Ужасы войны глазами ребенка: Обзор игры Torn Away
Почему антивоенный жанр исчерпал себя в кино, но не в игровой индустрии
29 сентября вышла интерактивная игра Torn Away от российской инди-студии Perelesoq. Тайтл рассказывает о маленькой девочке Асе, которая с началом Второй мировой войны оказывается в круговороте ужасных событий: отца забирают на фронт, а ее саму после нападения на Ленинград вместе с мамой отправляют в трудовой нацистский лагерь. В какой-то момент девочка сбегает, чтобы пересечь огромное расстояние и наконец-то добраться до дома.
Редактор «Большого Города» Богдан Музыченко рассказывает, почему война побеждает любовь и отчего антивоенный жанр надоел многим любителям кино, но по-прежнему актуален в видеоиграх.
Torn Away
СОЗДАТЕЛИ
Perelesoq
ДАТА ВЫХОДА
29 сентября 2023 года
ГДЕ КУПИТЬ
Steam, Nintendo Store, PlayStation Store, Microsoft Store
«Почему мама меня не любит?»
Torn Away — это интерактивное кино, стилизованное под мультфильм. По большей части игрок выступает зрителем, которому рассказывают историю, однако при этом нужно участвовать в процессе с помощью мини-квестов. Например, заштопать варежку, нарисовать цветными карандашами семейный рисунок, починить ботинок или собрать разорванную записку из клочков бумаги, которые еще предстоит найти.
Игроков с самого начала погружают в ужас, какой только может испытывать маленький ребенок в военное время. Ася постоянно думает и говорит об отце, ушедшем на фронт. Она даже ведет дневник, где делится своими эмоциями, потому что не может делать это с матерью — они отдалились друг от друга из-за постоянного стресса и душевных травм.
Девочка разговаривает со своими игрушками — конем Аркашей, куклой Барыней и Товарищем Варежкой. Очевидно, что они выступают внутренним голосом Аси (вот так вот — суровая реальность, и никакой мистики). Ася чувствует себя виноватой — якобы отец ушел на фронт из-за нее, поэтому мама ее не любит. Самое страшное, что объясниться с мамой у Аси не выходит, и она остается один на один со своими страхами и проблемами.
Моменты трудностей девочка старается воспринимать оптимистично и даже играючи. Например, тяжелое передвижение в условиях снежного бурана в глазах ребенка превращается в увлекательную погоню за зайцем. И неудивительно — срабатывает защитный механизм, который присущ детям, когда они сталкиваются с травмой.
Страх настолько глубоко пронизывает душу, что делает из любого человека маленького ребенка, который ищет, куда бы спрятаться поглубже. Именно поэтому интерпретация военных ужасов в Torn Away глазами маленькой девочки оказывается еще страшнее, чем у взрослых — ребенок не знает, что делать, к кому обращаться за помощью и куда идти (и ответов на эти вопросы не предвидится).
«Наш благородный народ — их отсталые дикари»
Когда Ася попадает в трудовой лагерь на чужбине и сбегает из него, она оказывается в безымянном немецком городке. Девочка с удивлением наблюдает и подмечает, что, несмотря на военные действия и все сопутствующие ужасы, обычные немецкие дети играют в салки, а домохозяйки готовят рождественских гусей и вместе с отцами отправляются на ярмарку в центре города, где гулянья принимают такой масштаб, что кажется, будто бы ничего не происходит.
Впечатляет Асю и то, что не все немцы, оказывается, плохие люди — в этом ее убеждает милая женщина, которая замечает голодную и грязную девочку на своей кухне и угощает ее аппетитным блюдом.
Когда Ася наконец-то попадает обратно на родину, вместо помощи и поддержки, которые так ждала, она встречает отторжение и неприятие — майор НКВД обвиняет девочку в пособничестве режиму нацистской Германии за то, что она пыталась выжить любыми путями и контактировала с обычными немецкими гражданами. Особист явно намекает на то, что более «идеологически правильным решением» было бы остаться в лагере и умереть.
«Говорить о войне все еще нужно»
Антивоенный жанр в массовом искусстве — важное явление, так как позволяет рассказывать людям об ужасных вещах максимально доступным языком и воспитывать гуманистические идеалы. Тем не менее в кино это многим надоело. Например, режиссер Квентин Тарантино как-то заявил: «Если хочешь сказать, что война — это плохо, то скажи, не нужно снимать об этом фильм». Отчасти он был прав: многие антивоенные идеи, которые авторы закладывают в свои картины, уже были показаны, а сейчас режиссеры лишь повторяют их из раза в раз, не привнося на экраны ничего нового.
Игры, однако, стоят обособленно от кино — антивоенный жанр для них можно назвать даже новаторским, ведь высокие технологии, которые позволяют показать военные ужасы во всей красе, появились и используются в игровой индустрии лишь с недавнего времени.
Кроме того, у разработчиков игр, конечно, больше инструментов в отличие от кинематографистов: геймплейные элементы, которые связывают игроков с персонажами, усиливают эмоциональные переживания первых и способствуют лучшему донесению тех самых гуманистических идеалов. В конце концов в играх антивоенный жанр чаще всего ощущается не так нудно и сухо, как в кино.
Фотографии: Perelesoq