15 октября состоялся цифровой релиз нового мультфильма легендарной компании DreamWorks «Дикий робот», сделанного по детским книгам Питера Брауна. Режиссер Крис Сандерс ранее работал над «Лило и Стич», «Как приручить дракона» и «Семейкой Крудс» и трижды номинировался на «Оскар». Теперь у него есть немало шансов впервые забрать заветную статуэтку — критики и зрители в восторге от его нового творения. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, в чем успех «Дикого робота» и как он сочетает в себе обаяние классической анимации и высоких технологий.

Автор: Иван Афанасьев

 

«Дикий робот» / The Wild Robot

 

На необитаемый остров, где нет никого, кроме животных, прибивается капсула с роботом «Роззум-7134». Ее цель — служить человеку, но человека в этой вселенной как-то не наблюдается, зато полно различных зверей: гуси, лисы, бобры, соколы, выдры, лоси и много кто еще. Поэтому Роз быстренько решает послужить зверушкам — но не тут-то было: те или не принимают ее, или испуганно шарахаются, или вовсе пытаются убить. Единственным неожиданным другом для нее поначалу становится едва вылупившийся гусенок Яркоклювик, оставшийся без мамы. Собственно, мамой для него становится Роз, а чуть позже к ним прибивается лис по имени Финк, который хотел птенца сожрать, но в итоге проникся симпатией. Вместе им предстоит научить Яркоклювика плавать и летать, чтобы он мог отправиться вместе со своими сородичами на зимовку. 

В этом году с анимацией творится что-то совершенно удивительное. «Мальчик и птица» Миядзаки получил «Оскара», обогнав диснеевские проекты. «Головоломка 2» буквально вытащила Pixar и спасла легендарную студию от долговой ямы. Латвийский мультик «Течение» неожиданно стал серьезным хитом и претендентом на участие в оскаровской гонке. Квадриквелы «Кунг-фу Панды» и «Гадкого Я» не собрали особых восторгов, но зато — отличную кассу. Наконец, даже в российской анимации легендарный Константин Бронзит выпустил лучшего «Лунтика» из всех! Про сериальную и вообще ТВ-анимацию мы просто молчим — там вообще какой-то бум удачных рекапов и продолжений старых франшиз, от «Терминатора» до «Людей Икс».

 

 

И своеобразным развитием этой новой доброй тенденции стал «Дикий робот», мультфильм DreamWorks, от которых уже никто особо не ждал чего-то выдающегося, но те внезапно шарахнули из всех своих палитр и кисточек… ну окей, из всех своих стилусов и компьютеров. Зато так, что дух старой, классической анимации, жизнь в котором поддерживалась в основном чудаками-кудесниками вроде Миядзаки, вдруг окончательно воспрял, кхм, духом. Несмотря на самый, если быть честным, банальный в мире сюжет, который только можно себе представить, «Дикий робот» — настоящее произведение искусства хотя бы с точки зрения именно анимации. Это лучший пример того, как современные технологии идут рука об руку с высоким чувством прекрасного.

 

 

Ранее схему с похожей рисовкой DreamWorks опробовали в «Плохих парнях» и «Кот в сапогах 2» — и тоже сорвали овации зрителей и критиков. Сочетание компьютерных технологий с традиционной stop-motion анимацией и отрисованными фонами, да еще и со стилизацией под масляную живопись — это то, чего не ожидаешь от современного мультфильма: все стремятся к какой-то реалистичности, концентрации полигонов… «Дикий робот» подружил между собой оба подхода, причем весьма концептуально. Поначалу трехмерная роботесса чужая для местных животных и как бы не вписывается в рисованное 2D-окружение, но постепенно они как бы притираются и становятся одним целым. Пока на сцену не выходит антагонист — еще один робот, больше похожий не на Стального Гиганта, отсылкой к которому Роз и выглядит, а, скорее, на HAL-9000 из «Космической одиссеи» Кубрика, который вторгается в этот рисованный мир подобно чужеродному элементу… 

 

 

Короче говоря, это тот случай, когда достаточно простая, в общем-то, драматургия обогащается за счет симбиоза с визуальным рядом — и картинка буквально оживает у вас на глазах. «Дикий робот» выглядит впечатляюще, а потому и к истории его ты подключаешься моментально: история про робота-маму пробивает на самые искренние чувства с первых минут. Немалую роль играет и озвучка: Лупита Нионго, озвучивающая Роз, уморительно имитирует голос условной «Яндекс-колонки», но со временем ее манера речи очеловечивается… Или, наоборот, звереет, ведь общается она с животными на их языке — это неважно, главное, что это крайне весомый довод смотреть мультфильм в оригинале. Плюсом идут уморительные интонации Педро Паскаля, озвучивающего лиса Финка, местного источника цинизма и хитрости, второго самого обаятельного персонажа картины.

Именно за счет скрупулезного исполнения, тщательного подхода к каждой детали (тут еще и потрясающий саунд-дизайн, жаль, что в России немногие услышат его в кинотеатрах) от «Дикого робота» исходит невероятное очарование, которое трудно передать словами. Это очень красиво (и, на мой взгляд, куда красивее, чем расхваленная всеми «Головоломка 2», например). И очень по-доброму: Крис Сандерс, создатель «Как приручить дракона» и «Лило и Стич», точно знает, как выжать из зрителя слезу, но сделать это не давя катком на глаза, а по любви. Он не делает какой-то особенной революции в анимации, но берет все лучшее, что есть в этом искусстве, и создает на базе этого потрясающий мультфильм, который запросто может стать лучшим в этом году, заткнув за пояс всех конкурентов.

кино

«Мальчик и птица»: Возможно, последний великий шедевр японской анимации

 

Фотографии: Universal Pictures