По данным портала Autonews, из-за антироссийских санкций оборвались логистические цепочки в поставке автозапчастей. После этого на рынке автомобильных компонентов начался дефицит, а цены на них сильно увеличились.

Так, к марту 2022 года стоимость деталей выросла в среднем на 65,87 % по сравнению с началом февраля, а к октябрю разница увеличилась до 71,39 %. Например, масляный фильтр на Renault Duster подорожал на 94 % — c 348 до 676 рублей, а свеча зажигания для Hyundai Creta на 177,23 % — с 505 до 1 400 рублей.

«Большой Город» поговорил с экспертами авторынка и выяснил, откуда производители заказывают запчасти, как изменилась логистика и сколько по времени занимает починка машины сегодня.

Откуда ноги растут

Главная причина нехватки запчастей — прекращение работы в России западных и японских автопроизводителей, из-за чего прямые поставки стали невозможны. Крупные дилеры при этом успели накопить запасы расходных материалов и востребованных компонентов, но держать в нужном количестве все детали для каждой модели невозможно, рассказал нам гендиректор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев.

Таким образом, единственным выходом для ввоза запчастей в Россию остался параллельный импорт, но это увеличило транспортные издержки на 30–50 % для компонентов европейских автомобилей и на 15–20 % — для японских, добавил Матвеев.

Также станции техобслуживания все чаще стали предлагать клиентам восстанавливать поврежденные запчасти вместо их замены, утверждает управляющий директор по автострахованию компании «Ренессанс страхование» Сергей Демидов.

Больше всего не хватает сложных электронных систем, блоков и прочих многокомпонентных элементов, заявил заместитель гендиректора по сервису дилера «Авилон» Алексей Гуляев.

Какие бренды испытывают трудности с запчастями

Особенно остро дефицит запчастей ощущается у премиальных немецких марок вроде BMW или Mercedes-Benz, а также у представителей концерна Volkswagen (Audi, Volkswagen, Škoda). В первую очередь, трудности возникают с расходниками, кузовными компонентами и электроникой, пояснил Матвеев.

Кроме перечисленных, наиболее проблемные бренды сейчас — Jaguar, Land Rover, Volvo, Lexus, GM и Porsche. Не хватает также автомобильных стекол — порядка 20–25 % из них вообще не производится в России, сообщил Демидов.

Судя по статистике, приведенной Autonews, от дефицита страдают не только премиальные марки, но и популярные среди россиян машины среднего ценового сегмента — Lada, Kia, Hyundai и Renault.

Как компании борются с дефицитом

Mercedes-Benz, например, продал завод, всё имущество и право на дистрибуцию в России местному холдингу «Автодом» — тот в свою очередь взял на себя обязательства обслуживать проданные ранее автомобили компании.

Дилеры Mercedes-Benz и Hyundai продолжают обслуживать клиентов, однако после истощения запасов оригинальных запчастей компаниям приходится использовать копии — это «противоречит изначальным регламентам». У BMW, Toyota, Volkswagen и Škoda дела идут лучше — при обслуживании используются только оригинальные компоненты, подчеркнул Матвеев.

Кроме того, дилер «Авилон» смог наладить через параллельный импорт для автомобилей различных марок поставки почти всех деталей, кроме сложных электронных компонентов, в числе которых ключи и блоки питания, объяснил Гуляев.

Сколько ждать машину из ремонта

Сроки зависят от состояния автомобиля и причины обращения в сервисный центр. Если необходимая запчасть в дефиците, то придется подождать. В среднем сроки поставок компонентов составляют от 1 до 3 месяцев, пояснил Гуляев.

Раньше после ДТП отремонтировать автомобиль можно было за 10–15 дней. Сейчас в 30–40 % случаев сроки увеличились до 30–50 дней, утверждает Демидов.

В зависимости от модели и выбора оригинальной или неоригинальной детали клиент может прождать от 45 до 70 дней. В случае с премиальными брендами сроки и цены, конечно, увеличиваются, заявил Матвеев.

Официальные представители Hyundai, Kia, BMW, Mercedes-Benz, Audi либо отказались, либо не ответили на наши запросы.

обложка: alexxndr — stock.adobe.com