Понедельник

27 января

Выставка Анны Бёрч «Сажа бела»

Где

Ruarts, Трубниковский пер., 6

Название выставки взято из фольклорного выражения: «Как дела?» — «Как сажа бела». Фразеологизм передает понятие трудностей, однако в этом проекте служит метафорой двойственности. Выставка Анны Бёрч — исследование, где личные истории переплетены с историей страны. Красной нитью проходит тема мифа, которая формируется государством, и выбора отдельного человека.

Художница использует стоковые изображения, прибегает к работе с искусственным интеллектом и фотоколлажем, тем самым намеренно дистанцируясь от авторства. Пространства без определенной географии, тем не менее инстинктивно узнаваемые и понимаемые. За каждым окном в высотном здании кроются бесчисленные личные судьбы. Со стороны все окна однотипны, но внутри — уникальные истории.

Выставка Аси Мотиной «Это случилось сегодня»

Где

Art & Brut, Армянский пер., 1/8, стр. 1

Выставка «Это случилось сегодня» представляет собой полуфантастическую прогулку московской художницы Аси Мотиной по знакомому району. Родившись в семье художников, с детства зачитываясь рассказами Рэя Брэдбери и с отличием окончив МГАХИ имени Сурикова (отделение монументальной живописи), она развила в себе способность без труда выявлять необъяснимое в привычном, находить нужные тропинки в бесконечном хаосе и воплощать свои впечатления в реальность на холстах.

Сюжеты ее работ балансируют между сюрреализмом, фантастикой и реальностью, будто каждый холст — это случайно поставленный на паузу эпизод из произведений главных фантастов ХХ века в декорациях московских районов.

Выставка Игоря Шелковского «Небесный город. Мастерская художника»

Где

МАММ, ул. Остоженка, 16

Игорь Шелковский — выдающийся современный художник, скульптор, классик отечественного и мирового искусства. C 1979 по 1986 год — издатель и редактор легендарного журнала «А — Я». Масштабная ретроспективная выставка в МАММ охватывает почти 70 лет творчества Шелковского, начиная с 60–70-х годов до сегодняшнего дня. В экспозиции представлено более 600 скульптур, живописных и графических произведений художника.

Изобразительную систему Игоря Шелковского можно описать как авангард. В его работах отражаются мотивы древнерусского искусства и деревянного зодчества — сложной резьбы наличников, геометрических и растительных орнаментов — и поиски аналитических основ формотворчества, находившихся в центре внимания русского авангарда. Рельефы и скульптуры художника продолжают традиции авангардистов Казимира Малевича, Ивана Пуни, Владимира Татлина, Ивана Клюна.

Вторник

28 января

Кинопоказ «Снег в моем дворе» Бакура Бакурадзе

Где

«Художественный», Арбатская пл., 14, стр. 1

Признанный критиками лучшим отечественным фильмом 2024 года «Снег в моем дворе» Бакура Бакурадзе вроде бы рисует картину неприкаянности и нищеты: один из героев находится на грани выживания в современном Тбилиси, он одинок, но и не одинок — в его мире связи между людьми не нарушены, тем более связи между людьми и животными, и это делает его жизнь как-то переносимой.

Распад человеческих связей в куда большей степени ощущает его несравненно более удачливый соотечественник и виртуальный друг — кинорежиссер, нашедший себя в Москве, но и потерявший себя где-то там же. Бакурадзе в лучшей на сегодняшний день своей картине не стесняется ни ее «простоты», ни ее сдержанной сентиментальности — она в данном конкретном случае есть выражение силы и доброты.

Спектакль «Он, Она и Чехов» с Ириной Пеговой

Где

Театр эстрады, Берсеневская наб., 20/2

К юбилею Чехова продюсер Анна Ичетовкина и режиссер-постановщик Константин Демидов представят зрителю свою авторскую историю, где смешное соседствует с грустным, а колорит чеховских произведений окутывает каждую сцену. Два невероятных народных артиста России, Василий Бочкарев и Ирина Пегова, приглашают вас в мир Чехова, где юмор и море сливаются в единое целое.

Фантасмагоричная сценография, живое музыкальное и звуковое сопровождение всего спектакля, авторская анимация, чувственные танцы и романсы в исполнении Ирины Пеговой, харизматичность, опыт и талант Василия Бочкарева создадут уникальную атмосферу, в которой каждая деталь обретает особое значение.

IV мультимедийный фестиваль «Биомеханика»

Где

Рахманиновский зал консерватории, ул. Большая Никитская, 11

В рамках фестиваля состоятся мировые ведущих российских композиторов и российские премьеры зарубежных композиторов, показы балета «Свадебка» в Новой опере, паблик токи.

«Биомеханика» охватит несколько площадок: Рахманиновский зал и арт-пространство «Артемьев» Московской консерватории, Камерный зал Московской филармонии, ДК «Рассвет» и театр «Новая опера». В Рахманиновский зале консерватории российские премьеры сочинений зарубежных композиторов Бригитты Мунтендорф, Мальте Гизена, Янниса Кириакидеса и Пьера Жодловски для двух роялей, ударных и электроники.

Вечер поэта и переводчика Юлия Гуголева

Где

ДК «Рассвет», Столярный пер., 3, корп. 15

Голос поэта Гуголева — пристрастный, язвительный, ни на кого не похожий — всегда звучит как будто в унисон и вместе с тем в противофазе со стихией речи, чужого коллективного говорения, находится вне и внутри нее. Это речь, которая слышится и произносится за не пустым столом, с телевизионного экрана, из темной подворотни, над разверстой могилой — и в которой внимательный слух обнаруживает ноты печали и нежности, трагические, бесчеловечные диссонансы и примиряющую, общую для всех коду.

Все силы этого мира: неловкость или рискованность молчания или лишнего слова; шаблонность и скользкость тем; знание чужих и собственных слабостей; наблюдательность и памятливость; стыд и страх; и, главное, такт как высший закон светского и уличного разговора — Гуголев превращает в силы поэтические, а традиционно-лирическая вольность уходит в подсознание его поэзии, заставляя ее фактуру мерцать двойным, переменчивым светом.

Среда

29 января

Выставка «Образ и слово. Искусство советского плаката»

Где

Государственный исторический музей, Красная пл., 1

Выставка представляет масштабную инсталляцию, посвященную искусству советского плаката — яркого художественного явления ХХ века. В экспозиции представлены сотни плакатов известных авторов из музеев, архивов, частных коллекций. Выставка поделена на пять тематических зон.

Архитектурный образ проекта создан в стилистике конструктивизма и вдохновлен образами работ, представленных СССР на международных выставках 20-х и 30-х годов, а также внушительным наследием плакатного искусства советского периода. Выставка покажет плакат как художественное произведение и как исторический документ, отражающий идеологию и ценности, эпоху и общественные настроения.

Фотовыставка Маши Юмашевой «Моя бабушка — первая леди»

Где

филиал «Ельцин Центра», ул. Малая Никитская, 12, стр. 1

Идея выставки Маши Юмашевой «Моя бабушка — первая леди» появилась после публикации в журнале Marie Claire. Редакция попросила внучку первого президента России Бориса Ельцина сделать фотосессию бабушки — Наины Иосифовны Ельциной. В результате получился рассказ о том, как сегодня живет первая леди России.

«Эта фотосессия уникальна: Наина Иосифовна не любит сниматься. Воспользовавшись любезным разрешением журнала, мы организовали небольшую выставку, дополнив тот репортаж, который был опубликован в журнале, другими фотографиями», — рассказывают организаторы.

Концерт Дмитрия Устинова Trip

Где

ДК «Рассвет», Столярный пер., 3, корп. 15

ДК «Рассвет» представляет сольный концерт Дмитрия Устинова при участии Виктора Глазунова — это предпремьера нового альбома с фортепианной музыкой в обрамлении электроники, и посетители ДК смогут услышать его первыми.

В программу войдут новые композиции Димы, которых еще нет на стримингах, а распространяется альбом будет только в виде закрытого плейлиста, доступ к которому получат люди, пришедшие на концерт. Этот альбом продолжает формироваться при каждом исполнении, растет и развивается при участии публики. В основе лежит идея концерта как музыкального трипа и исследования коллективного поля через звук.

Четверг

30 января

Выставка «„Импрессионисты“ русской сцены»

Где

Дом-музей К. С. Станиславского, Леонтьевский пер., 6, стр. 1

На выставке представлены работы трех великих художников: архитектурные проекты, наброски декораций, интерьерные работы и пейзажи Василия Поленова и две живописные работы из собрания Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В. Д. Поленова, эскизы декораций и костюмов Александра Головина из фонда Музея МХАТ, живописные и графические работы Константина Коровина, которые не выставлялись ранее.

А также выставлены работы студентов факультета сценографии и театральной технологии Школы-студии МХАТ по эскизам костюмов Александра Головина к спектаклю «Безумный день, или Женитьба Фигаро».

Выставка Данила Карамушкина «Живые алгоритмы»

Где

VS Gallery, ул. Малая Ордынка, 19

В своем искусстве Данил Карамушкин исследует глубокую взаимосвязь математики и материальности. В цифровых композициях он использует строгие алгоритмы, чтобы создавать сложные паттерны, которые служат отправной точкой для его скульптур. Этот процесс открывает новую грань симбиоза программирования и классических методов работы со скульптурой, где холодный расчет, присущий математическим вычислениям, сосуществует с теплотой и природной текстурой керамического материала.

В рамках выставки будет представлена новая коллекция керамических и фарфоровых скульптур, выполненных в стиле модульного конструктивизма. Этот стиль позволяет Карамушкину играть с геометрическими формами и пространственными взаимоотношениями и создавать работы, которые кажутся одновременно строгими и гармоничными.

Лекция «Искусство/не-искусство»

Где

ММОМА, Ермолаевский пер., 17

В моменты кризиса форм, в моменты кризиса систем искусства, единственное, как искусство может начать говорить о себе, это как о «неискусстве», о том, что занято неким отрицанием искусства, и внутри этого отрицания удерживает то, что искусство само по себе выразить бы не могло, но что является его «негативным» объектом.

В высоковольтной силе такого отрицания, ломающего условности искусства, удерживается некая идея, которая одновременно совпадает с реальностью, и нередко именуется «истиной». «Истина» критична для искусства. Кризис формы всякий раз возникает в моменте столкновения с неким объектом истины, который видится чем-то большим, чем «искусство». А лики у этого объекта разные.

Пятница

31 января

Концерт Леонида Федорова и Владимира Волкова

Где

ДК «Рассвет», Столярный пер., 3, корп. 15

Снова на сцене легендарный дуэт легендарных музыкантов — лидера группы «Аукцыон» Леонида Федорова и основателя авант-джазового «Волковтрио» контрабасиста Владимира Волкова. Вместе музыканты успели записать целых 14 альбомов в период с 2000 по 2016 год, а музыкальные критики называли работы музыкантов настоящим авангардом.

День рождения «Фабрики». Вечер открытий

Где

ЦТИ «Фабрика», Переведеновский пер., 18.

31 января 2025 ЦТИ «Фабрика» откроет свой юбилейный год показом четырех проектов: трех персональных выставок и одного спецпроекта, приуроченного к юбилею.

В зале «Оливье» свою выставку «Приближение Снежной королевы. Часть II» откроет художница, режиссер и одна из победительниц программы «Фабричные мастерские» Елена Скрипкина. В зале «Артхаус» художница Кристина Пашкова покажет проект «Циклы связей — Ре:действие». В Актовом зале, вновь открытом для экспозиционной деятельности в прошлом году, свою выставку «Башня. История наблюдений»откроет основатель Пиранези Lab Алексей Веселовский. Цех Отделки в этот день станет основным пространством  юбилейного праздника, в котором будет представлен проект, посвященный 20-летию ЦТИ «Фабрика». Здесь же в этот день состоится торжественное объявление победителей очередной сессии программы «Фабричные мастерские».

 

Лекция «Большая машина истории»

Где

ММОМА, Ермолаевский пер., 17

Большой город за последние два века стал огромной машиной истории, создающей «современность» — универсальную среду, объединяющую людей разных классов, возрастов и образов жизни. «Мы должны быть абсолютно современными», — провозглашает провинциал Артюр Рембо в Париже, становясь всемирно известным поэтом.

Город раскрывается в фигуре фланера, придуманной Шарлем Бодлером, в интервенциях и дрейфах, практиковавшихся ситуационистами, в «ледяной Москве» Вальтера Беньямина, противопоставленной европейским городам, и в антиповеденческих практиках стиляг 50-х годов в Советском Союзе. Город, превращенный в место толп, приезжих и свободного движения одиночек, позволяет играть с собой, оставаясь одновременно реальным и ирреальным пространством — местом, где в XXI веке пересекаются реальность и виртуализация.

Суббота

1 февраля

Выставка «Вещи и видения. Экспозиция коллекции к 25-летию Московского музея современного искусства»

Где

MMOMA, ул. Петровка, 25

Московский музей современного искусства в год своего 25-летия представляет новую экспозицию коллекции «Вещи и видения». На протяжении четверти века музей последовательно собирал работы, созданные в период с начала XX века до наших дней и выполненные в самом широком диапазоне техник.

Главным образом это произведения российских художников, принадлежащих различным направлениям и традициям, школам и творческим контекстам, как авангардным, так и академическим. К настоящему времени коллекция ММОМА насчитывает более 10 тысяч единиц хранения. С 2009 года собрание музея демонстрируется в жанре динамичных сменных экспозиций, каждая из которых традиционно предлагает собственную тематическую аранжировку избранных предметов.

Спектакль «Евгений Онегин»

Где

Театр Маяковского, ул. Большая Никитская, 19/13, стр. 1

В пространстве русской зимы на сцене «Маяковки» самый известный пушкинский сюжет звучит в исполнении молодых артистов, почти ровесников героев. Их молодость и самоирония автора превращают «энциклопедию русской жизни» в искренний поэтический театр, где поэзия не форма текста, а образ жизни. Гадания с народными песнями, именины, зимняя дорога, танцы на балу — все это возникает не как приметы старины, а оживает в современном прочтении.

Создатели спектакля продолжают исследовать природные стихии на сцене. В декорациях народного художника Владимира Арефьева разные состояния воды проявляют летучесть авторского слога и переменчивость главного героя. Снег то укутывает сцену перинами, то трещит морозами, то превращается в капель. Флешбэки, сны, размышления о прошлом меняют линейный ход истории и заставляют заново знакомиться с хрестоматийными героями. Этот «Евгений Онегин» рассчитывает на диалог со зрителем, хорошо знающим первоисточник и способным оценить хулиганства Пушкина на сцене.

Выставка «Цвет красный»

Где

«КультПроект», ул. Тверская, 3

Ряд натуральных пигментов традиционно использовался для создания красного цвета, среди них киноварь, гематит, охры красные. Пигменты достаточно дорогие и капризные. Есть множество оттенков и названий цвета красного, среди них бордовый, розовый, пурпурный, маджента, кармин и многие другие.

В экспозиции основные акценты ставятся на стремлении найти сложные тональные отношения внутри красного, исследуется прозрачность наложения слоев, их взаимодействие с линией, глубиной, тенью и материалом, нюансами и контрастами цветовых сочетаний.

Воскресенье

2 февраля

Выставка «Спасители. Пути спасения»

Где

MMOMA, ул. Петровка, 25

Московский музей современного искусства и Российский еврейский конгресс представляют выставку «Спасители. Пути спасения», посвященную историям российских и грузинских праведников народов мира, спасавших еврейский народ в годы холокоста. Экспозиция открывает московскую программу «Недели памяти жертв холокоста».

Праведниками народов мира называют людей нееврейского происхождения, которые, несмотря на опасность для собственной жизни, укрывали евреев, снабжали их пищей, документами и необходимыми вещами, чтобы спасти их от нацистов.

Лекция «Современная архитектура Москвы. Новое в историческом контексте»

Где

HSE Art Gallery, ул. Малая Пионерская, 12

Современная архитектура Москвы вышла из тени архитектуры исторической. Все больше людей интересуются тем, как на их глазах меняется история города. На этой лекции посетителям расскажут о том, отчего возникает этот интерес: благодаря контрасту с историческими соседями или из-за определенного сходства.

Лектор — Галина Минакова, историк архитектуры, искусствовед. Эксперт компании «Глазами инженера».

Фестиваль современного искусства «Шалость»

Где

ДК «Кристалл», ул. Самокатная, 4, стр. 11

«Торжественно клянусь, что замышляю шалость и только шалость!» — требует и обещает третий ежегодный фестиваль современного искусства под управлением Глеба Андрианова.

Тотальная, многоуровневая, дирижируемая импровизация, дневная вечеринка на коврах, неуправляемый балет электронных музыкантов, светский бал с совершенно фантастической люстрой, трехактный безглютеновый торт именинника, праздник, который навсегда останется с тобой, и абсолютно сумасшедший финал с разрушением четвертой стены.

фотографии: обложка, 4 — Дом-музей К. С. Станиславского, 1 — Ruarts, 2 — K24, 3 — Государственный исторический музей, 5 — ИП Федоров Леонид Валентинович, 6 — MMOMA, 7 — Оля Пегова/HSE Art Gallery