«Пингвин»: Пожалуй, лучший сериал 2024 года
Что роднит его с «Джокером» и что кардинально от него отличает
19 сентября на платформе Max, на которой демонстрируется контент канала HBO, состоялась премьера «Пингвина» — спин-оффа «Бэтмена» Мэтта Ривза, посвященного одному из самых популярных злодеев во вселенной DC. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, чем обоснованы такие высокие оценки у сериала, что роднит его с «Джокером» и что кардинально от него отличает.
Автор: Иван Афанасьев
«Пингвин»
После событий «Бэтмена» в Готэме паника и разруха: взрыв на дамбе, устроенный психопатом Загадочником, вызвал массовые разрушения, а также передел сфер влияния в криминальном мире. Глава крупнейшего мафиозного клана Кармайн Фальконе мертв, и его приближенные готовы рвать друг друга на куски, чтобы заполучить свою долю власти. Среди них — Освальд Кобблпот, он же Пингвин, как его называют коллеги из-за пухлого телосложения и хромоты, вызванной врожденным дефектом на правой ноге. Владелец разрушенного ночного клуба, принадлежавшего семье, в самом начале он совершает импульсивный поступок, последствия которого придется тщательно расхлебывать. Параллельно с этим в городе объявляется и вышедшая из психлечебницы дочь покойного Кармайна, София Фальконе, которую отправили туда за убийство нескольких человек и которая тоже намерена побороться за власть.
После ошеломительного (а еще закономерного, хотя и, пожалуй, совершенно незаслуженного) провала второго «Джокера» в прокате зрители как будто окончательно разуверились в будущем фильмов и сериалов по комиксам DC. Казалось, что ни Джеймс Ганн, ни второй сезон «Миротворца», ни вторая часть «Бэтмена» ситуацию не спасут от окончательно превращения в тень Marvel. И тут вдруг выходит «Пингвин» — и всем, простите, начисто сносит крышу. На то есть более чем веские причины.
Почему «Джокер: Безумие на двоих» никому не нравится
Во-первых, конечно же, центральные персонажи. Освальд Кобблпот (потрясающе неузнаваемый Колин Фаррелл) — практически Артур Флек по части того, что обычно называют харизмой, и одновременно его почти полная противоположность. С одной стороны, маленький человек в большой преступной системе Готэма — даже не капо (сокращение от «капореджиме», то есть подчиненный босса. — Прим. ред.), а рядовой «солдат», выполняющий самые базовые функции. Для Софии, как позже выяснится, он и вовсе был просто водителем. С другой стороны, Ос мечтает пробиться на вершины криминальной иерархии и для этого готов идти по головам и добиваться признания — неважно, при помощи доброго или недоброго слова, ножа, пули из пистолета (не факт, что своего).
Когда сериал только вышел, его сразу кинулись сравнивать с «Кланом Сопрано», что на поверхностный взгляд выглядит почти логично — вплоть до похожести главного героя на Тони Сопрано. На самом же деле общего у них не так уж и много, и если пытаться искать сравнения, то «Пингвин» напоминает скорее другой знаковый тайтл HBO, вышедший в то же время, — «Тюрьму Oz», криминальную драму об иерархии в элитной экспериментальной тюрьме (созвучие с именем героя случайное!). Там тоже зритель смотрел, как складывается периодическая (в смысле, что непостоянная) система криминальных элементов: цепочки в ней постоянно видоизменяются, вчерашний авторитет становится изгоем, а хитрый выскочка может в один момент стать главой всего блока (в данном случае — всей преступной структуры Готэма).
Пингвин и есть тот самый хитрый выскочка, который воспользовался неразберихой, и на пути к величию его не остановит никто и ничто. Это автоматически отличает его от все того же Тони Сопрано, у которого уже была своя империя и он просто пытался удержать ее в равновесии. Кобблпот — настоящая крыса с интеллектом стратега, которому мешают разве что жадность и непомерные амбиции, плюс тот единственный человек, ради которого он готов вспомнить про моральные принципы, — мать, страдающая от постепенно прогрессирующей деменции. Ее он, кажется, уважает больше, чем любого криминального босса, и это неслучайно, ведь женское начало в сериале тоже крайне важно, и его функцию на себя берет София Фальконе — вторая главная героиня и местами чуть ли не более яркая.
Мы все как будто немного устали от сильных и независимых от природы (вернее, от прихоти сценариста) женщин в кино и сериалах — таких, что наделены почти что мэрисьюшными способностями справиться с чем угодно. София — диаметральная противоположность таким героиням, действительно сильная и волевая женщина, со своей историей и очень мощным бэкграундом, который обманчив поначалу и раскрывается постепенно. Ей выделена целая серия в первой половине, и, когда зритель узнает ее истинные мотивы добиваться власти, подключается совершенно новый уровень симпатии к этому, в общем-то, не самому приятному персонажу. «Пингвин» ценен тем, что в нем сразу оба протагониста прописаны так, как следует, а главное — они оба равноценны для истории, нельзя взять и выключить одного из них. Более того, это в равной степени история и Софии тоже, и просто чудо, как точно авторы сценария выстраивают ее арку.
То же самое можно сказать и про сценарий в целом. «Пингвин» — редкий сериал, в котором нет ни одной филлерной серии и даже лишней сцены. Здесь нет моментов, которые хочется поскорее пропустить, чтобы перейти к самому интересному — тут, кажется, каждое слово, каждая эмоция на лице актеров необходимы, чтобы лучше раскрывать героев и саму историю. Это звучит невероятно амбициозно, но так и есть — да, есть при этом серии посильнее и послабее (всем бы быть такими «слабыми»!), где-то сюжетная линия слегка проседает, но интересно стабильно и всегда. Просто потому, что шоураннеры смогли не только сделать убедительных, живых персонажей со своими мотивациями и характерами, но и развить историю каждого из них, по крайней мере, тех, что выходят за пределы массовки.
Звучит все слишком красиво, но именно это в «Пингвине» и удивляет. То, что выглядело как не самый интересный проект про второпланового злодея из не самого (будем честными) удачного фильма про Бэтмена, обернулось едва ли не лучшим криминальным сериалом последних лет. При этом можно, конечно, попробовать представить себе, что события сериала разворачиваются не в Готэме, а в условном Бруклине, и смотреть его просто как драму про разборки бандитов. Но контекст, который хорошо знаком зрителю (все мы в курсе, что Готэм не просто обычный город, а Аркхем не просто психбольница), добавляет сериалу объема — ты сам дорисовываешь в голове закадровое пространство. Конечно, иногда возникает закономерный вопрос: а почему Бэтмен не прилетит на крыльях ночи и не разберется со всей этой шушерой?
Будем считать, что у него есть проблемы посерьезнее, и узнаем об этом во втором фильме Мэтта Ривза, но, честно говоря, куда сильнее ждем второй сезон «Пингвина», особенно с таким-то финалом! Последняя серия ценна хотя бы тем, что позволит кое-что понять еще про один «второй» фильм — «Джокер: Безумие на двоих», даже несмотря на то что номинально они вообще никак не связаны. А именно — что зло может быть бесконечно обаятельным, харизматичным и местами даже творить нечто, похожее на добро, но оно всегда было и останется злом. Вроде очевидный, но крайне ценный урок в наше с вами непростое время. И уж точно неожиданный для сериала по комиксам.
Фотографии: Max