История «Клоповника»: Как развивается современное искусство в Челябинске

Читать

ФОТОГРАФИИ: обложка, 3 — студия «Тихая», 1 — ЦСИ «Цикорий», 2 — ЦСИ «Чудо»