Команда «Большого Города» — о том, как организовать (и пережить) переезд
Что взять с собой и как справиться с чемоданным настроением
В конце сентября, по данным Forbes, из России уехали около 700 тысяч человек. В первом полугодии 2022 года из страны выехали 419 тысяч. Кому-то пришлось спешно собирать чемоданы и брать билеты за любые деньги, кто-то планировал отъезд заранее. В любом случае переезд — даже в соседний район города — пережить непросто. Нужно не только взять с собой необходимое и отказаться от лишнего, но и как-то сохранить спокойствие во всем этом хаосе. Авторы и редакторы «Большого Города» делятся опытом своих переездов и советуют, как все организовать — и в случае спонтанной поездки надолго, и во время глобальной смены жилья.
Даниил Васильев
автор БГ
— В этом году я переезжал два раза, в режиме паники. Это был мой первый переезд в жизни. Первый раз — из Москвы в Ереван сразу после февральских событий, второй — из Москвы в Минск, через пару дней после объявления частичной мобилизации. Собраться что в первый, что во второй раз не было особой проблемой, так как оба раза я не думал, что уезжаю надолго (в первый раз рассчитывал уехать не более чем на три недели, в итоге прожил в Армении больше четырех месяцев, второй раз еще не завершился).
В феврале я немного не рассчитал с вещами, до начала апреля в Ереване оказалось довольно холодно, пожалел, что не взял с собой зимнюю куртку. Когда ближе к маю в городе резко началась жара, пожалел, что не взял больше футболок и белья — стирать приходилось чаще обычного, так как, оказавшись вне зоны действия кондиционера, потел моментально. Как минимум две пары обуви с собой — обязательно теплые осенние кроссовки и легкие беговые — на жару и для занятий спортом. Как минимум трое штанов или джинсов, двое для улицы, одни для дома, шорты — на жару и тренировки, у меня их двое, одни — городские, другие — специальные спортивные.
Все вещи влезли в небольшой туристический чемодан на колесиках и городской рюкзак (в нем ноутбук, читалка вместо кучи книг — очень удобно), пара книг, которых нет в электронном виде, провода и зарядки). Подозревал, что в ближайшее время придется быть мобильным, поэтому брал только самое необходимое. Удивительным образом, живя в подобном режиме, понял, что ничего особо сверх (за исключением отмеченного выше) в принципе не нужно, да и не хочется.
Если в мирное время то и дело баловал себя новыми шмотками, то в режиме странствия и экономии подобных желаний не возникало ни разу. Напротив, думаешь о том, зачем все эти годы был нужен целый шкаф с одеждой. Пережить чемоданное настроение помогают люди, которые во время каждого отъезда находились рядом. Спасибо друзьям: без них я бы едва ли куда-либо поехал. В первый раз я просто сел ребятам на хвост — у них уже были билеты и бронь квартиры в Ереване, во второй раз другие друзья предложили организовать совместный отъезд.
Дома я очень чутко относился к личному пространству, а во время вынужденной эмиграции, напротив, был счастлив, что живу с друзьями, это очень помогало не впасть в депрессию. В итоге более трех месяцев я жил в одной комнате с другом и на удивление совершенно спокойно это перенес. Из минусов такой жизни, наверное, сложность отдохнуть вечером, после работы, когда не можешь остаться один практически ни на минуту. Но и с этим по большому счету можно жить, если держать в голове, что это временно. Поэтому главный совет при переезде — постарайтесь пережить это приключение не в одиночку, ищите спутников с самого начала или уже на месте, сейчас много кто переезжает, наверняка у вас найдутся знакомые практически в любой из стран, популярных для временного или длительного переезда.
Анна Соколова
редактор БГ
— За последние семь лет я несколько раз меняла страны: переезжала из России в Италию, потом обратно, в промежутках зимовала в Таиланде, Индии и на Маврикии. Недавно мне пришлось переезжать из одной московской квартиры в другую. И это был один из самых сложных кейсов. Если для смены страны мне было достаточно двух больших сумок, а на зимовку я брала один чемодан, то сейчас нужно было перевезти просто кучу вещей — за себя и того парня, который находится за границей. Сорок коробок, четыре чемодана, два сапборда, параплан, а также немного мебели — впечатляющий набор стареющего миллениала.
Но даже с таким количеством пожитков можно справиться, если правильно распределить усилия. Я начинаю готовиться к переезду за пару недель — по заветам Мари Кондо пересматриваю свои вещи и расстаюсь с теми, которыми давно не пользуюсь и которые меня не радуют. Избавиться от них можно разными способами. Можно продать их в интернете — правда, для оперативной продажи придется выставлять более низкую цену. Можно отдать их в благотворительные фонды (например, в «Лавку радостей», которая помогает беженцам). Можно отнести их на своп (их часто устраивает «Забери маркет»). Можно просто поставить пакет с вещами в подъезде или возле мусорки — там их быстро заберут те, кому они нужны. Несколько комнатных растений я бесплатно выставила на «Авито» — желающие нашлись мгновенно. Очень полезно было разобрать бумаги, избавиться от неактуальных документов.
Выбор тары для переезда зависит от того, сколько вы готовы на нее потратить. Самыми удобными для переезда в другую страну на самолете мне кажутся пластиковые чемоданы размера XXL, правда, цены на них сейчас стартуют от 7 тысяч. Для переезда на машине можно купить коробки. Но если у вас много тяжелых вещей, например книг, стоит брать коробки меньшего размера — большие не выдержат плотной загрузки, придется смешивать книги с более легким текстилем, а это дополнительный хаос. В последний раз я заранее купила большие коробки 60 на 40 сантиметров, подписывала их маркером, вела список того, что в них находится. Помогло ли это? Не совсем, какие-то вещи я сейчас не могу найти, потому что пристраивала их куда-то в последний момент. Все же идеальную систему учета я пока не вывела. В день переезда складывать хрупкие вещи мне помогали сотрудники сервиса по переезду — у них было впечатляющее количество пленки и скотча. Но их услуги довольно дороги, более бюджетный вариант — заворачивать посуду в мягкие вещи.
При этом во время переезда важно не забыть о себе. Если времени на сборы много, лучше планировать его так, чтобы каждый день разбирать какую-то одну категорию вещей. На новом месте не стоит сразу погружаться в удаленную работу — возьмите хотя бы неделю отпуска, чтобы устроиться, разобраться со связью, найти жилье, что-то докупить и починить. Помню, как в панике бегала по индийской деревне, пытаясь найти интернет — выяснилось, что мобильный активируется только через три дня. Стоит учесть, что в разных странах жилье сдается с разным количеством вещей. Мы трижды меняли квартиры в Таиланде, и каждый раз там не хватало посуды — постоянно приходилось что-то покупать. На Маврикии, наоборот ,дома сдавались со всем необходимым, и везти кастрюли в другое полушарие не было смысла. О том, чего ожидать от нового места, лучше заранее узнать в эмигрантских группах и чатах. По моему опыту, в экзотических странах люди часто начинают тосковать по привычной еде — мечтать о гречке начинают даже те, кто особо ее никогда не любил. Так что хотя бы одну пачку взять стоит.
Лена Бабушкина
главред
— За последний год я переезжала порядка шести раз — и в рамках одного города, и из одного в другой, а затем обратно. Главное, чему учишься в этом процессе, — факту, что разбирать вещи гораздо труднее и ленивее, чем складывать все подряд в коробки, освобождая очередную квартиру. Зато эти знания помогают переоценить объем нажитого и в принципе систематизировать хранение вещей дома.
Так я узнала, что моя комфортная жизнь умещается в 15–20 стандартных коробок для переезда, часть из которых служит упаковкой для хранения несезонных вещей, еще часть — для техники и предметов интерьера, которыми пользуешься от случая к случаю.
Самое важное для меня в новом пространстве — набросить на него маску, фильтр личного. Знаю множество людей, которые годами живут на съемном жилье, не заботясь о его дизайне, и шутя обвиняют меня в расточительстве, когда я перевожу в коробке очередную картину. Я же парирую, как человек, восемь лет работающий удаленно и в основном из дома: дом должен быть местом, где мне приятно находиться. И делать фотографии.
Так я собрала примерный минимум вещей, которые необходимо взять с собой (или купить на месте), чтобы за два-три часа превратить чужое враждебное пространство в уютное и обжитое. Вожу с собой четырехметровый дагестанский ковер-сумах (да, он поднимает мне настроение!), два-три компактных предмета искусства (диптих из небольших картин), несколько хороших винных бокалов, постельное белье, виниловый проигрыватель, десять пластинок (отвечающих на вопрос «Какую музыку ты бы взяла с собой на необитаемый остров?») и столько же книг, которые одинаково интересно читать и приятно оставить на виду. Итого — две-три коробки, от которых вы опционально можете отказаться.
На месте покупаю ароматические свечи, цветы в горшках и иногда — стулья. Практика показала, что возить с собой последние выходит дороже, чем купить с доставкой в новую квартиру и продать на «Авито» при следующем переезде. А все потому, что я терпеть не могу кожаные стулья с металлическими ножками в дизайне из 2000-х, которые часто встречаются в съемных квартирах.
Еще вожу с собой необходимый минимум кухонной утвари: обычно на съемном жилье есть пара стандартных сковородок и часто не хватает мелочей и гаджетов, например давилки для чеснока. Поэтому я беру с собой большую сковороду вок, так как люблю азиатскую кухню, и несколько кухонных аксессуаров, которые зачастую умещаются в этот самый вок.
Большая ошибка — не брать с собой сезонную одежду и обувь. За полгода мы все узнали, что судьба нередко смеется над нашими планами. Даже летом пара теплых ботинок может пригодиться в походе, а пуховик — во внезапной командировке в другой климат.
В конце этой статьи я собрала список покупок, которые облегчат переезд и распаковку. Теперь мое главное правило — «помоги себе будущему, он скажет тебе спасибо». Расскажу по пунктам.
Коробки для переезда
— Есть несколько критериев, которые важны для хорошей коробки. Во-первых — размер: у большинства транспортных компаний есть стандартные параметры и цены за доставку коробки определенного размера: XL, XXL и так далее (я открыла для себя Boxberry и пользуюсь ими). Негабаритная, увеличенная, слишком длинная коробка может оказаться дорогим решением — если вам вовсе не откажут в перевозке.
Во-вторых — конструкция самой коробки. В хозяйственных магазинах и на маркетплейсах есть множество упаковок подешевле, которые собраны внахлест и дно которых провалится вместе с содержимым, стоит их немного перегрузить и поднять. Такие коробки необходимо дополнительно укреплять скотчем, и это не гарантирует надежности.
Я сделала выбор в пользу коробок с укрепленным дном и прорезями-ручками (которые на последнем этапе можно изолировать тем же скотчем). И вам советую.
Систематизация вещей
— Здесь пригодится маркер и записная книжка. Подумайте, в каком порядке вы будете распаковывать коробки? Какие распаковывать не станете? Это может быть архив документов, которые нельзя оставить, или несезонные вещи.
Собирая коробку, я пишу на ней номер и короткий список вещей, который поможет вспомнить, что еще лежит внутри. Например: «Черный кожаный пуховик, фотоаппарат, книги по искусству». Номер и краткое содержание вписываю в заметки на айфоне, а если есть желание упомянуть все предметы — диктую голосовое сообщение с номером и отправляю себе в личные сообщения. Фантастически удобно! Кстати, если коробок много, можно составить их в таком порядке, чтобы самые необходимые вещи оказались наверху, готовые к распаковке.
Упаковка и хранение
— При переезде есть две задачи — сохранить вещи в целости и быстро их найти и разместить в новом месте. Мой лайфхак — текстильные разделители для ящиков и пластиковые контейнеры-органайзеры для мелочей.
В разделитель с ячейками отправляется белье, футболки, дождевики, шапки и перчатки, легинсы и другая тонкая одежда для спорта. В таком виде их можно достать из коробки и сразу же отправить на полку шкафа. В пластиковый контейнер — всевозможные мелочи, без которых бывает сложно: батарейки, провода, адаптеры, зарядные устройства, а также украшения, медикаменты, косметика. И да, в таком виде их удобно хранить и дома.
Номинацию «Вещь века» заслуженно получает скотч — но только малярный. Прелесть в том, что он не портит предметы, а еще его удобно снимать руками, если ножницы остались в коробке. Скотчем можно обматывать те же провода, чтобы они занимали меньше места, обернутые в пупырчатую пленку хрупкие предметы, собранные коробки, а также — мой личный совет — приматывать мелкие части к разобранной мебели и технике. Разбирая журнальный столик, я складываю болтики и уплотнители в пластиковый пакет и приматываю его к любой крупной части — ножке или столешнице. Туда же можно поместить отвертку. Вы из будущего точно оцените эту опцию.
Аглая Шатова
новостной редактор
— Весной я переехала в Тбилиси. Это был мой первый переезд, поэтому вещи в чемодан укладывались наугад: туда в основном пошли любимые толстовки и штаны, немного косметики, ноутбук, зарядки и другие мелочи. Тогда я почему-то была уверена, что все необходимое, если потребуется, куплю на месте. Так я улетела в Грузию с одной парой обуви, зато с феном для волос и отпаривателем.
Когды ты оказываешься в другой стране, то в первые недели совершенно некогда покупать кроссовки и носки, которые ты решила оставить дома. Нужно искать квартиру, оформлять банковскую карту, обустраиваться. Лучше, чтобы набор вещей — несколько пар обуви, одежда, уход для лица, лекарства, полотенце, средства гигиены — были с собой. Это позволит сделать и без того нервный процесс переезда менее тревожным.
Коробка для переезда (10 штук); 50 × 31 × 40 сантиметров, 30 килограммов
малярная Клейкая лента OfficeSpace, 48 миллиметров × 24 метра
малярная Клейкая лента OfficeSpace, 25 миллиметров × 25 метров
Пупырчатая пленка для упаковки; 1 × 10 метров
Коробка для хранения, восемь ячеек
Органайзер для мелочей и косметики, 28 ячеек
Органайзер для хранения, 10 ячеек
Зип-пакеты с застежкой, 15 штук, 1 литр
Зип-пакет, 7 × 5 см, 200 штук
обложка: Karolina Grabowska — Pexels