Что мы будем дальше пить: Алкогольная индустрия после ухода международных компаний
Российское вино, джин и монодистилляты
Автор: Валерия Перфильева
За последние месяцы сразу несколько западных алкогольных компаний — крупнейших поставщиков виски, рома и других напитков — объявили о своем уходе с российского рынка, а цены на алкоголь на полках магазинов и в ресторанах заметно выросли. Мы решили узнать у экспертов индустрии, что происходит на рынке прямо сейчас и какие напитки, скорее всего, пропадут с полок и из меню в ближайшее время.
Михаил Пугачев
— Уход каких компаний наиболее значим для ресторанов и баров?
— Тут есть две стороны вопроса. Первая — это уход мастодонтов рынка вроде Brown Forman (бренды Jack Daniels, Finlandia, Woodford Reserve и другие. — Прим. ред.) и Diageo (бренды Johnnie Walker, Baileys, Gordon’s, Captain Morgan, The Singleton и другие. — Прим. ред.). Это очень большие компании, деятельность которых «на виду» у всего мира. И когда начали происходить известные события, многие из них были вынуждены принять решение о полном или частичном уходе с российского рынка.
Сейчас у многих из них еще есть определенный товарный запас алкоголя, который постепенно уменьшается, и я уже ощущаю это на себе и своих заведениях. Компании и дистрибьюторы начинают ограничивать нас в поставках. Если раньше можно было заказывать определенный бренд в больших объемах, то сейчас есть ограничения — например, не больше 20 бутылок на бар или ресторан. И еще периодически сообщают, что заканчивается тот или иной продукт.
Вторая сторона — это супермаленькие бренды, какие-то небольшие винокурни, производства рома, текилы и так далее. Их, как правило, импортировали и продавали разные российские дистрибьюторы. Они, наверное, сейчас в более выигрышном положении — у них не столько барьеров, чтобы продолжать продавать эти бренды в России, если сами производители, не принадлежащие ни одной из крупных компаний, не против, чтобы их напитки продавались в России. Единственное — для всех по-прежнему крайне сложным остается вопрос логистики.
— Какой алкоголь сможет предоставить российский рынок?
— Самый, наверное, идеальный для импортозамещения напиток — это джин, потому что все ингредиенты, которые входят в его состав, доступны в России. То есть мы можем просто поехать на Алтай, собрать все эти растения, главное из которых — можжевельник. Уже сейчас есть очень много классных российских джинов. Причем как и более премиального уровня — ароматные, с ярко выраженным перечными нотами или с запахом саган дайля, так и базовые, но вполне приличные. Причем базовые стоят существенно дешевле импортных аналогов, иногда в два-три раза. В каждом сегменте есть джины, которые мне нравятся.
С остальными категориями, скорее всего, возникнут проблемы. В большей степени с качественной текилой из стопроцентной агавы: ее невозможно произвести в России из-за отсутствия здесь главного ингредиента — агавы. Я предполагаю, что, скорее всего, она пропадет совсем, по крайней мере, качественная точно. С ней еще до всех событий были проблемы — во всем мире не хватало текилы.
Следующей проблемной категорией будет виски. Сейчас самый большой дефицит в премиальном сегменте, прежде всего, это односолодовые виски больших игроков — их вообще нет. С базовыми позициями тоже напряженно. Хотя я вот слышал, что каким-то образом в Россию ввозят разные спирты с дистиллерий и уже на российских производствах их смешивают и получают какие-то базовые шотландские, ирландские и американские виски.
С ромом сейчас дела обстоят проще, но в долгосрочной перспективе тоже может быть дефицит. Хотя рома достаточно много производят на мировом уровне, его основной компонент — это сахарный тростник, который у нас тоже не особенно растет, а значит, импортозамещение невозможно.
— Не секрет, что международные компании инвестировали в маркетинг своих брендов в ресторанах и барах, и это было важной статьей ваших доходов. Насколько ситуация критична для бизнеса с этой точки зрения?
— Маркетинговые бюджеты в целом заморожены у многих компаний, и это очень грустно, потому что на них строилось очень-очень много всего. В частности, почти все мероприятия, которые мы проводили, спонсировались таким образом. Все это сейчас, конечно, летит в тартарары. Возможность оплачивать все своими средствами есть только у топовых заведений, маленькие и не принадлежащие никаким ресторанным группам не могут себе такого позволить. Поэтому без поддержки алкогольных брендов очень тяжело.
У нас есть действующие контракты, но они сейчас все рассчитаны именно на скидку на продукт. Компании сейчас не хотят делать никаких инвестиций в маркетинг даже в рамках текущих контрактов. И, скорее всего, пока ситуация не изменится, каких-то подвижек в этом направлении не будет. С этим все очень сложно, и я считаю, что это большой удар по общепиту.
— Как поменялась коктейльная карта?
— Моим коктейльным картам в Soma и Lava всего лишь 1,5 месяца, и я их составлял уже на том алкоголе, который есть вот сейчас. В принципе, каких-то дефицитов я не заметил, но это потому, что еще есть стоки.
Больше всего, конечно, я буду плакать по классным коктейльным ликерам, потому что пока я еще не видел их достойного импортозамещения. Я очень люблю «вкручивать» в коктейли какие-то сложные вкусы типа ореха, кокоса с помощью ликеров.
Какие-то можно делать самим. Я уже начинаю адаптироваться и потихонечку понимать, какие ликеры я буду делать сам. В баре Lava у меня есть лаборатория — там испаритель, центрифуга. В любом случае мы придем к тому, что нужно будет делать свои крафтовые напитки и использовать их в коктейлях. Это, думаю, и будет основным изменением.
— Стоит ли ожидать появления каких-то новых трендов в коктейльной культуре и культуре потребления?
— Сейчас точно можно сказать, что все больше и больше будет появляться продуктов под собственной торговой маркой от разных ребят, комьюнити. Прежде всего, это будут, конечно, джины, потом вермуты и ликеры. Еще набирают обороты монодистилляты. Будет расти интерес потребителей ко всему крафтовому и локальному и на коктейли на основе этих напитков.
У меня, кстати, была идея насчет рома. Он ведь делается из сахарного тростника, но сахар есть не только в нем. Когда-то давно, когда все границы были закрыты, Франция начала добывать сахар из свеклы. В России такой сахар есть. Так почему бы не сделать ром из свеклы?
Но это все касается именно базовых напитков. А вот люксовых продуктов, скорее всего, не будет вовсе, особенно разных виски и коньяка с большой выдержкой.
Анна Радина
начальник отдела алкогольной продукции сети «Азбука вкуса»
— Какие компании уже объявили об уходе с рынка?
— Среди крепкого алкоголя — это Brown Forman (бренды Jack Daniels, Finlandia, Woodford Reserve и другие. — Прим. ред.), Diageo (бренды Johnnie Walker, Baileys, Gordon’s, Captain Morgan, The Singleton и другие. — Прим. ред.), William Grant & Sons (бренды Grant’s, Glenfiddich, Hendrick’s и другие. — Прим. ред.), Moët Hennessy (Moet, Hennessy, Glenmorangie и другие. — Прим. ред.).
Ушли некоторые известные бренды шампанских домов: бренды LVMH Moët Hennessy, Laurent Perrier, Piper-Heidsieck, Philipponnat и другие. Прекращены поставки из Новой Зеландии и Австралии. Но если говорить о вине, то из портфеля нашего собственного импорта с нами остались 90 % производителей.
— Какие категории больше всего пострадают? Каких напитков будет не хватать?
— Сильнее всего пострадает крепкий алкоголь: виски, текила, джин, ром. Но даже в такой ситуации можно искать альтернативы. Например, шотландский виски — основной спрос в категории, и если местный производитель не хочет продолжать сотрудничество с нами как со страной, то заместить конкретно его, конечно, нельзя.
Однако виски также производится и во Франции, Испании, Ирландии — у нас давно представлены позиции, которые успешно продаются и любимы клиентами. Другой вопрос — что у каждого продукта есть история и географические особенности происхождения, которые определяют качество и характеристики.
— Стали ли российские дистрибьюторы импортировать больше новых брендов, которых ранее не было в России?
— Партнеры (поставщики) в поиске новых брендов крепкого алкоголя из мало представленных в России стран и регионов. Это Индия, Словакия, Венгрия и так далее. Сейчас мы как раз формируем ассортимент на основе новых предложений. Также мы получаем и рассматриваем предложения от партнеров по винной категории — много новинок в портфелях.
— Насколько критична ситуация с алкоголем для бизнеса в целом?
— В крепком алкоголе отсутствие известных брендов сказывается на продажах, но существовавшие стоки (товарный запас. — Прим. ред.) у нас и у партнеров позволяют покрыть спрос; нельзя говорить о том, что ситуация критична.
Мы активно работаем над заменой ушедших брендов. Сейчас формируем заказы на новогодний период, поэтому переговоры еще не окончены, и прогнозы на эти ключевые месяцы пока делать преждевременно.
В категории «вино» также не видим критичной ситуации. Мы провели ротацию ассортимента, расширили группы вин из стран, которые ранее не были представлены в сети, в том числе ассортимент российского вина — спрос на этот сегмент растет. Прогноз по этой категории на новогодний период положительный. Уже сформированы заказы производителям с учетом перераспределения спроса, подтверждены поставки.
— Как происходит замещение? Что стали покупать больше?
— В крепком алкоголе большое внимание покупатели отдают так называемой коктейльной группе (джин и так далее. — Прим. ред.), растет спрос на коньяк и бренди, а также вкусовую водку и настойки.
В вине замещение происходит в рамках сортового состава вин без учета принадлежности к стране. Как мы говорили выше, российские вина также привлекают все больше внимания покупателей.
Пресс-служба сети магазинов Metro C & C
— Какие категории больше всего пострадают от сложившейся ситуации?
— Пострадают категории, в которых значительное количество компаний официально объявило о прекращении своей деятельности на территории РФ, это в первую очередь американские бурбоны, шотландские односолодовые и купажированные виски, вина из США.
— На сколько примерно хватит существующих товарных запасов брендов, которые уходят с российского рынка?
— Товарный запас зависит не только от стоков в наших торговых центрах, но и на складах партнеров, которые продолжают отгружать определенный ассортимент. Более того, широкое ассортиментное предложение от партнеров позволяет осуществлять поставки различных брендов, которые могут удовлетворить даже самый взыскательный спрос потребителя. Потому говорить о некой дате, когда вдруг «все» закончится, не имеет смысла.
— Как изменится ассортимент алкогольных категорий?
— Мы имеем достаточно обширное предложение по бренд-портфелю и усиленно работаем над выбором именно тех брендов, которые отвечают потребностям наших клиентов. Например, в категории шампанского Metro будет расширять предложение от производителей-рекольтантов, небольших виноделен провинции Шампань, которые производят ограниченное количество бутылок из собственного винограда.
— Насколько критична ситуация с алкоголем для бизнеса в целом?
— Определенный эффект, однозначно, будет иметь место, однако менеджеры по закупкам ищут новые предложения, которые со временем смогут завоевать лояльность потребителей.
— Как происходит замещение? Что стали больше покупать?
— В категории крепких напитков растет спрос на водку, достаточно традиционный напиток для российского потребителя, также растет спрос на джин — это связано в первую очередь с недавним сезоном коктейлей.
Что касается винной категории, то шампанское, например, невозможно заместить в полной мере по ряду причин. Замена вин Нового Света — вопрос времени, которое требуется для налаживания устойчивой логистики и отношений с производителями.