Автор: Богдан Музыченко

25 ноября компания Yandex N. V., которой принадлежит российский «Яндекс», объявила о планах выделить основную часть бизнеса, включая зарубежные направления, в отдельную группу компаний под управлением топ-менеджмента, которая сохранит за собой бренд «Яндекс».

При этом Yandex N. V. со временем планирует выйти из числа акционеров новой группы компаний и сменить название.

Кроме того, по данным издания The Bell и телеграм-канала Faridaily, в ночь на 25 ноября глава Счетной палаты России Алексей Кудрин и президент России Владимир Путин решили судьбу «Яндекса». 29 ноября Кудрин подал заявление об уходе с поста главы ведомства, чтобы заняться «большими проектами», а уже 5 декабря стал советником по корпоративному развитию «Яндекса».

«Большой Город» поговорил с аналитиками и экспертами по бизнесу, которые объяснили, как поменяется работа компании после разделения — какие направления «Яндекса» останутся в России, а какие уйдут, и что будет с сотрудниками.

Зачем делить бизнес

Во-первых, такое решение позволит «Яндексу» продолжить бизнес и не потерять все те «имиджевые и репутационные наработки», над которыми она трудилась на протяжении почти 30 лет, заявил нам сооснователь аналитического агентства Prognosis Олег Муковозов. По его словам, это единственный способ продолжить существование для компании в нынешних трудных условиях.

Судя по всему, основной камень преткновения заключается в том, что «Яндекс» изначально планировал развитие в роли крупной международной компании, которая добивается успеха и прибыли за счет работы по всему миру, сообщил в беседе с «БГ» экономист Николай Кульбака. Примерно 10 лет назад, продолжает он, у «Яндекса» были все шансы стать сильным конкурентом Google, однако после крымских событий и последующих антироссийских санкций в 2014 году компания начала «замыкаться» на внутренних проектах, безуспешно стараясь компенсировать потерю рынков соседних стран.

Также после 24 февраля большинство сотрудников «Яндекса» выехали за границу, продолжая работать удаленно. Очевидно, что долго в таком режиме компания существовать не могла, поэтому Yandex N. V. приняла решение о разделении и выходе из бизнеса, утверждает Кульбака.

Управляющий директор рекламного агентства Twiga в России Сергей Оганджанян считает, что Yandex N. V. пошла на разделение, чтобы бенефициары компании «Яндекс» могли выйти из-под санкций для развития ключевых направлений бизнеса как за рубежом, так и в России.

Руководство «Яндекса» от комментариев «БГ» отказалось.

Какие проекты «Яндекса» уйдут из России, а какие — останутся

По заверению самой компании, работу на российском рынке продолжат бизнесы автономных автомобилей, облачных технологий, образовательных сервисов и платформы по разметке данных, а их международные части выделят в самостоятельные компании под управлением Yandex N. V. К первой группе относятся сервисы «Яндекс Облако», «Академия Яндекса», «Яндекс Толока» и другие.

В данный момент «Яндекс» работает во многих странах мира. Например, в Казахстане, Швейцарии и Нидерландах у компании открыты офисы. В Израиле и Чехии она развивает «Облако», «Драйв» и другие сервисы, а «Такси» компании под брендом Yango работает в 17 странах Европы, Средней Азии, Ближнего Востока и Африки.

Муковозов добавляет, что уйдут из России точно те проекты, в которых велась «серьезная объединенная работа с зарубежными профессионалами», потому что такие продукты могут легко интегрироваться в западную культуру потребления. В пример эксперт привел «Яндекс Навигатор».

Точно покинут нашу страну долгосрочные, высокорисковые разработки и проекты, потому что они требуют присутствия на международных рынках, а логистические, поисковые проекты и наборы B2C-сервисов вроде «Яндекс Go», «Яндекс Браузер», «Яндекс Еда» и так далее останутся, пояснила нам основатель агрегатора технологических проектов Venn, партнер компании RBS Виктория Арабина.

Что ждет сотрудников «Яндекса»

Серьезных сокращений в компании, скорее всего, не будет, потому что за год и так большое количество программистов уехали из России, утверждает Кульбака.

С Кульбакой соглашается директор по развитию исследовательско-консалтинговой компании IFORS Юлия Ермоленко: «У „Яндекса“ не самая завидная ситуация — он потерял много сотрудников, в том числе некоторых топ-менеджеров, с февраля 2022 года. Если сокращения будут, то не сразу, а в перспективе».

Реалистично, что одни сотрудники перейдут в новую группу компаний и будут обеспечивать функционирование действующих сервисов в России, а другие — захотят развивать продукты компании на западных рынках, однако это может быть осложнено нынешней геополитической ситуацией, делится эксперт по промышленному развитию регионов Андрей Коновалов.

Зачем «Яндексу» нужен Алексей Кудрин

Впервые о том, что Кудрин свяжет свою карьеру с «Яндексом», СМИ написали в сентябре. По данным источников издания, чиновник договорился об этом с Владимиром Путиным.

Позже эту информацию подтвердили источники The Bell, добавив, что Кудрин возглавит новую управляющую структуру, в которую также войдет действующий менеджмент «Яндекса». Через эту структуру они будут контролировать компанию в плане принятия решений по ключевым вопросам.

5 декабря о назначении Кудрина в «Яндекс» стало известно уже официально — чиновник занял пост советника по корпоративному развитию. По его словам, вместе с менеджментом он будет «разрабатывать корпоративную структуру нового холдинга, которая обеспечит долгосрочное и устойчивое развитие компании на всех рынках, включая международные».

При этом Кудрин добавил, что одна из главных его задач на новом месте — помочь сохранить «уникальную управленческую и технологическую культуру „Яндекса“, чтобы он оставался независимой, лучшей в России ИТ-компанией, где стремятся работать самые талантливые люди».

С одной стороны, конечно, назначение Кудрина в «Яндекс» нелогично, потому что он очень опытный чиновник и хорошо понимает в том, как устроено государство и экономика, но при этом не настолько хорошо понимает, как устроен бизнес, комментирует ситуацию Муковозов. Более того, добавляет он, Кудрин не может выполнять роль Воложа — «человека-технаря» и визионера, который знает свои технологии и «чувствует их кончиками пальцев».

Наиболее вероятный исход событий, по мнению сооснователя агентства Prognosis, заключается в том, что Кудрин выступит в роли посредника, который гарантирует соблюдение договоренностей между «Яндексом» и Кремлем: «Властям нужно убедиться, что российский „Яндекс“ не выведет стратегические технологии или активы за рубеж, а компании — что бизнес не захватят в трудную минуту. Кудрин в этом плане хорош, потому что близок и к либералам, и к властям».

Сам же Кудрин, скорее всего, выйдет из оперативного управления «Яндекса» после того, как «будут улажены все организационные и юридические моменты», считает Муковозов.

обложка: ATRIUM