Российские велосипедисты катаются вопреки всему. Цены на снаряжение растут, климат неподходящий, бренды уходят, но сообщество только растет и становится все интереснее. Мы поговорили с пятью велосипедистами, каждый из которых по-своему продвигает сегодняшнее велокомьюнити.

Текст: Настя Щербакова

Фотограф: Елена Цибизова*

Екатерина Андрющенко

идейный вдохновитель женского велосообщества Liv
Велосипед: Liv Devote 2


О первом велосипеде

Всегда хотела себе велосипед, но родители считали его излишеством. В итоге научилась ездить на нем во дворе с чужой девочкой и чужим папой. Уже в университете была романтичная история, когда знакомый парень подарил мне на день рождения велосипед, чтобы вместе проводить время. Купил сразу и себе, но первая же совместная поездка закончилась для него падением, и больше мы этот опыт не повторяли. С парнем не сложилось, зато сложилось с велосипедом.

О женском велоклубе для всех

Я смотрю на других девушек и часто вдохновляюсь на расширение своих навыков. Сначала каталась сама после работы почти каждый вечер. Потом решила сделать выбор в пользу работы в велоотрасли. Там познакомилась с внутренней кухней и девочками, для которых велоспорт — это профессия, узнала про амбассадоров, соревнования, триатлон и многое другое. Но так как я обычная девушка, которая просто любит велосипед, решила, что таким же, как я, нужна своя компания. Так родилась идея велоклуба.

В Москве есть несколько женских велоклубов, но в основном они для продвинутых — тех, кто ездит по шоссе, держит скорость, использует контактные педали (они фиксируют ногу на педали с помощью шипа на подошве и контактного механизма. — Прим. ред.). Я себя в этих клубах не видела. Я просто люблю велосипед, и таких, как я, большинство. Что нам делать? С кем кататься? Я примерила это на себя: чего хочу, какой компании мне не хватает.

Девушкам всегда комфортнее гонять с девушками, с парнями так хорошо не выходит, слишком разный подход, скорости, поведение на дороге. Одно дело — кататься в выходные со своим парнем, другое дело — когда большая группа и много незнакомых людей. Я год вынашивала идею, но, чтобы собирать и объединять людей, нужен какой-то ресурс — информационный, финансовый или административный. В тот момент я начала работать копирайтером и видеографом в компании, которая занимается производством и продажей спортивных товаров. Там в велоотделе у меня полностью сформировалась идея клуба для обычных девушек. Год уговоров и презентаций проекта — и руководитель — кстати, тоже девушка — приняла решение выделить бюджет. Я получила пять новеньких велосипедов для девочек, которые просто любят кататься, как и я. Разве не мечта? Отличный старт и возможность запустить клуб. Во всем мире амбассадорами велобрендов становятся чемпионы или хотя бы спортсмены. Мы первыми сделали амбассадорами обычных девушек без спортивных достижений, но с большой любовью к велику.

О правилах и принципах

Обычно клубы предъявляют определенные требования к участникам заезда: тип велосипеда, наличие шлема и так далее. У меня изначально был убитый двухподвесный велосипед, их еще называют «ашанбайками», а шлем на велопрогулке мне казался какой-то блажью. Сейчас у меня другой велосипед и есть свой шлем, но мой опыт говорит мне, что требования к экипировке не нужны, поэтому мы принимаем людей на разных велосипедах, с разным уровнем подготовки. Впрочем, после наших покатушек девушки стали покупать себе шлемы и перестали бояться выехать на дорогу в группе. Так что требования у нас минимальные: быть женского пола, любить кататься (даже свой велик необязательно иметь, к нам приезжают и на городских арендованных), приехать на место сбора в назначенный день и час. Мне сложно сказать, сколько сейчас у нас участников, мы не ведем статистику, у нас нет членских взносов или обязательных встреч. Зато в нашем чате уже более 300 человек.

Маршруты у нас в основном по городу, но сейчас мы стали добавлять и загородные. Свои идеи маршрутов можно предложить в телеграм-чате. Также по время поездок мы организуем полезные лекции — например, о том, как чинить велосипед, как связаны гинекология и велоспорт, как и где искать соревнования, если захочется поучаствовать в гонке.

О развитии клуба

Начиналось все с пяти девочек, которые выиграли велосипеды, меня и амбассадора бренда Liv (марка велосипедов для женщин, принадлежит тайваньской компании Giant. — Прим. ред.) Даши Кругловой. Мы были сильно заряжены, хотели изменить мир, но быстро столкнулись с тем, что велоклуб надо развивать и иногда выдерживать то, что даже на очень крутую лекцию приехало всего три человека. Нужно пройти через этот этап, делать дальше — и постепенно люди начнут все больше доверять и интересоваться. Например, в мае на открытие сезона приехало больше 50 человек — мы были, мягко говоря, в шоке.

Саша Сазонов

основатель сообщества любителей велоспорта Gruppetto, автор подкаста «Суслинг»
Велосипед: Canyon Ultimate


О первом велосипеде и итальянской истории любви

Думаю, как и у всех, у меня было несколько этапов увлечения велосипедом. Первый — в детстве. У меня был велосипед «Пушок», потом «Школьник», и дальше все советские велосипеды побольше, например «Кама». Потом у меня появился первый китайский велосипед, у которого было 18 скоростей. Я до сих пор помню то чувство свободы, которое он мне дарил. Никогда не забуду свою первую поездку на 30 километров. Для 14-летнего ребенка это довольно большое расстояние. Мы с ребятами ездили из Ворошиловского в соседнюю Спартановку. Это было суперинтересно. Ты остаешься один на один с собой, с городом. Наверное, впервые чувствуешь себя по-настоящему свободным именно на велосипеде.

К велосипеду я вернулся где-то в 27. Тогда я уволился с работы в «Ямалгазинвесте», где я был начальником отдела планирования конкурентных закупок, и уехал учиться в итальянскую часть Швейцарии, прямо на границу, на маркетолога. Велоспорт там — это больше чем спорт. Это гонки и соревнования, физическая нагрузка, огромный культурный слой, этим спортом в Италии буквально все пропитано. Это эстетика, например красивая форма, велосипеды, обувь, аксессуары. И это, конечно же, природа. Ты ездишь на велосипеде по горам, по горным дорогам, вокруг озер. Все это складывается в большую любовь. Получается, что в детстве сложился фундамент, а уже в Швейцарии я безоглядно влюбился в велоспорт.

О создании Gruppetto

Он появился примерно в мае 2016 года. Незадолго до этого я понял, что знаю о спорте так много, он меня так сильно вдохновляет, что я хочу делиться этим с другими людьми. Я обратил внимание, что на русском языке не было ни одного адекватного блога про велоспорт. Так появилась идея. Потом в твиттере я познакомился со своим партнером по проекту Салимом Макеевым. Он наш талантливый велосипедный аналитик. Салим — велоэнтузиаст и врач по образованию. Велоспорт полюбил еще в детстве, когда жил в Дагестане. У них на кабельном был итальянский телеканал Rai. Он тогда уже начал вести дневник: записывал, кто какое место занял, как прошла гонка. Он понимает, как устроены велогонки, кто в какой форме, у кого какие шансы на победу. Мы с ним очень много созванивались и общались, в итоге решили сделать блог. Решили начать в мае с обзора гонки «Джиро д’Италия» (многодневная велогонка, одна из трех крупнейших наряду с «Тур де Франс» и «Вуэльтой». — Прим. ред.). Быстро сделали сайт и довольно стремительно начали набирать подписчиков. Помимо гонок, мы стали делать портреты гонщиков, рассказывали про дисциплины велоспорта.

Тогда велокомьюнити было не очень большим, все только начиналось. Мы рады, что создание Gruppetto послужило одним из толчков к развитию любительского велоспорта. Совсем недавно мы запустили новый формат — подкаст о велоспорте, который называется «Суслинг». Он уже доступен на всех платформах. У нас уже несколько тысяч слушателей. Через подкасты мы рассказываем об особенностях велоспорта, о том, как начать им заниматься, как смотреть велогонки, приглашаем классных гостей для интервью — например, нашими гостями были Ильнур Закарин, Александр Власов, Василий Кириенко, Павел Сиваков и двукратный олимпийский чемпион и серебряный призер Олимпийских игр Вячеслав Якимов. Это все делается для того, чтобы пробуждать интерес к велоспорту, делать его более понятным и привлекать все больше и больше людей в это прекрасное комьюнити.

О команде проекта

Все эти годы мы делаем проект вдвоем. Это отнимает довольно много времени, потому что нужно смотреть велогонки, писать материалы, а у нас довольно много аналитики. Также мы готовим вдохновляющие тексты про велогонщиков, трансферы в командах, интересные истории из мира велоспорта. Нам иногда помогают наши друзья, например Максим Каргинов, который живет в Жироне. У него классный телеграм-канал, а для нас он иногда пишет статьи о том, как, скажем, начать заниматься гревел-заездами (gravel, скоростная езда по гравийным дорогам. — Прим. ред.), что нужно для того, чтобы участвовать в велопоходах. Федя Тихонов писал материалы о велокроссе и fixed gear. У нас периодически появляются какие-то коллабы, но 99 % работы делаем мы с Салимом.

О том, как менялось велокомьюнити

Российское велокомьюнити очень сильно изменилось за последние шесть лет. Когда мы только начинали, толком не было ни инфраструктуры, ни кафе, ни велошкол. Было несколько веломагазинов. Сами участники были очень сильно разобщены. Это были либо отдельные люди, либо небольшие группки друзей. Мы начали потихонечку всех объединять, сделали чаты, в которых начали рождаться велокоманды и даже бизнесы. Из нашего чата выросло несколько велошкол, пара кафе, несколько веломастерских. Все общались в чате и вдохновляли друг друга на то, чтобы пробовать что-то новое и объединяться, чтобы делать совместные проекты. Мы этому очень рады и будем стараться делать так, чтобы дальше комьюнити развивалась.

Сейчас российский любительский велоспорт — это уже вполне себе приличный календарь гонок. В сезон они проходят практически каждые выходные. За эти годы появился очень классный локальный бренд велосипедной одежды Veter Cycling. Ребята проделали невероятную работу, и сейчас у российских велогонщиков есть возможность купить классную, качественную и не очень дорогую форму. У нас в России стало появляться довольно много специалистов по байкфиту — это настройка велосипеда, чтобы на нем было удобно ездить с учетом вашей анатомии, посадки, стиля катания. Плюс, конечно же, появляются тренеры, консультанты-нутрициологи, люди, которые могут вам оказать профессиональную помощь, если вы решите заняться велоспортом. Потихоньку индустрия начинает оформляться, выкристаллизовываться. Я думаю, что все только начинается. Пандемия дала огромный позитивный импульс развитию велоспорта, все захотели стать здоровыми, захотели проводить время на улице.

О будущем

Мне оно видится радужным, потому что сообщество становится больше и больше. У нас оно невероятное, очень много приятных людей и профессионалов своего дела. Все открыты к общению, поэтому довольно много кросс-проектов среди любителей велосипеда. Мы стараемся поддерживать друг друга.

Международные профессиональные велогонки для нас больше недоступны, но россияне гоняют не в российских командах. Любительские гонки как были доступны, так и остались. Просто стало чуть дороже летать на велостарты, но кому очень хочется — улететь можно. Современные реалии никак не скажутся на развитии комьюнити. Мы очень надеемся, что с каждым годом количество ивентов и их качество будут расти.

Дмитрий Ласенко

Автор ютьюб-канала о велокультуре
Велосипед: Specialized Sequoia


О первых походах на велосипеде

Еще студентом мне как-то захотелось сходить в поход на велосипедах. Во «ВКонтакте» наугад нашел соответствующую группу, она называлась «Веломаркус» (кстати, ребята до сих пор организует поездки). С ними я катался несколько лет по Подмосковью и ближайшим областям.

Мой первый велосипед украли. Обычно о кражах вспоминают с досадой, но не я. Это был тяжелый, устаревший и не подходящий для походов велосипед, мне не жаль, что это произошло. После того, как понял, что мой велосипед полиция не найдет, стал присматриваться к замене. Друг на каких-то форумах откопал раритет, которым я до сих пор очень дорожу и, надеюсь, никогда не потеряю. Это титановый итальянский шоссейный велосипед 70-х годов. Продавец рассказал, что получил его от отца, который катался на нем с заклеенными декалями (изображения на раме. — Прим. ред.), так как во времена СССР иностранные надписи и флаги на раме могли привлечь ненужное внимание. На этом старичке я отправился в первый зарубежный поход. Это было после окончания института: не дожидаясь получения диплома, мы с другом Лешей просто купили билеты в Бельгию и почти без вещей улетели на два месяца в Европу. У нас не было телефонов, интернета, все необходимое купили уже по прилете, решили закольцевать маршрут и проехать через шесть стран (Бельгия — Франция — Швейцария — Лихтенштейн — Германия — Нидерланды — Бельгия), пользуясь помощью поездов и автобусов. Тогда я впервые прокатился на скоростном поезде из Парижа в Лион. Там познакомился с местными игроками в байк-поло. Из Лихтенштейна доехали до Кёльна на туристическом автобусе вместе с русскими, которые приехали на экскурсию. Когда ехали на велосипедах, в основном пользовались специальными дорожками, если их не было, находили второстепенные. На шоссе никогда не выезжали, в Европе очень развитая сеть дорог, и даже если с автомобилями пересекаешься, то они не доставляют проблем.

Путешествие очень впечатлило, и тогда я понял, что мы с велосипедом навсегда. В следующем году опять отправились на Запад, это были Альпы. С тех пор каждый отпуск я стараюсь совмещать с велопоходом.

О создании канала

Три года назад я начал работать видеооператором в одном из онлайн-изданий, снимал репортажи, документальные фильмы, интервью. В какой-то момент понял, что могу совместить свою работу и хобби — пришла идея создать ютьюб-канал.

Первыми героями были друзья и знакомые. Но со временем начали писать зрители и предлагать свои истории. В ковидные времена часть интервью записывали по зуму, но такой формат мне не нравится. Когда приходишь в гости, все совсем иначе. Попьешь чаю, рассмотришь велосипед, покрутишь в руках детали — получается почти как в передаче «Пока все дома».

О любимом видео

Оно было снято во время командировки в Иркутск. Там я познакомился с ребятами, которые были частью местного велокомьюнити. Они катаются на фиксах — велосипедах с фиксированной передачей, устраивают заезды, проводят мероприятия, придумали собственную велоформу, снимают видео, отрабатывают новые маршруты. Герои видео — молодые люди, любящие свой регион. Они предложили интересную локацию для съемок, которая связана с историей города. Это было заброшенное военное авиационно-инженерное училище, построенное в конце XIX века. Когда-то ребята устраивали здесь критериум — кольцевую гонку по кругу — в одном из разрушающихся корпусов. Мы лазили по крышам, запускали дрон. Интересно слушать истории о том, как велосипедисты вопреки климату, отсутствию инфраструктуры, не имея никакой поддержки, объединяются и катаются вместе. Поездка оставила приятные воспоминания, я в очередной раз удивился, как легко найти близкого по духу человека в любом месте.

О блогерах, за которыми следит

Очень нравится канал Дастина Кляйна. Удивляюсь, как часто Дастин выкладывает новые видео. Смотрю его потому, что нравится манера подачи, он умеет создавать историю из незначительных событий, динамично монтирует, его видео зажигают, поднимают настроение.

Лукас Брюнель — человек-легенда, постоянно в седле. Он начинал снимать экшен от первого лица еще до появления GoPro. Отвязный старик, любит делать безумные вещи, водит будто бессмертный, катается по миру, показывает локальные комьюнити, участвует в гонках. Он, кстати, приезжал как-то в Россию, купался в Москве-реке у стен Кремля.

Канал Терри Барентсена люблю смотреть за виртуозные видео гонок, в которых гонщик часто преследует лидеров.

Отдельно хочу выделить Global Cycling Network, потому что здесь часто показывают сравнения и делятся всякой полезной информацией из разряда «британские ученые доказали». Канал с хорошим продакшеном и доступной подачей. Есть еще его версия на русском языке. Но меня больше привлекают документальные видео, их смотришь с замиранием сердца.

Silk Road Mountain Race — серия видео о гонке c невероятными пейзажами Киргизии. Заезд только недавно завершился, планирую сделать интервью с ребятами из России, которые принимали в нем участие в этом году.

Rapha Films и Pas Normal Studios — каналы, у которых каждое видео сделано так, что оторваться от просмотра сложно. Большие съемочные группы трудятся над созданием этой красоты, каждый ролик — как классно снятая реклама.

Анастасия Казанцева

велолюбительница, бегунья, волонтер, многодетная мать
Велосипед: Liv Thrive 3


Об увлечении велосипедом

Рядом с моим домом огромный красивый парк «Кузьминки». Он и побудил нас с мужем начать кататься. Сначала было интересно: а что же там, за этим поворотом, а за тем что? Постепенно наши велопрогулки вошли в привычку. Дочки — 8 и 11 лет — нашего энтузиазма, впрочем, не разделяли. Хотя мы катались в очень медленном темпе, дети все равно быстро уставали, умудрялись упасть, коленки ободрать. В общем, я поняла, что хочу найти себе команду единомышленниц.

О вступлении в женский клуб Liv

Я бегаю и активно волонтерю на забегах. Информацию о клубе Liv мне прислал друг-бегун. Поначалу было страшно: а вдруг не примут, а вдруг я для них медленная, не подходящая по возрасту, недостаточно хорошо экипированная и так далее. Слава богу, что пришла. Девушки были очень разные, но катались все вместе. Да, бывают сложности, но мы катаемся, дружим, нам всегда есть о чем поговорить. Велосипед сближает.

О рождении детей и велосипеде

Своего третьего ребенка, сына, я вынашивала, катаясь на велосипеде. До восьмого месяца беременности постоянно была на велосипеде и прекратила кататься только потому, что наступила зима, а так бы, наверное, и в роддом на велосипеде приехала. Я родила под Новый год, но активно каждую субботу была на забегах в парке, приходила на лекции и встречи к девчонкам. Без общения мне было тяжело. У нас есть чудесная фотосессия в велоформе, на ней я за две недели до родов. С трепетом смотрю на нее.

У нас была поездка в Санкт-Петербург с командой велосипедисток, тогда моему малышу было пять месяцев. Я хоть и не взяла с собой велосипед, но съездила, со всеми увиделась, набралась энергии. Ребенок спокоен, когда спокойна мама. А мне важно быть частью команды. Если ты остаешься наедине с собой, быстро устаешь и начинаешь себя жалеть. А так смотрела я на себя в зеркало в январе: живот огромный, легкости нет. Ноги сами несли в парк. Час ходьбы как минимум. Мы с девчонками ходили на сайкл, потом на кофе. И вот я опять в строю. Когда ты многодетная мама и дочки уже школьницы, иногда хочется завыть, но у меня есть велосипед, я всегда могу покрутить педали и выпустить пар. Благо дома есть кому посидеть с самым маленьким.

О велосемье

Российское велокомьюнити в самом начале своего становления. Есть много разрозненных школ, клубов, велодвижений и велогонок. Сейчас постепенно все объединяются, образуют единое сообщество. Мои девчонки из клуба всегда меня морально поддерживали. Когда я зарегистрировалась на Gran Fondo (серия шоссейных велозаездов для профессионалов и любителей. — Прим. ред.), мне было очень важно знать, что я не одна, что у меня за спиной велосемья. Мы с девочками из клуба договаривались о совместном участии. Было приятно, что на старте мы были плечом к плечу на дистанции 30 километров. Знаете, первый официальный заезд не забывается. У меня была целая куча страхов: как проехать железнодорожный переезд, как преодолевать горки, как не попасть в завал, что делать, если будет дождь, какую выбрать тактику. На все вопросы ответила наша велосипедистка Даша Круглова из клуба Liv. Девчонки финишировали раньше меня и ждали в стартовом городке для общего фото. Было ощущение праздника. На фото с медалью я была с пятимесячным сыном — муж с малышом ездили со мной в Волоколамск и поддерживали морально.

Алексей Чижик

сооснователь проекта Nebosklon*
Велосипед: Surly Pack Rat


О травме, с которой все началось

Все началось с травмы мениска. Это случилось на любительской футбольной тренировке. Потом я стал лечить колено, и врач рекомендовал завязывать с футболом и бегом. Я не понимал, а что же мне тогда делать летом. Лет с 17 я катаюсь на сноуборде и зимой стараюсь проводить как можно больше времени в горах, а летом мне немного скучно в плане спорта. Я много чем занимался, но ни к чему конкретно душа не лежала. Во время реабилитации врач посоветовал заменить футбол велосипедом. Тогда я купил свой первый велосипед Pure Fix, американский синглспид (односкоростной велосипед. — Прим. ред.). Так я начал кататься в городе, и мне понравилось.

О первых путешествиях

Когда ты начинаешь крутить много и активно, а общий километраж приближается за год к паре тысяч километров, ты понимаешь, что это уже не просто хобби, а что-то большее — образ и стиль жизни. Для меня ключевой точкой можно считать первое велопутешествие с женой и другом по Нидерландам. Мы проехали круговой маршрут на тысячу километров за две недели, никуда не спешили. Тогда открылся новый мир, потому что Нидерланды — это в принципе страна для велосипедистов, там человек без велосипеда выглядит, осторожно скажу, ущемленным. После этого я стал планировать путешествия на велосипеде каждый год и понял, что без велосипеда летний сезон уже не могу себе представить, как без сноуборда и гор — зимний. Я ни разу не катался зимой, хотя есть люди, которые доказывают, что это реально и в этом нет ничего сложного. Просто посмотрите на курьеров, которые лихо передвигаются в любую погоду. Надо уже попробовать.

О проекте «Небосклон»

Мы достаточно молодой и небольшой проект, который заточен на интересные путешествия с уклоном в экстремальные виды спорта. C моим хорошим другом и напарником по проекту Пашей мы часто путешествуем и проводим много времени в горах. В какой-то момент подумали, что раз мы все равно организуем поездки на велосипедах и сноубордах с друзьями, то почему бы не делать это не только для друзей — собирать компании для увлекательных путешествий, знакомиться с новыми людьми, находить новых друзей. Появилась идея — сделали. Мы ребята такие: меньше слов — больше дела. Официальный релиз состоялся в марте 2021 года. Делаем большой акцент именно на людях, общаемся с каждым потенциальным участником, проводим анкетирования, подбираем составы так, чтобы всем было комфортно и удобно. Главная идея была в том, чтобы в рамках проекта организовывать путешествия только в те места, где мы уже были или хотели бы побывать, где уже все разведали и узнали, где точно будет интересно и куда нам точно захочется вернуться снова.

О направлениях и отборе

Проект молодой, поэтому пока география не так обширна. К сожалению, современные реалии тоже вносят свои коррективы. Но мы уже были в Горном Алтае — это стало регулярным велопутешествием, которое мы делали три раза; скитур-заезды (прохождение маршрутов по пересеченной местности на специальных лыжах. — Прим. ред.) в Абхазии, делали масштабный фрирайд-заезд по неподготовленным трассам в Приисковый, сноубордический и лыжный заезд в Грузию и еще скитур в Архызе. Впереди новая программа — велотур в Дагестан. Наверное, в этом году еще успеем организовать пару поездок в область и зимний фрирайд в Приисковом или в Шерегеше.

Со всеми нашими участниками мы много общаемся, узнаем про их физическую подготовку и уровень их снаряжения. Но часто эти вещи не самый важный критерий отбора, потому что главное — желание. Бывало, что человек на самом обычном велосипеде МТВ проезжает маршрут намного лучше, чем человек на дорогущем гравийном или циклокроссе (специальный вид велосипеда для гонок с препятствиями. — Прим. ред.). Однако мы стараемся все максимально продумать и предусмотреть: у всех участников медицинские страховки, в группе есть рации, мы с Пашей посещаем лавинные курсы безопасности. Любые проблемы с подготовкой участника лежат на нас, поэтому без проверки от и до нельзя. Все поездки разные, но стоимость обычно составляет 60–80 тысяч рублей.

Мы не транспортируем велосипеды, наши обязанности как организаторов начинаются на старте маршрута и заканчиваются на финише. Участники сами добираются до старта и от финиша. Кто-то на самолете, кто-то на машине, кто-то на поезде, если есть такая возможность. Именно потому, что у всех свои приоритеты и люди из разных городов, каждый сам решает вопрос логистики, в том числе и как везти велосипед. Но вообще велосипед — это такой же спортинвентарь, как и горные лыжи или сноуборд. Его можно упаковать в чехол и сдать как негабаритный багаж.

Еще до поездки мы стараемся побольше поговорить с участниками, несколько раз повторяем, что будет нелегко, заставляем подумать дважды и советуем не торопиться с внесением предоплаты. Мы никого не будем уговаривать, для нас важно, чтобы человек сам горел и мечтал об этом. Нужен внутренний запал, который может компенсировать отсутствие необходимой подготовки. Помимо бесед и проверок, мы также пролистываем соцсети, смотрим, где человек был, где катался. Если есть спортивные приложения, смотрим его показатели и статистику. Набор группы — это действительно целое дело.

О планах на «Небосклон»

Наши смелые и серьезные планы сильно притормаживает сложившаяся ситуация в мире. Сейчас мы стараемся далеко не заглядывать, не планировать чего-то сильно на будущее, потому что не всегда все зависит от нас. Стараемся развивать направления, в которых не будет проблем с границами, рейсами и прочим. Фокусируемся на программах, где форс-мажоры сведены к минимуму. Будем продолжать развивать лыжные туры и фрирайд зимой, а велопутешествия — летом. Это то, чем мы живем, то, в чем мы хороши, в чем у нас много опыта, который мы можем передать другим. Еще так много неразведанных территорий и локаций, хочется двигаться все дальше и дальше, все выше и выше.

Другое важное направление — создание комьюнити. В последние несколько лет очень активно набирает обороты велотуризм. Велоспорт в России тоже активно развивается, несмотря на безумное подорожание спортивного снаряжения. Оно подорожало в два-три раза за последние пару лет. Велосипеды радикально выросли в цене: если три года назад я покупал жене простенький туринг Marin Nicasio за 35 тысяч, то сейчас он стоит под 80–90 тысяч, и в нашей стране его не найти. Много чего нельзя купить в России, приходится искать пути и выходы, потому что поставки сокращаются, зарубежные интернет-магазины прекращают отправлять заказы в Россию. В этом смысле ситуация все хуже и хуже.

О велокомьюнити и его особенностях

Я сам не так давно стал его частью, всего семь-восемь лет назад. Раньше это был какой-то андеграунд, было очень мощное fixed-gear-сообщество (люди, которые катаются по дорогам на велосипедах с фиксированной передачей. — Прим. ред.). Сейчас все постепенно переходят на гревел- и циклокросс-велосипеды с более широкими возможностями. Люди все чаще хотят ездить куда-то подальше, именно в путешествия, какие-то серьезные заезды.

Если мы говорим о том, что происходит с велокомьюнити в России в принципе, то мне кажется, оно сейчас находится на каком-то пике. Каждый месяц появляются новые велоклубы по интересам, которые проводят свои заезды. Например, только в Москве есть Easy Cycling Club*, Bike Messengers Moscow*, Broken Bikes Couriers*, Gravels of Mercy*, Up the Bikes*, «49/17»*, Happy Cyclist CC*, Bike Polo Moscow*. В Зеленограде — Vokrug Cycling*, в Перми — Porter CC*. Много клубов в Санкт-Петербурге: Sect, Reverse Race*, Cycle Girls Club*, Single Spid Suckers*, Sad Women Cycling Club*, Red Devil Cycling Club*. Есть мастерские*, зины* о велосипедах, телеграм-каналы* и группы во «ВКонтакте». Сейчас чувствуется энтузиазм, всеобщее сплочение. Все больше людей пересаживаются на велики, покупают их. Очень заметно, что многие бегуны переходят в шоссейный спорт.

Главная особенность всего комьюнити — это своего рода выживание. С такой экономикой и ценами позволить себе серьезное увлечение спортом в нашей стране с каждым годом может все меньше людей. Может быть, именно поэтому в России очень большой процент людей, которые хорошо разбираются в строении и комплектации велосипедов. У нас много проектов, которые занимаются созданием велорам. Есть много локальных брендов с классным и достойным байкпакинг-продуктом по адекватным ценам, например Gosha Orekhov, Sarmatian, Velohorosho, Yar Bag и многие другие. Еще год назад все легко можно было заказать из-за границы, но сейчас это сложно, и спасают ребята, которые делают все здесь. Наша особенность — это стойкость. Помимо трех месяцев в году, комьюнити существует в каком-то невероятном хардкоре. Люди катаются в каких-то совершенно сумасшедших с точки зрения покрытий и погодных условий местах. Например, по Байкалу зимой — ну круто же! Мы кайфуем, несмотря на то что выживаем, пытаемся быть на уровне с мировым комьюнити, которому доступны технологии и все легко найти. В этом и сильны, наверное.

* Meta Platforms Inc., владеющая Instagram и Facebook, признана в РФ экстремистской организацией, ее деятельность на территории страны запрещена.