«Краснополянская косметика»: Как устроен бизнес владельцев известной лавандовой фермы
История бренда, который рискует потерять землю в суде
В июле 2022 года «Краснополянская косметика» отметила свой 16-й день рождения. Праздник отмечали на ферме, которую компания приобрела в конце 2018 года в Адлерском районе Сочи. Строительство продолжалось два года, за это время на семи гектарах земли высадили 2 тысячи деревьев, 100 тысяч кустарников, 85 тысяч саженцев лаванды, открыли пасеку, птичник и улиточное производство с бережной технологией, которая не наносит вреда улиткам. Ферма практически полностью работает на зеленой энергии (это единственная в стране компания с солнечной станцией) и используется для регенеративного земледелия: все сырье для косметики выращивают вручную, без применения техники и пестицидов, чтобы не истощать почву, а делать ее более богатой и здоровой.
Спустя месяц после празднования дня рождения основателям компании Дмитрию Серову и Кристине Судеревской пришел иск от Генпрокуратуры об изъятии участка. Основание — отсутствие сельскохозяйственной деятельности. По мнению ведомства, на территории фермы находится лес и земля не облагораживается. Сейчас идет судебное разбирательство. «Большой Город» рассказывает о том, как из простого увлечения мыловарением вырос успешный бренд натуральной косметики, а еще о тернистом пути предпринимателей к своей мечте — экоферме с зеленым производством полного цикла, которую они рискуют потерять прямо сейчас.
Автор: Настя Ткач
Мыло на собственной кухне
Дмитрий и Кристина решили переехать в Сочи в 2007 году. После шумной Москвы хотелось поселиться в тихом и спокойном месте и растить детей рядом с природой — ребята ждали ребенка. Выбор пал на горное село Медовеевка недалеко от Красной Поляны. И сейчас это довольно труднодоступное место, а тогда, в 2007-м, было и вовсе богом забытой деревушкой без магазина, связи и других благ цивилизации. Первый год, по словам Кристины, прошел «на чемоданах»: она была готова в любой момент сорваться и уехать с маленькой дочкой обратно в Москву. Но постепенно все устаканилось, ребята освоились, привыкли, жизнь вошла в колею, тем более что в деревне, имея свой дом, скучать точно не приходится — работа всегда найдется.
Однажды на день рождения Кристине подарили набор натуральной косметики. До того момента ребята и не подозревали, что косметика может быть такой — экологичной, натуральной и настоящей. Это осознание так глубоко засело, что Кристина решила научиться варить мыло сама, на собственной кухне. Так необычный подарок и новое хобби перевернули жизнь ребят, хотя тогда они еще этого не подозревали.
В 2000-е мыловарение было большой редкостью. Сегодня сварить мыло, отлить свечу, сделать ювелирное украшение и еще много чего из списка DIY может каждый: достаточно заказать ингредиенты в интернете и четко следовать инструкции. А тогда такие крафтовые увлечения только начинали свой разбег: в свободном доступе информации не было, приходилось ее выискивать в зарубежных источниках и экспериментировать, чем и занялась Кристина.
Первые бруски мыла быстро разлетелись по друзьям и родственникам: сделанные на основе чистейшей горной воды, свежих трав и разноцветий, растущих буквально под ногами, они, конечно, произвели фурор. И тогда ребята решили попробовать продать мыло. Первые партии развезли по местным баням, сувенирным лавкам и пасекам — мыло быстро разобрали. Это был первый звоночек: у людей есть потребность в натуральном продукте, а значит, надо продолжать. В то же время хотелось донести мысль, что из Сочи можно привезти не только магнитики и чурчхелу, но и классный натуральный продукт, который много говорит о месте, в котором люди отдыхали.
Первый магазин в Медовеевке
Довольно быстро стало понятно, что мыловарение — это больше чем хобби. Росли объемы, формулы становились сложнее, увеличивалось количество продуктов — теперь делали не только мыло, но и шампуни, гели, бальзамы. Как и с первой партией, продукцию быстро раскупали, притом что никаких затрат на маркетинг и пиар не было: косметику продвигало сарафанное радио. Ребята все так же трудились вдвоем: Кристина создавала продукты, Дмитрий занимался логистикой и упаковкой — самостоятельно закручивал флакончики до мозолей на пальцах. Тестировали всю косметику тоже на себе, семье и друзьях. В 2013 году ребята запустили свой интернет-магазин и начали продавать продукцию онлайн.
Дмитрий занимался логистикой и упаковкой — самостоятельно закручивал флакончики до мозолей на пальцах
Первая команда появилась, когда домашняя мыловарня переместилась в гостевой дом Old Boys, который Дмитрий открыл вместе со своим приятелем. Это стало новой вехой в истории «Краснополянский косметики». Гостевой дом начал работать в 2015 году и быстро стал популярным местом у туристов и местных жителей. В доме выделили отдельные комнаты для производства косметики и открыли первый офлайн-магазин — благодаря успеху Old Boys с покупателями косметики проблем не было.
Дружба с «Розой Хутор» и корнер на Навагинской
Тогда же появилось ощущение, что проект уперся в стеклянный потолок — развиваться и расти дальше стало сложно из-за недостатка производственных площадей, хотя спрос на продукцию был высок как никогда. И тут помогло удачное знакомство с руководством горнолыжного курорта «Роза Хутор», которое стремилось к сотрудничеству с локальными брендами. Кристина и Дмитрий пожаловались на свою боль, и в ответ курорт предложил помещение площадью 300 квадратных метров, но с условием, что там откроется магазин с открытым производством, чтобы туристы могли приходить и наблюдать, как создается натуральная косметика. Магазин открылся в 2016 году и работает по сей день. Ребята смогли расширить линейку, нанять новых сотрудников и выйти на новый уровень. «У нас всегда было ощущение, что то, что мы делаем, — это против правил. Но это всегда срабатывает», — говорит Дмитрий.
В 2018 году на Навагинской, главной пешеходной улице Сочи, открылся третий магазин «Краснополянской косметики». Понаблюдать за созданием косметики, как в магазине в «Розе Хутор», тут не получится, зато можно все протестировать, пощупать, понюхать и почувствовать. В корнере организовали пространство с тактильной зоной и большой раковиной, в которой можно на месте проверить в действии всю продукцию. Здесь же можно купить шампуни, бальзамы, гидролаты, гели и скрабы на разлив и развес — так ребята поддерживают и продвигают концепцию zero waste.
Мечты о собственной ферме
Объемы постоянно росли, и производство, которое находилось в «Розе Хутор», уже не справлялось, а расшириться на курорте было невозможно. Тогда Кристина и Дмитрий решили арендовать производственный цех, закупить оборудование и так расширить производство. Однако, когда подходящий вариант был найден, ребята поняли, что не хотят такого развития событий. Косметику нужно создавать в красивом месте с живой природой, чтобы можно было воодушевляться и вдохновляться, и супруги решили, что будут искать землю для собственной фермы. «У нас нерациональный подход. Все считают деньги, а нам важно, чтобы продукт делался в красивом месте — так и человек будет чувствовать энергетику, ну и нам спокойнее, приятнее. Приходить на работу в промзону и делать косметику, которая про природу, про натуральное, — это диссонанс, это не наш путь. Мы пошли сложной дорогой, но она нам нравится, мы с удовольствием в нее вкладываемся, мы ею гордимся. Это другой подход к делу — к делу от сердца», — говорят супруги.
Приходить на работу в промзону и делать косметику, которая про природу, про натуральное, — это диссонанс
Нашли участок, довольно большой и подходящий под запрос, но в очень запущенном состоянии. Раньше эта земля принадлежала чайсовхозу и давно не возделывалась: там не было дороги, коммуникаций, зато были болота, много пней, эрозия и безжизненное пространство. Тем не менее Кристина и Дмитрий смогли разглядеть потенциал участка и приобрели его в долгосрочную аренду. Чтобы собрать необходимую сумму, пришлось продать собственный дом в Медовеевке и взять кредит. Сейчас у ребят нет собственного жилья, они арендуют квартиру в Красной Поляне. «Это был отчаянный, рискованный шаг. У меня даже было нервное истощение от масштабности всего, куда мы движемся, какие риски на себя берем, но потом я приняла. Когда ты живешь не просто ради денег, а реализуешь свою мечту, это все меняет. Нам хотелось создать что-то, чем будет гордиться и регион, и вся страна, сделать что-то нужное. Мы очень верим в этот проект и в то, что у нас получится осуществить задуманное», — рассказывает Кристина.
Строительство фермы началось в 2019 году и продолжается по сей день. Свою миссию супруги видят в том, чтобы оставить после себя какое-то наследие, а землю, которую они используют, сделать лучше, богаче и плодороднее. Сейчас производство практически полностью работает на возобновляемой энергии солнца и объединяет все процессы в одном месте: от выращивания ингредиентов до упаковки. На ферме растут лаванда, василек, календула, мандарин, лимон, кумкват, апельсин, лавр, эвкалипт, мята, розмарин, ведутся работы по акклиматизации авокадо, алоэ вера, кактуса опунция. Сырье, которое добывают из растений, растущих на ферме, считается продуктом «нулевого километра» — в нем вообще нет углеродного следа. Все органические отходы уходят обратно на поля, обогащая почву. На производстве внедрена система вентиляции с рекуперацией и сбором воды для полива растений. «Мы мечтали о том, что у нас будет своя мыловарня в горах с полем, но не думали, что наши мечты заведут нас в такой масштаб», — делится Кристина.
Тестирование на себе
«Краснополянская косметика» открыто выступает против тестирования продукции на животных, вся косметика тестируется in vitro — в пробирке. Прежде чем продукт попадает на финальное тестирование, Кристина с командой все пробуют на себе. Только после того, как средство полностью соответствует тому, что заявлено на этикетке, оно попадает на рынок. От идеи создания продукта до его реализации может пройти около двух лет — например, примерно столько понадобилось, чтобы создать свой SPF-крем. В натуральной косметике используются только физические фильтры, а они очень сильно выбеливают кожу. Чтобы создать идеальную формулу, которая бы справлялась со своей задачей, но при этом не изменяла бы тон кожи, ушло более двух лет регулярных экспериментов и тестов.
В 2022 году компания прошла аудит и была готова сертифицироваться согласно экостандартам Cosmos и Ecocert, но началась спецоперация, и европейские экосертификаты, которые выдавали раньше, теперь не выдают. Поэтому «Краснополянская косметика» вступила в ассоциацию с другими производителями натуральной косметики в России и вместе с ними начала разрабатывать свой экостандарт, чтобы больше не зависеть от иностранных сертификатов.
Санкции и их последствия
Февральские события отразились и на поставках ингредиентов из-за рубежа: помимо того, что теперь не все можно достать, увеличилась и стоимость доставки зарубежных ингредиентов — так как ввоз происходит через третьи страны, увеличиваются транспортные издержки. Хотя «Краснополянская косметика» стремится к тому, чтобы выращивать сырье самостоятельно, не все возможно вырастить в сочинских условиях.
«Все производители зависят от импортного сырья. Не потому, что ленивые, а потому, что невозможно простому предпринимателю производить все ингредиенты, — делится Дмитрий. — Например, у нас около 400 ингредиентов: чуть более 100 отечественного и даже собственного производства, остальные 300 — поставки из-за рубежа. Это сложные ингредиенты: ПАВы и эмульгаторы, без которых невозможно сделать косметическое средство. И для того, чтобы их произвести, нужен целый завод, который специализируется на этом. Дорогое оборудование, научная лаборатория, команда, занимающаяся разработками и внедрением в производство. Невозможно одному производить все. Ради потребностей производителей косметики должны работать целые заводы, создающее сырье. В косметике используются растительные масла в достаточно большом количестве, в силу климатических особенностей в нашей стране растет далеко не все, например нет кокосов, оливок, жожоба, какао… Масла этих продуктов очень ценятся и часто используются в косметических средствах. Теперь их нужно покупать за валюту и еще искать новые каналы, как привезти».
Иск и арест земли под фермой
Впрочем, последствия от зарубежных санкций — это просто цветочки по сравнению с тем, что ждало ребят летом 2022-го. 15 августа Кристина и Дмитрий получили иск от Генпрокуратуры с требованием расторгнуть договор аренды, основание — отсутствие на участке сельскохозяйственной деятельности. Вместе с ребятами подобные «письма счастья» получили еще 140 собственников участков, общая площадь которых составляет 1 542 гектара, их тоже обвиняют в том, что земля используется не по назначению и там, где должны быть обработанные участки, стоит заброшенный лес. Всех ответчиков объединяет то, что раньше эта земля была в аренде у компании АО «Адлерский чай».
Сырье, которое добывают из растений, растущих на ферме, считается продуктом «нулевого километра» — в нем вообще нет углеродного следа
Казалось, что проблема не стоит выеденного яйца: вот ферма, вот тысячи фото- и видеодоказательств и свидетельств очевидцев того, что ферма существует, и существует не первый год, и все претензии прокуратуры не более чем досадная ошибка. Но на суде ни создателей «Краснополянской косметики», ни собственников соседних участков никто даже слушать не стал, а все их доказательства не приобщили к делу и отклонили. 22 августа состоялось заседание суда, 23 августа оно продолжилось, решение по нему пока не вынесено.
«О том, что суд будет не в нашу пользу и у нас отберут землю, мы даже не хотим думать. Более того, мы даже не можем себе позволить думать так. Ферма — это дело всей нашей жизни, это точно не про бизнес, не про зарабатывание денег. Поэтому мы будем бороться до конца, и правда на нашей стороне», — комментируют сложившуюся ситуацию супруги.
Что дальше
Когда все неурядицы завершатся, ребята планируют вернутся к прежней работе, тем более что в планах большие перемены. «Наша лаборатория работает 24/7. Технологи активно разрабатывают собственный эмульгатор, свои активные ингредиенты. Большой плюс нашего производства в том, что у нас есть своя органическая ферма и часть растительного сырья мы выращиваем сами, что дает нам некую свободу и надежду не останавливаться и продолжать делать качественный, работающий продукт. Мы активно занимаемся разработкой новых линеек — например, высадили на ферме опунцию и будем делать целую антивозрастную линейку на ее основе», — делится планами Кристина.
Сейчас «Краснополянская косметика» производит более 500 тысяч единиц продукции в год, в ее штате работают 73 человека, в том числе четыре научных сотрудника. У бренда четыре собственных магазина и около 500 магазинов-партнеров в России, Казахстане и Беларуси. В этом году компания планирует расширить долю рынка, а также выйти на рынок ОАЭ. «Это новый опыт, новый вызов и еще одна точка развития для нас», — комментируют супруги.
Фотографии: «Краснополянская косметика»