На прошлой неделе состоялся релиз Amnesia: The Bunker — спин-оффа одноименной франшизы, которая теперь включает в себя четыре игры. Новый тайтл повествует о солдате французской армии во времена Первой мировой войны, который волей судьбы попадает в таинственный бункер и, укрываясь от ужасного монстра, пытается из него выбраться.

Автор: Богдан Музыченко

Редактор «Большого Города» Богдан Музыченко рассказывает, почему игра стоит внимания любителей хорроров, хоть и не блещет ни новаторством, ни сюжетом.

Amnesia: The Bunker


Создатели

Frictional Games

Дата выхода

6 июня 2023 года

Где купить

Steam (примерно 800 рублей),

Xbox (примерно 2 000 рублей),

PSN (примерно 2 000 рублей)

«Почему так медленно?»

Мы не играли ни в одну из прошлых частей Amnesia, поэтому очень удивились, что новая игра серии не поддерживает больше 60 герц. Все дело в игровом движке — он довольно старый и физически не может выдавать больше 60 кадров в секунду, однако есть лазейка — можно залезть в файлы игры и поменять значения вручную, тогда изображение станет более плавным и приятным. Вынуждены предупредить: изменения в файлах могут привести к различным ошибкам движка, например невозможности пролезть в отверстие или поднять деревяшку. Впрочем, это решается откатом настроек. Инструкцию, как снять ограничение на 60 FPS, можно найти в интернете, например здесь.

Если не брать в расчет недостатки старого движка, то в целом на видеокарте RX 6700XT и процессоре AMD Ryzen 5 5500x игра показывает себя более чем достойно — в среднем 80 кадров в секунду на максимальных настройках при снятом ограничении. Просадки до 5 FPS мы увидели всего один раз в самом начале, когда главного героя закидывают газовыми гранатами и экран застилает ядовитое облако.

Скриншот автора «БГ»

«Что это там шуршит?»

Игра начинается с выбора уровня сложности. Недолго думая, мы выбрали легкий, так как именно его рекомендуют игрокам, не очень любящим хорроры или только начинающим знакомиться с такими проектами. Сохранение в Amnesia: The Bunker происходит с помощью ламп в некоторых помещениях — автосохранение отсутствует. От выбранного уровня сложности как раз зависит количество ламп — к примеру, на самом высоком она всего одна и расположена в центральной части бункера. Кроме того, уровень сложности влияет на количество находимых расходных предметов — тех же патронов.

Знакомить с основами геймплея нас начинают с пролога, который проходит в окопах. Нас учат лечиться, стрелять по врагам из револьвера, открывать двери, таскать ящики с помощью движений мышью и так далее. В игре реализованы усложненные механики — например, не получится просто зарядить пистолет клавишей R, как все привыкли, — придется зажать клавишу, затем на левую кнопку мыши и заряжать по одному патрону, которых в Amnesia: The Bunker, кстати, очень мало.

Скриншот автора «БГ»

Интерфейсом геймеров тоже обделили — единственная карта, по которой можно понять свое местонахождение, находится в центральной комнате подземелья — администрации. Это общая карта, на которую наносятся чертежи тюрьмы, ремонтного цеха, арсенала и других локаций бункера. Правда, для этого чертежи еще нужно найти — чаще всего выбив дверь и призвав тем самым очень неприятную тварь.

Монстр будет преследовать игроков все время хождения по бункеру, и безопасных мест нет совсем — даже в пресловутой комнате администрации. Следует обращать внимание на дырки в стенах — именно оттуда монстр и появляется. Единственное спасение — не шуметь ни при каких условиях, тогда получится если не исключить, то минимизировать встречи с тварью. Но если столкновение неизбежно, лучше найти ближайший стол или шкаф и спрятаться в нем, переждать, пока монстр пролезет обратно сквозь стену, и продолжать исследование.

Скриншот автора «БГ»

В той же комнате администрации находится генератор, который работает на бензине и освещает практически весь бункер. Игровой процесс строится вокруг генератора — заливаете очередную канистру, отправляетесь исследовать ту или иную локацию в течение 10–15 минут, а затем быстро возвращаетесь и заливаете еще одну. Это нужно, чтобы не остаться в полной темноте. Фонарик в игре есть, но его нужно постоянно подзаряжать — и это довольно шумный процесс, который также может привлечь монстра.

В Amnesia: The Bunker игрокам дали свободу действий — или ее иллюзию. Например, можно самостоятельно решить, как открыть деревянную дверь — взорвать ее гранатой, разбить тяжелым кирпичом или тихо отпереть с другой стороны, попав в комнату через отверстие в стене. В любом случае такая вариативность призвана не дать игрокам заскучать (что, впрочем, не очень получается из-за слабого сюжета, но об этом позже).

Скриншот автора «БГ»

В целом постоянная беготня по локациям, поиск квестовых предметов, кодов для открытия шкафчиков других солдат и слежка за уровнем бензина в генераторе — дело довольно нервное. Особенно когда понимаешь, что в любой момент за спиной с оглушительным ревом может появиться Зверь (так в игре называют монстра) и растерзать тебя. Вкупе с постоянной гнетущей темнотой (генератор не освещает весь бункер), скрежетом за стенами, грохотом от артобстрелов (война наверху продолжается) у игры получается навязать атмосферу страха и заставить игроков постоянно оглядываться.

Что все портит?

Сюжет. Повествование ведется через записки — в игре их целый ворох, и попадаются они практически в каждом помещении. Например, можно оказаться в финале и ничего не выяснить о монстре, потому что одна записка, проливающая свет на все происходящее, так и останется ненайденной.

Записки хороши тогда, когда нужно раскрыть второстепенную сюжетную линию или рассказать дополнительную историю, подогревающую интерес к самой игре. Однако, когда заметки используют для основного повествования, это рушит все впечатление — невидимые персонажи раскрыты отрывочно, эмоциональные связи не созданы и превращают игру в скучную бродилку, которую не спасает даже отлично воссозданная атмосфера страха.

Отдельно стоит упомянуть концовки, которых в игре две — какая попадется, зависит от действий игрока. Вдаваться в детали мы, конечно, не будем, но они откровенно плохие, смазанные и очень несодержательные.

Скриншот автора «БГ»

Выводы

На этапе разработки и анонсирования Frictional Games обещали геймерам новую Amnesia, не похожую на предыдущие, и у них это получилось: у игрока есть револьвер, которым можно отбиваться от монстра, отсутствует система рассудка и страха, влияющая на эмоциональное состояние главного героя, есть генератор, за которым нужно постоянно следить, и так далее. Но в погоне то ли за этими отличиями, то ли за желанием сделать игру очень страшной и напрягающей создатели напрочь забыли о сюжете, который задает тон всему повествованию и является основной причиной играть в подобные игры.

В конечном итоге Amnesia: The Bunker напоминает не полноценный спин-офф серии, а дополнение (время прохождения игры — примерно десять часов) или демоверсию, в которой Frictional Games решили опробовать нововведения.

Понравилось

  • Звуковое сопровождение и дизайн локаций бункера заставляют чувствовать постоянное напряжение и не дают расслабиться.
  • Игра хороша для тех, кто нечасто играет в хорроры, но хочет их полюбить — через пару часов повадки монстра становятся понятны, и прохождение психологически упрощается.
  • Интересная система сохранений, которая заставляет игроков быть аккуратными.

Не понравилось

  • Неинтересный сюжет и возможность пропустить важную деталь, не найдя записку.
  • Плохие, ничем не примечательные концовки.
  • Старый движок — больше недостаток всей серии, а не конкретной игры, но к 2023 году стоило разобраться и с этим.

Общая оценка — 7/10


обложка: Frictional Games