В последнее время спрос на вакцинацию домашних животных от различных заболеваний, включая бешенство, заметно вырос. Прививки питомцам делают не только покидающие страну россияне, но и туристы — без отметки о сделанной инъекции иностранным препаратом вывезти собаку или кошку из России не получится

Кроме того, недавно Россельхознадзор потребовал от иностранных производителей вакцин передать образцы препаратов в госколлекции и пригрозил, что если ветеринарные компании не выполнят требование, то импорт таких лекарств в страну может прекратиться.

«Большой Город» поговорил с ветеринарами и зарубежными производителями прививок для животных и выяснил, есть ли сейчас дефицит таких препаратов, что в действительности грозит за непередачу образцов в госколлекции, а также что в таком случае изменится для граждан и предпринимателей.

Есть ли дефицит сейчас

«Дефицит определенно есть. И не только вакцин, но и антибиотиков, а также седативных средств. Многие препараты либо подорожали, либо их сложно достать. Например, если вакцина „Нобивак“ от бешенства ранее стоила 1 700 рублей, то сейчас — около 4 000 рублей. Проблемы начались из-за закрытых границ и нарушенных цепочек поставок — постепенно запас лекарств на рынке стал уменьшаться. Несмотря на это, для россиян доступны отечественные аналоги, которые идентичны зарубежным лекарствам, однако с российской вакциной нельзя вывезти животное за рубеж, потому что в других странах наши препараты не признаются», — рассказала ветеринар, кинолог и зоопсихолог сервиса по выгулу и передержке животных «Гульдог» Лидия Лисичкина.

«Доля иностранных ветеринарных препаратов, в том числе вакцин, поставляемых на российский рынок, составляет более 60 % от общего числа лекарственных средств. Кризис затронул множество основных направлений лечения животных, в том числе анестезиологическое сопровождение, хирургию, кардиологию и неврологию. С июня большая часть импортных препаратов просто исчезла с поставок и большинство клиник были вынуждены перейти на внутренние резервы, которые начали заканчиваться уже к августу. Это вынудило учреждения искать альтернативные, более дорогие каналы поставок, а также переходить на российские аналоги лекарств — это в большинстве случаев требует пересмотра внутренних протоколов лечения и адаптации используемого оборудования. В конечном счете, дефицит привел к значительной стоимости услуг для владельцев питомцев. Больше всего кризис коснулся тех лекарств, которые не имеют аналогов в России, а также инактивированных вакцин от бешенства», — заявил руководитель Европейского ветеринарного центра EVC в Москве Алексей Маловатский.

По словам главного врача ветеринарной клиники «ЛинаВет» Полины Платоновой, «биопрепараты, к которым в том числе относятся вакцины, почти не поступают уже более полугода. Более того, их точечное наличие возможно благодаря незаконным поставкам из сопредельных стран без гарантий надлежащей транспортировки».

«Как минимум в отдельных населенных пунктах России и по некоторым категориям товаров российского и зарубежного производства недостаточно», — считает исполнительный директор Ассоциации ветеринарных фармацевтических производителей Семен Жаворонков.

Анонимный ветеринарный врач столичной клиники

«Дефицит начался в марте — в этом месяце традиционно хозяева начинают массово прививать питомцев. Поставок вакцин сейчас нет вообще. Нам сказали до следующего (2023, — Прим. ред.) года вакцин не ждать. Кроме того, отечественные прививки тоже быстро заканчиваются, поскольку государство не было готово к масштабным поставкам. Это также привело к подорожанию цен — в Подольске в паре мест можно найти импортные вакцины за 3 000 рублей, в Москве — минимум за 4 500 рублей. При этом многие покупают вакцины с рук или в зоомагазинах — это крайне опасно, поскольку неизвестно, в каких условиях хранился препарат».

Требование Россельхознадзора

Главное

«По закону «О биологической безопасности», который был принят в 2020 году, штаммы патогенных микроорганизмов и вирусов нужно депонировать в госколлекциях. Это требование касается не только иностранных производителей ветеринарных вакцин, но и отечественных. Процесс депонирования подразумевает хранение, размещение и проверку штаммов, а также дальнейшее подтверждение, что на хранение передается именно то, что заявлено», — рассказала Платонова.

«Депонирование патогенных штаммов возбудителей инфекций — общепринятая мировая норма, которая обеспечивает биологическую безопасность государства. Власти должны иметь возможность в любой момент сверить вакцину, допущенную на рынок, с эталонным образцом, который хранится в коллекции — если выявятся расхождения, то вакцину запретят», — подчеркнул Маловатский.

Почему его трудно выполнить

«Согласно подзаконным актам, производители должны одновременно разместить все штаммы с 1 июля по 1 ноября — такие сроки делают этот процесс практически невозможным из-за большого количества образцов, сложностей с таможенным контролем, частично отсутствующих логистических цепочек и дальнейших проверок. Также существуют риски нарушения авторских прав иностранных производителей вакцин, потому что штаммы считаются объектами интеллектуальной собственности. На фоне этого у производителей возникают опасения, что конкурентные компании могут использовать зарубежные зарегистрированные образцы.

Кроме того, как уже было сказано выше, закон „О биологической безопасности“ требует депонировать именно патогенные штаммы. Современные же штаммы, которые используются для производства живых и инактивированных вакцин для животных, не могут свободно размножаться в теле питомца, из-за чего патогенными считаться также не могут. Следовательно, они не подлежат депонированию. При этом до сих пор в российском законодательстве не установлены сроки депонирования, а также не опубликован официальный перечень госколлекций, на основе которых можно депонировать образцы», — заявил Жаворонков.

Что будет в случае отказа иностранных компаний

«Если зарубежные производители вакцин откажутся передавать в Россельхознадзор образцы своих штаммов, то очень вероятно, что импорт таких препаратов на российский рынок прекратится», — объяснил Маловатский.

Его мнение поддерживает анонимный ветеринарный врач. В частности, в противовес словам Лисичкиной, он утверждает, что иностранные вакцины все-таки отличаются от российских: «Наши вакцины колются внутримышечно, отчего животные переносят их тяжелее, в отличие от заграничных. Естественно, в случае невыполнения требований Россельхознадзор прекратит импорт таких лекарств».

Нарушение привычных схем вакцинации и переход на отечественные аналоги в течение 4 месяцев отразятся на птицеводстве, 8–10 месяцев — на свиноводстве, а через год — на российском крупном рогатом скоте.

«Запрет на ввоз в Россию иностранных ветеринарных препаратов, в том числе вакцин, сильно ударит по рынку. В первую очередь, пострадают небольшие хозяйства и клиники, которые просто не смогут конкурировать с более крупным бизнесом из-за маленьких размеров приобретаемых партий. По мере исчерпания зарубежных вакцин начнут появляться нелегальные каналы их доставки», — предупредил Жаворонков.

«Для хозяев домашних питомцев будут предложены альтернативные вакцины из Армении, Беларуси, Казахстана, а также Кыргызстана. В России, разумеется, есть свои вакцины, но нет многовалентных препаратов — они содержат антигены против нескольких штаммов одного возбудителя болезни. Из-за этого власти предложат многоразовую вакцинацию животных от одной и той же болезни, но разных штаммов», — поделилась мнением Бондаревич.

Что утверждает Россельхознадзор

Ведомство отрицает какой-либо дефицит. По официальным данным Россельхознадзора, за 9 месяцев с начала года в Россию поставлено 15,38 миллиарда вакцин — это на 823 миллиона доз больше, чем в 2021 году. Кроме того, в нехватке отдельных лекарственных препаратов для животных регулятор обвинил самих иностранных производителей — якобы они искусственно сдерживают поставки в Россию. Также Россельхознадзор заверил, что по всем иностранным препаратам есть отечественные аналоги, а российские предприятия заявили о готовности нарастить производство.

По словам представителя регулятора, если иностранные компании будут скрывать образцы вакцинных штаммов, то это может привести к тому, что производитель может изменить состав вакцины и добавить в нее элементы, которые в ней содержаться не должны. При отсутствии эталонного образца контролирующие органы не могут ни выявить такие манипуляции, ни подтвердить безопасность того или иного препарата. 

Между тем в России зарегистрировано больше отечественных препаратов, чем зарубежных, и все они хранятся в госколлекциях Россельхознадзора, Минсельхоза, Минобрнауки и Роспотребнадзора, при этом российские производители ни разу не сталкивались с нарушениями интеллектуальной собственности. Аргументируя свои слова, ведомство подчеркнуло, что все штаммы хранятся в коллекциях на основании гражданско-правового договора с государственным учреждением, который гарантирует сохранение авторских прав. Более того, международная практика не позволяет запатентовать ни одно изобретение, если не раскрыть его функциональные характеристики, поэтому ссылка на коммерческую тайну в данном случае неуместна, утверждают в ведомстве.

Советы горожанам

Ветеринары, с которыми мы пообщались, на основе последних событий дали несколько рекомендаций хозяевам питомцев, как избежать неприятностей при подготовке к вакцинации.

  • Предупредите врача о наличии аллергии или чувствительности питомца к препаратам. В этом случае животному сначала дадут гипоаллергенное средство, и только потом сделают прививку;
  • Помните о сроках вакцинации — после прививки от бешенства оформить справку на выезд можно только спустя 21 день;
  • В любом случае вакцинируйте животное — даже если нет иностранных вакцин.

обложка: Maria Sbytovastock.adobe.com