Пока одни обсуждают «Оппенгеймера», другие восхищаются «Барби», где кукла, осознавшая тщетность бытия, ненавидит мужчин и гордится этим. Критик Артур Завгородний принял смертельную дозу «барбитуратов» и пришел к выводу, что ироничная сказка Греты Гервиг, автора «Леди Берд» и «Маленьких женщин», похожа на сахарную вату — вкусно, но вредно. Фильм с Марго Робби и Райаном Гослингом, который стал рекордсменом кассовых сборов, получился бы увлекательным, не будь он таким банальным.

Автор: Артур Завгородний

«Барби»/Barbie

Режиссер

Грета Гервиг

В РОЛЯХ

Марго Робби, Райан Гослинг, Уилл Феррелл, Майкл Сера, Кейт МакКиннон

Премьера
2023


Кристофер Нолан сделал грандиозное кино о бомбе. Грета Гервиг — о кукле. Кто о чем, а феминистки — о тлетворном влиянии патриархата. «Вы представляете все, что не так с нашей культурой. Вы вернули феминизм назад!» — вот такие претензии имеются у авторов «Барби», убежденных, что Барби является воплощением фашизма. Беда в том, что поколение тиктока не знает, что такое фашизм, и Гервиг не пытается объяснить. Главное — звучит красиво. Впрочем, так и получилось: красиво и пусто.

Гламурная кукла Барби, которую играет Марго Робби, живет в сказочном Барбиленде с такими же ряжеными куклами-манекенами. Управляют Барбилендом исключительно женщины. Мужчин здесь зовут Кенами, все они тупые тусовщики, и одного из них играет Райан Гослинг. Однажды Барби задумывается о смерти, о чем не принято говорить в Барбиленде. Кукле вдруг начинает казаться, что счастье не в доме, машине и карьере. Да, смысл бытия определяет смерть, поэтому девушка отправляется в мир людей, такой же инфантильный, и компанию ей составляет герой Гослинга. Там Барби попадает в корпорацию, которая ее породила и которой, разумеется, управляют мужчины, одетые в черное, что страшно пугает девушек в розовом.

Нетрудно увидеть связь «Барби» с «Матрицей», «Шоу Трумана», «Чужими среди нас» и, главное, «Историей игрушек», которые сделаны гораздо увлекательнее и изобретательнее. Этот же фильм быстро скатывается в унылое нравоучение об эмансипации и патриархате, будто никогда не было «Легенды о Роне Бургунди». Кажется, кризис капитализма и угроза тотальной войны никого не волнуют — только угроза целлюлита. И вы наверняка уже догадались, что авторы всласть поиздевались над красавчиком Кеном, влюбленным в пляж и блондинку. Барби может все, а он просто Кен. Парадокс, однако, в том, что карикатурный герой Гослинга, познающий философию Америки, получился объемнее, так что Барби рядом с ним теряется. Даже мужики спели бы ему: «Американ бой, уеду с тобой».

Самым остроумным моментом в этой истории перерождения является пародия на кубриковскую «Космическую одиссею». Фильм начинается с Барби в виде богоподобного монолита. Ее окружают дети, которые, увидев великого идола, яростно ломают старые куклы, выступая тем самым против консервативной культуры. Долой традиционные ценности! Если в былые времена малышню приучали подражать матерям, то сегодня здравствуют феминизм и чайлдфри. Не просто так в Барбиленде беременную куклу высмеивают и снимают с продажи, а женских органов, как известно, у пластмассовой Барби нет. Неудивительно, что у нее возникают мысли о смерти.

«Барби» — это сплошные проповеди, нытье и занудство. Голливуд продолжает продавать мечту, преимущественно девочкам, которая отвлекает от сущностного. История пробуждения сексуальной американки как бы остросоциальная, поучительная, призывающая к освобождению и индивидуальности, а на самом деле является абсолютно тоталитарной. К тому же «Барби» не такая оригинальная и радикальная, какой ее рекламируют. Хотелось бы меньше воды и попсы в этом наивном манифесте о свободе выбора, который вышел таким же плоским, как стопы Барби. Форма утопического мира, полного пафоса и кокетства, выглядит привлекательнее содержания, где с куклой, заполняющей пустоту вещами, ведь в этом и есть ее подлинный смысл, не играют — кукле поклоняются.

Фотографии: Warner Bros. Pictures