Чем заняться в Москве с 23 по 29 декабря
Моноспектакль Павлика Кузнецова, Grani от Arma и концерт «Технологии»
Понедельник
23 декабря
Выставка «Videobrasil. Перевод не требуется. Сорок лет видео-арта и перформанса»
где
«ГЭС-2», Болотная наб., 15
Экспозиция демонстрирует разнообразие формальных экспериментов, ставших возможными благодаря развитию технологий — от массового распространения домашних видеокамер, кабельного телевидения и клипового монтажа в 80-х и 90-х до повсеместного использования компьютерной графики, технологий генерации изображений и виртуальной реальности.
В центре сюжета оказываются работы, где выразительные средства видео сочетаются с языком тела и перформативными практиками. По сути, они складываются в универсальный гибридный формат, который существует вне границ государств и естественных языков и не нуждается в переводе.
Выставка «Насекомые против феодалов»
где
«ГРАУНД Солянка», ул. Солянка, 1/2, стр. 2
Новый проект Андрея Сяйлева «Насекомые против феодалов», открытый при поддержке PA Gallery, выстроен в формате музея альтернативной истории, который представляет зрителям псевдоартефакты воображаемой эпохи межвидовых конфликтов с участием мутантов-повстанцев, выступающих гротескными альтер эго людей.
Ключевая инсталляция «Застолье пчел» включает стол с хрустальной посудой и видео. Его главные герои — пчелы, обитатели мира за миллионы лет до появления человека. В контексте выставки они предстают как универсальный, успешный суперорганизм, а пиршественный образ меда выступает вечной жизненной эссенцией. Парадоксальное название выставки выступает как смысловая лакуна для зрителя.
Выставка «Архитектура для людей»
где
Центр «Зотов», ул. Ходынская, 2, стр. 1
Экспозиция будет разделена на десять равных пространств. Каждое посвящено отдельной эмоции: ностальгии, спокойствию, смятению, вдохновению, уюту, удивлению, тревоге, стабильности, озарению и празднику. Известные московские архитектурные бюро представят свой взгляд на каждую из них и создадут экспозицию-лабиринт.
Выставка является частью фестиваля «Архитектура для людей». Фестиваль призван привлечь внимание как можно большего числа людей к миру архитектуры, показать ее роль в современном обществе, отразить возможности взаимодействия с пространством и урбанистической средой, а также познакомить посетителей с московскими зодчими, которые создают мир будущего большого города.
Вторник
24 декабря
Выставка Людмилы Константиновой Put on Your Red Shoes and Dance the Blues
где
Syntax Gallery, ул. Тверская, 3
Элли, победившая ведьму Запада и ее сестру ведьму Востока, — персонаж бродячего сюжета, олицетворение незначительного, никем никогда не замечаемого маленького человека, одолевшего «великана». Она вроде Давида, повергшего Голиафа, а заодно и множество живописцев и скульпторов, изобразивших его подвиг множество раз. Или маленькой птички, прицельно расстреливающей шляпы спешащих куда-то прохожих.
Людмила Константинова долгое время иллюстрировала различные издания и участвовала в выставках. С 2010 года входит в группу художников «Вглаз». Работы Людмилы Константиновой находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи в Москве, Saatchi Gallery в Лондоне и в частных коллекциях.
Выставка Александра Беридзе «Абстрактное мышление»
где
ГУМ-Red-Line, Красная пл., 3
Зрители смогут проследить связь живописных миров художника и его фотоэкспериментов, передающих структурное и энергетически мощно заряженное мышление художника. Цветовое разнообразие, смелые сочетания графических и живописных полей, неутомимый поиск форм ― все это позволяет утверждать, что Александр Беридзе представляет собой художественный феномен, открытый для получения удовольствия и размышлений над природой искусства.
Выставка представит новые работы художника из серии Transpsychology, созданные в его мастерской во Франции, и работы серии Reflection, принесшие художнику известность в художественных и, что особенно важно, в научных кругах благодаря совместному труду с исследователем-менталистом Жаном-Луи Трипоном. Их совместная книга с Александром Беридзе «Открывая нашу ментальную жизнь» стала экспериментальным исследованием живописи как примера визуализации процесса мышления.
Выставка «Эпоха безвременья»
где
Музей Вадима Сидура, ул. Новогиреевская, 37а
Музей Вадима Сидура и Московский музей современного искусства представляют завершающую главу тетралогии событий, приуроченных к 100-летию со дня рождения Вадима Сидура и посвященных изучению его наследия в ракурсе персонального мифа. Экспозиция открывает уникальное видение и творческий метод художника.
На первом этаже представлена обновленная постоянная экспозиция, центральной темой которой является обращение скульптора к общечеловеческим и социальным проблемам современности. Стремление запечатлеть «вечную тему» навечно, по словам Сидура, находит выражение в широком спектре экспериментов с формой и разными материалами: камнем, деревом, металлом, а также неожиданными технологическими вариациями.
Среда
25 декабря
Выставка Ивана Горшкова «Генератор счастливых случайностей»
где
«ГЭС-2», Болотная наб., 15
Иван Горшков создает тотальные инсталляции, невероятные реальности, в основе которых — материал. Именно то, из чего сделано, становится для автора отправной точкой, задавая, по его словам, эмоциональный фон работы и формируя вектор ее восприятия зрителем.
Пни, слэбы и шелкографию визуально объединяет метод их создания — коллажирование, наложение изображений. Работы Ивана Горшкова можно понимать как ироническое обыгрывание клише современного искусства. Эти объекты манят и интригуют, пугают и отталкивают, но главное — вызывают эмоциональный отклик, сокращая дистанцию между художником и зрителем.
Каток Crystal Garden
где
Deep Fried Friends, ул. Яузская, 10/2, стр. 4
Вайб Куршевеля в центре Москвы. Неожиданный коллаб Deep Fried Frends и «Одноклассников» обернулся тем, что во дворе ресторана теперь еще и каток.
По средам организовали секцию по конькам для взрослых — можно будет подтянуть свои навыки. Четверг и субботу отдали под кино — в преддверии Нового года заготовили подборку фильмов в ожидании главного праздника. Каждую пятницу и субботу, конечно же, вечеринки с диджей-сетами лучших артистов страны. По воскресеньям пройдут занятия для детей и показы новогодних мультфильмов.
Презентация книги Джалала Але-Ахмада «Гарбзадеги»
где
«Пиотровский», ул. Малая Никитская 12, стр. 12
Полемичное эссе Джалала Але-Ахмада получило всемирную известность и было переведено на многие языки. В нем внутренние проблемы Ирана рассмотрены сквозь призму неравноценных отношений страны с Западом. Термин «гарбзадеги», буквально переводящийся с фарси как «поражение Западом», Але-Ахмад перенял у иранского мыслителя Ахмада Фардида и придал ему значение, которое стало основным, — технологическая, культурная и идеологическая зависимость Ирана от Запада.
Это эссе ошибочно трактуют как исламистский текст, однако «Гарбзадеги» критикует колониализм, но не прогресс как таковой. В наши дни, когда противостояние идеологий глобализма и антиглобализма не теряет актуальности, а вопросы поиска постколониальной национальной идентичности остаются чувствительными, работа Але-Ахмада будет интересна широкому кругу читателей.
Четверг
26 декабря
Арт-медитация по выставке Владимира Яковлева «А в степи: бушует ветер...»
где
AZ/Art, ул. Маросейка, 11/4, стр. 1
Медитация станет погружением в творческое пространство художника, обладавшего особым внутренним видением и создавшего удивительные образы, которые каждый из нас носит в себе. Сам автор не раз говорил об уникальной созидательной силе искусства, называя его средством преодоления смерти и сильнейшим стимулом к жизни.
На мероприятии займутся исследованием темы детского рисунка и символизма в творчестве Владимира Яковлева. Среди созданных им лиц и необыкновенных цветов будут искать свой «внутренний цветок» — учиться видеть невидимую реальность, находящуюся в каждом из нас, и замечать красоту, которая обычно остается скрытой от глаз. Мы проведем эксперименты с интуитивным рисованием и ощутим краски этого мира на кончиках пальцев. Продолжительность медитации — 1,5 часа.
Выставка экранных искусств «Глядя на Луну»
где
HSE Art Gallery, 4-й Сыромятнический пер., 1/8, стр. 6
Каждый год в галерее Школы дизайна проходит выставка, посвященная экранным искусствам: авторское кино, видео-арт, игровая графика и анимация соединяются в одном выставочном пространстве, в едином смысловом поле. Выставка этого года — «Глядя на Луну» — фокусирует внимание на эфемерной природе движущегося изображения, на его мерцающей неясности и поэтической глубине.
В первом зале находится несколько пейзажей, и камера открывает возможность слияния с молчаливой природой. Работы во втором зале построены на диалоге, художники обращаются к родным и любимым людям, ищут возможности сохранить с ними связь. Третий же зал предлагает обратить взгляд на себя, почувствовать зазор между мифом о собственном «я» и тем, что видится внутренним взором.
Трагикомедия Павлика Кузнецова «Гитарист Иль?я»
где
«Башмет Центр», ул. Большая Полянка, 45
Новогодняя трагикомедия в стихах от легенды московского андеграунда. В своей поэме Павлик повествует о простом деревенском юноше, у которого есть мечта, и затрагивает проблемы взаимоотношений подростка с родителями, рассказывая историю непростого пути мальчика Ильи к своей цели.
Такие персонажи, как Паша Кузнецов, появляются примерно раз в 100 лет, когда планеты сходятся в своего рода космическом экстазе. Будь то живопись или скейтбординг, он оставляет позади себя креативный след, за которым стоит понаблюдать.
Пятница
27 декабря
Выставка Игоря Скалецкого «Трикстер»
где
Alina Pinsky Gallery, ул. Пречистенка, 28
Скалецкий работает спонтанно, интуитивно, часто следуя за материалом и красками: «незапланированный мазок ведет в другие миры». С одной стороны, этот прием сближает его с сюрреалистической традицией автоматического письма, обращенного к вылавливанию дрейфующих
образов из подсознания. В то же время для него играет большую роль мистическая или даже спиритуальная сторона этого процесса.
Тягучий сюрреализм художника — это наслоения из личных воспоминаний, пейзажей, плавающих в недрах памяти, отголосков литературно-кинематографических источников. Они стихийно проецируются на холст, отдаваясь энергии случая, столь важной для художника, и которую он стремится сохранить.
Вечеринка Happy 25 Afisha х Диско-Клуб
где
ДК «Кристалл», Самокатная ул., 4с11
О том, куда ходить, кого слушать, где есть и другую жизненно нужную инфу люди узнавали из печатных изданий. Дважды в месяц москвичи и жители крупных городов толпились у киосков, чтобы разобрать свеженапечатанный тираж Афиши и отправиться познавать новое, в которое редакция журнала была самым надежным проводником.
За четверть века в обнимку с Афишей выросло несколько поколений, со страниц печатных она давно переехала в смартфоны, много раз менялась внутренне и внешне, но сохранила главное — умение идти в такт со временем и недюжинную чуйку ко всему самому интересному и трендовому, что надо знать, чтобы ориентироваться в современном мире.
Выставка «Огненное кольцо»
где
«ГЭС-2», Болотная наб., 15
Заключительная часть-волна выставки «Парадокс береговой линии» предлагает задуматься об особенностях культуры и науки в зоне постоянного риска.
Жить на Камчатке — значит всегда иметь в виду экстремальные природные условия. Извержения и землетрясения здесь не редкость, равно как и другие естественные опасности — например, нападение диких животных. Большая часть полуострова малодоступна и плохо пригодна для жизни человека: небольшие города и села достаточно быстро сменяются пустынными ландшафтами, простирающимися на сотни километров.
Выставка «Протоархив. Подвал. Сидур»
где
Музей Вадима Сидура, ул. Новогиреевская, 37а
Проект фокусирует внимание на истории мастерской, которую Сидур гордо называл «Мой Подвал». Пространство, созданное как часть атомного бомбоубежища жилого дома на Комсомольском проспекте в Москве, стало единственным пристанищем не только для многочисленных скульптур, но и местом встречи и общения для представителей передовой гуманитарной и естественнонаучной мысли советского времени.
Мир «Подвала» не оставлял Вадима Сидура и на даче в подмосковном Алабине: гуляя по лесу, он собирал детали для будущих инсталляций и размышлял о возможных сценариях глобальной катастрофы — ядерной или экологической. Именно эта практика привела к появлению в творчестве художника 60–1970-х годов цикла произведений, объединенных позднее в особый постапокалиптический сюжет, названный им «искусством равновесия и страха», или «гроб-арт».
Суббота
28 декабря
Выставка Натальи Чобанян «Попробуй услышать мелодию движений»
где
«Артишок», ул. Новослободская, 45б
Путешествие по внутреннему саду Натальи Чобанян, в процессе которого художница подводит промежуточные итоги своего двухлетнего исследования. Экспозиция синтезирует разнообразные — от графики и керамики до монументальной фрески и видео-арта. Каждая техника раскрывает новые грани искусства художницы и выстраивает многочисленные нарративы, которые затягивают в глубину лабиринта из чувств, идей и личных воспоминаний.
Выставка «Попробуй услышать мелодию движений» позволит отыскать среди морозных дней повседневности цветущий уголок, приносящий спокойствие и приятные размышления. Совершите путешествие по чудесному саду Натальи Чобанян, с трепетом прислушиваясь к изменениям, происходящим в душе.
Фестиваль Grani от «Армы»
где
Arma, ул. Шарикоподшипниковская, 13, стр. 32
Идея масштабного фестиваля Grani возникла из желания удивить смелыми решениями. Обещают симфонический оркестр LS Orchestra в передовой драм-н-бейс-звук известных саунд-продюсеров. За световое оформление на главной сцене отвечает «Сетап». Студия Panterra переосмыслит пространства Medium и Under.
Стирая границы между жанрами, организаторы концептуально объединили драм-н-бейс-привозы из Австрии и с Пангана на Main и UK dubstep с future garage на танцполах Under. Брейк-бит и техно заполнят Medium, а разбавит рейв интеллигентный звук в «Теплице».
«Технология». Большой новогодний концерт
где
«16 тонн», ул. Пресненский Вал, 6, стр. 1
«Нажми на кнопку — получишь результат» — гласит один из гимнов «Технологии». Рано или поздно все когда-нибудь слышали эту группу. Несмотря на непривычное звучание стилей электропоп и техно, в начале 90-х группа давала по четыре концерта в день при полных аншлагах, а их хиты пела вся страна.
Вряд ли даже сейчас, спустя десятилетия, найдется тот, кто не сможет вспомнить пронизывающий притягательной холодностью вокал Владимира Нечитайло и стильные образы суровых парней в кожаных куртках.
Воскресенье
29 декабря
Кинопоказ «Тюльпан»
где
«Гараж», ул. Крымский Вал, 9, стр. 32
Романтическая комедия о бывшем моряке, мечтающем стать чабаном в родной степи. Дебют документалиста Сергея Дворцевого в игровом кино, отмеченный главным призом программы «Особый взгляд» на 61-м Каннском кинофестивале.
После службы Асхат возвращается в родные казахские степи Бетпак-Дала. Он живет в юрте старшей сестры Самал вместе с ее мужем Ондасом и племянниками, но мечтает о собственном доме и стаде. Асхату обещают выделить овец, но только в том случае, если он женится. В округе есть лишь одна подходящая невеста — девушка по имени Тюльпан. Он пытается очаровать ее родителей, предлагает десять овец и люстру, но все бесполезно — Тюльпан видит жениха через занавеску и решает, что его уши слишком большие.
Танцевальный спектакль «Не говори кто»
где
1930 Moscow, Партийный пер., 1, корп. 6
За три месяца команда спектакля отыграла 15 шоу, которые посетили 10 тысяч зрителей и представила новый формат танцевального спектакля, сочетающий захватывающий детективный сюжет с современной хореографией в стиле крамп. Главное новшество: исход танцевальных битв определяет зритель с помощью голосования в зале. В шоу существует 56 вариантов развития сюжета, и каждый зависит от серии выборов конкретного зрительного зала.
В самом начале шоу происходит коварное преступление, тайну которого предстоит разоблачить в конце спектакля. В борьбе за власть герои шоу вступают в яростные танцевальные сражения, внутри которых развивается действие. Между ними зритель увидит анимационные сюжеты, погружающие в прошлое персонажей и дающие зацепки к разгадке тайны.
Burning Series: B-Day party
где
«16 тонн», ул. Пресненский Вал, 6, стр. 1
Комьюнити Burning Series появилось в далеком 2006 году, когда оно начало делать свою ежемесячную вечеринку, чтобы продвигать правильный драм-н-бейс. За столько лет ребята собрали вокруг себя целую армию поклонников танцев на слабую долю.
Приближающееся мероприятие обещает пройти в лучших традициях Burning Series, известной теплой атмосферой и диджей-сетами на виниле. За пультом сам идейный вдохновитель серии вечеринок Impish и его бравая команда резидентов.
Фотографии: обложка, 1, 3 — Даниил Анненков/«ГЭС-2», 2 — Syntax Gallery, 4 — AZ/Art, 5 — Alina Pinsky Gallery, 6 — «Артишок», 7 — «Гараж»