«Черная весна» — новый сериал на сервисе Start от творческого дуэта Любови Львовой и Сергея Тарамаева («Зимний путь») о молодых ребятах, устроивших тайный дуэльный клуб, в котором все желающие могут стреляться, прямо как в XIX веке, выясняя отношения и решая вопросы. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, что роднит этот сериал с «Эйфорией», на которую равнялись авторы, и чем он от нее категорически отличается (в лучшую сторону).
Автор: Иван Афанасьев
Редактор: Иван Бочаров
«Черная весна»
Режиссеры
Любовь Львова, Сергей Тарамаев
В ролях
Глеб Калюжный, Артем Кошман, Ольга Цирсен, Олег Чугунов, Валентин Анциферов
Дата выхода
16 ноября 2022 года
Где смотреть
Start
Старшеклассник Егор Меленин по прозвищу Мел и его друзья — Киса, Хэнк и Гена — живут в некоем приморском городке, где перспективы не очень: выпить пива на крыле старого самолета, сходить на дискотеку, покататься на мопеде, прогуляться вдоль берега моря. Мела — своеобразного главу этой шайки — подобный расклад не слишком устраивает. Он, несмотря на внешнюю дерзость, настоящий интеллигент: читает книги и стихи, особенно уважает Пушкина, да и сам чем-то напоминает Довлатова — походкой, манерами, даже пальто с шарфом. Еще он влюблен в Анжелу, местную школьную звезду, которая его уверенно френдзонит, но держит подле себя «на всякий случай». Поэтому, когда столичный режиссер, приехавший снять рекламу тортиков, которые делает местный бизнесмен, соблазняет девушку, чтобы провести с ней ночь, а затем бросить, Мела это до глубины души задевает — и он вызывает смутьяна на дуэль. Самую настоящую: со старинными пистолетами, украденными из местного музея, секундантами и неизбежным трагическим финалом.
Пожалуй, главная сила «Черной весны» — этот сериал совершенно искренне способен удивлять, что для нашего ТВ-прома, в последнее время буквально фонтанирующего разнообразными (или, вернее, часто однообразными) сериалами, уже неплохо. Выделяется он как минимум неординарными постановщиками у руля: Любовь Львова и Сергей Тарамаев — супружеская пара режиссеров и сценаристов, в свое время всколыхнувших кино своими нетипичными фильмами, часто поднимающими каверзные для нашей страны вопросы. Это и гей-драма «Зимний путь», открывшая, простите за каламбур, путь в большое кино Евгению Ткачуку, и незамеченный публикой, но совершенно выдающийся «Метаморфозис» с чисто набоковской интонацией, и сценарий к «Амбивалентности» Антона Бильжо, экспрессивной мелодраме про измену и конфликт поколений. Короче говоря, сериал от таких постановщиков просто не мог быть обычным — впрочем, у них есть «Доктор Преображенский», но снятый не по их тексту, отсюда и его нарочитая «ремесленность». «Черная весна» же — авторский проект во всем.
На фестивале «Новый сезон», где сериал впервые был показан, Тарамаев и Львова сказали, что «в душе они до сих пор немного панки», и это чувствуется. Несмотря на возраст (Сергею 64 года, Любови 38), их кино буквально пышет молодостью. Начиная с актеров: к экспрессии Глеба Калюжного мы уже как-то привыкли, а вот, например, Артем Кошман в роли Кисы, лучшего друга Мела (ранее играл сына главной героини в «Я не шучу») — это большое открытие года, где-то на одном уровне с Марком Эйдельштейном («Монастырь») и Елизаветой Ищенко («Алиса не может ждать»). Режиссеры говорили, что для них одним из главных референсов была «Эйфория», но по интонации «Черная весна» ближе к «Молокососам». Тут нет даже близко депрессивной интонации, свойственной шоу HBO, зато много бунтарства в духе британского сериала. И много молодых, крутых, дерзких актеров, которые буквально заводят зрителя своей энергетикой. Под стать и саундтрек, который может потягаться со все той же «Эйфорией» по части хитовости: Мукка, Ганвест, Лилу45, Аника — кажется, немолодые авторы сериала очень даже на одной волне со своими героями.
Но главное — в отличие от, например, тех же «Трудных подростков» или, например, «Лэйт найт скул», еще одного из российских шоу о молодежи, у «Черной весны» взрослая, осознанная интонация и проблематика. Эти ребята бунтуют против всего чего можно, но сама идея устроить тайный дуэльный клуб, в котором местные жители, удрученные жизнью в мертвом городе, могут выяснить между собой отношения «по-мужски» — это решение, влекущее за собой вполне серьезные проблемы. Первый труп, первая попытка замести следы, первая кровь на руках — и когда все это начинает множиться в геометрической прогрессии, парни сами не замечают, как начинают матереть против своей воли. Некоторые смотревшие критикуют «Черную весну» за отсутствие внятных женских персонажей — мол, они тут в основном эдакая обслуга для галереи маскулинных образов. Но иначе и быть не может: Львова и Тарамаев ставят ребром вопрос о том, что такое мужественность, каков традиционалистский образ жизни в таких вот затхлых местах и всем ли он по вкусу (нет). И главное — как во всем этом жить молодым людям, у которых душа несется куда-то ввысь, а быт приземляет обратно, в мир криминала и безнадеги.
Поэтому у сериала есть все шансы стать по-настоящему культовым зрелищем в России (а в лучшие времена он вполне сошел бы за экспортный продукт) — с одной стороны, у него есть оригинальная концепция, своя харизма и уникальный темпоритм. С другой — это очень узнаваемая история, причем далеко за пределами нашей родины. Мало ли таких мест, в которых молодой парень типа Мела дурью мается от непонимания, как ему изменить свою жизнь, когда все вокруг взрослые только и делают, что лебезят, обманывают друг друга и держат ножи за спиной? Мало ли таких вот потерянных молодых ребят, у которых энергии много, а девать ее некуда, вот и остается хвататься за оружие да декламировать литературные идеалы? «Черная весна» подкупает своей ошалевшей интонацией, но это не бунт ради бунта — это осмысленный разговор о том, как жить молодым людям в современной России. Пора бы уже задуматься и начать что-то менять — и нет, не вдалбливать в головы «большим детям», как им жить и думать. У многих из них в голове «черная весна» — самое время создать все условия для самого светлого лета.
Фотографии: START