Никита Забелин: «Иногда выстреливают неосмысленные идеи, но это вопрос удачи»
Автор концептуальных проектов TESLA, GROUND, RESO.lab — о том, как построить успешный музыкальный проект

Успешные артисты похожи друг на друга: у каждого есть понятный медийный образ и инструменты, которые помогают проявить свою индивидуальность в творчестве.
Как заложить фундамент для долгосрочного успеха, рассказывает Никита Забелин — музыкант, диджей, куратор лаборатории электронной музыки в Moscow Music School и один из ключевых представителей российской электронной сцены нового поколения. Никита известен междисциплинарными коллаборациями и системным подходом к звуку как к искусству.
Почему для успеха нужен фундамент
Лидерами в перспективе становятся люди с четким высказыванием. Не только в музыке, а по жизни успешен тот, кто обладает силой и знает, как вписать свои нарративы, опыт и эмоции в окружающую реальность.
Иногда выстреливают неосмысленные идеи, но это вопрос удачи. Такое часто встречается у молодых талантливых артистов, которые «чувствуют время» и могут эмоционально выразить смыслы, понятные многим. В их музыке на старте карьеры есть протест, который резонирует со слушателями.
Случайный успех длится недолго, потому что человек оказывается не готов к последствиям и не знает, как дальше строить взаимоотношения с миром. В процессе взросления артист переживает кризис идентичности: просто сказать «я против чего-то» он уже не может, нужно искать ответы на более сложные экзистенциальные вопросы. Он хочет быть как Radiohead, Nine Inch Nails, Фаррелл Уильямс или Канье Уэст, но к 30 годам теряется в попытках разобраться, зачем вообще занимается музыкой и почему у него такие кумиры.
Именно поэтому для развития в творчестве важен фундамент. Чем раньше вы начнете создавать мудборды, раскладывать по полочкам свою личность и выстраивать причинно-следственные связи, тем быстрее откажетесь от пустотелых идей. Фактически это формирование бренда. Бренд-код есть у всех успешных артистов: он помогает им проявить себя в творчестве и стать услышанными.

Как сформировать концепцию артиста
Вселенная артиста состоит из определенных образов — это идеи, высказывания и эмоции, которые человек собирает в течение жизни и творчески переосмысливает. Источники вдохновения есть у каждого. Чем больше референсов вы соберете, тем лучше сможете понять, что вам действительно нравится. Полезно оглядываться вокруг: опора на локальный контекст делает творчество более чутким и трогательным, потому что артист говорит о том, что хорошо понимает. Знакомые смыслы привлекают людей. Это не значит, что нужно становиться фолк-артистом, можно просто быть честным в своей музыке.
Путь успешного артиста начинается с осмысления вопросов «кто я», «зачем я», «что я делаю» и «почему люблю это, а не другое». Для упрощения высказывания можно использовать три конкретных слова, которые вас определяют. Например, «я — честный, прогрессивный и лояльный». Когда появляются четкие ответы и потребность общаться с людьми через творчество, желание заявить о себе и быть понятым, музыка обретает силу. Следующий этап — постановка конкретной задачи и стремление создать целостный материал.
В лабораторию электронной музыки Moscow Music School совместно с RESO.lab часто приходят талантливые ребята, готовые связать свою жизнь с индустрией. Они хотят быть услышанными, но не всегда осознают, что музыка — это в первую очередь человек, который ее пишет, а не инструмент или жанр. То есть мыслить категорией собственного характера важнее, чем мыслить категорией жанра и пытаться подогнать свой контент под форму. Мы учим их выбирать себя и определять средства, которые помогают найти свой путь в творчестве.
Музыка популярных и хороших артистов вырастает из смыслов, которые они для себя определили. Например, Radiohead — очень честная группа с высоким уровнем мастерства. Они звучат как инди-группа, потому что так предполагает их творческая концепция, а не наоборот. Они умеют работать со смыслами и именно по этой причине остаются актуальными. В их творчестве глубоко продумано и сведение, и гармонии, и тембр звука, и тексты — это на 100 % продукт, который востребован.

Как продвигать свой проект
Главная проблема современной музыки в России — отсутствие позиционирования. Артисты не работают над своим маркетингом и воспринимают слово «продукт» как оскорбление. Я объясняю им, что не хочу обесценить, а пытаюсь подчеркнуть их сильные стороны и помочь найти путь к аудитории. Это не подразумевает, что вы должны гнаться за количеством прослушиваний. Важнее понять, для кого вы пишете музыку и какие цели ставите перед собой.
В Англии, например, нет проблем с маркетингом. Люди, которые выросли на острове и исторически были связаны с кораблями и торговлей, знают толк в хорошем дизайне. Они воспринимают дизайн как невербальный язык коммуникации и добавленную стоимость. Группа Beatles, которая прославилась на весь мир и стала синонимом английской музыки, представляет собой целостную картинку.
Творчество работает с внутренним состоянием человека. Когда артист транслирует свое высказывание на все аспекты — от музыки, графического дизайна, клипов, внешнего вида до yone of voice и поведения в соцсетях, это считывается, потому что люди замечают тонкую работу. Артист не станет успешным, если ему безразлично, как он выглядит. Конечно, есть примеры, когда музыканты сознательно выбирают уличную эстетику, но это поддерживается и хорошей музыкой, и общей стратегией. В этом случае gypsy vibe уместен. Если вы играете метал и не выглядите соответствующе, это может стать проблемой.
Выбор продвижения зависит от концепции артиста и его задач. Например, рэпер Kai Angel хотел быть услышанным и сделал промокампанию частью творческого процесса. Если артист стремится к диалогу с аудиторией, то самые простые маркетинговые решения обретают авторский почерк. Даже кружок с приветствием в телеграм-канале можно записать оригинально и в своем стиле.
Нужно следить за рынком и актуальными инструментами. Технологии задают рамки творчеству, но в этой борьбе за самовыражение и есть его суть. Если вы нашли свой язык, используйте его для продвижения: например, можно записывать короткие вертикальные видео со своей музыкой. Творчество, которое основано на вашей личности, уже делает вас уникальным артистом. Если вы делаете хорошую музыку, она обретет своего слушателя.

Что еще важно знать
Нежелание разбираться в других видах творчества — другая частая ошибка начинающих артистов. Если вы нашли концепт и знаете, чего хотите, но не интересуетесь съемками, не умеете ставить свет или работать в дизайн-программах, вам будет сложно сформулировать свое высказывание. Не стоит полагать, что другие специалисты придумают за вас всю стратегию.
Артиста окружает большая команда людей — это сотрудники лейбла, сцены, репетиционной базы, студии, промоушена, фотографы, видеографы и другие. Чтобы взаимодействовать с ними, нужно говорить на одном языке и четко обозначать свои идеи.
Успешный артист — сам себе продюсер. Стремитесь к тому, чтобы каждая деталь была осмысленной и резонировала с вашей концепцией. Например, если вы выбрали фотографа, то вы должны уметь объяснить, какой результат ждете. Даже если у вас есть референс, расскажите, чем вас привлекла конкретная съемка: в совместном творчестве родится продукт, который будет отражать ваши смыслы.
Фотографии: Никита Забелин