Понедельник

17 марта

Выставка «Свояси. Путь современного русского искусства»

где

Государственный исторический музей, Красная пл., 1

Выставка посвящена теме дома как пространства бытия. На Русском Севере дом называли хоромами — как храм, сосредоточие всего самого ценного для человека. Пространство дома четко структурировано и наполнено символикой, отражающей отношения человека с природой, с предметным миром, с другими людьми. Изба становится моделью космоса, а внешний мир рассматривается как «терем Божий».

Смысловая архитектура выставки организована по принципу устройства крестьянской избы: «крыльцо», «сени», «горница», «сусеки», «бабий кут», «красный угол». Функциональное назначение каждого пространства рассматривается применительно к различным сферам жизни современного человека. Возникающие аналогии выявляют значимость определенных образов.

Выставка «Вечность и ее остатки»

где

Shift Space, ул. Тверская, 20/1, стр. 1

Сложнейшая категория времени не поддается человеку на протяжении всей истории. С детства людям говорят, что время одновременно лечит и не щадит и что оно способно ответить на все вопросы. Время наделено довольно обширными полномочиями, оно стало главным противником в борьбе за молодость и успех.

Участникам выставки в равной степени близка идея о независимости и бесконтрольности времени и о его персональной относительности, при этом художники обращаются к разным паттернам, символам и историческим отсылкам, связанным с этой темой: Иван Михайлов фиксирует мифический пустынный ландшафт Волги, Александра Тен пытается оставить след в истории небольшого территориального образования, а Сергей Катран наблюдает за временем в лабораторных условиях.

Мастер-класс по ручной оптической черно-белой фотопечати

где

«ГЭС-2», Болотная наб., 15

Центр художественного производства «Своды» приглашает познакомиться с мастерскими, освоить новые навыки и поработать на профессиональном оборудовании.

Заведующий фотолабораторией Андрей Шагин расскажет об основных принципах и приемах классической аналоговой печати и поможет самостоятельно напечатать снимок (размер готового фото не более 24 на 30,5 сантиметра). Можно выбрать один из негативов с видами «ГЭС-2» и «Сводов» или принести собственный.

Вторник

18 марта

12-й сезон Открытых студий «Винзавода»

где

«Винзавод», 4-й Сыромятнический пер., 1/8

В центре современного искусства «Винзавод» начинают работать Открытые студии, где посетители смогут познакомиться с участниками 12-го сезона. Среди художников — Павел Гришин, Катя Жилина, Алина Золотых, Каролина Росляк, Полина Рукавичкина, Тамара Сердцева, Варвара Силантьева, Лена Соловьева, Андрей Soul, Мария Стадник.

Выставка «110 | Российский дизайн 1915–2025»

где

Новая Третьяковка, ул. Крымский Вал, 10

Отсчет ведется с легендарной «Последней футуристической выставки „0,10“», которая прошла в Санкт-Петербурге в 1915 году. Там были представлены знаковые работы: «Черный квадрат» Казимира Малевича и «Угловой контррельеф» Владимира Татлина, которые стали отправной точкой для супрематизма и конструктивизма. Эти направления не только определили облик российского дизайна, но и оказали влияние на весь мир.

Выставка «110 | Российский дизайн 1915–2025» станет постоянной экспозицией Московского музея дизайна в Западном крыле Новой Третьяковки. Здесь показано более 700 объектов и освещены футуризм, супрематизм, конструктивизм, постконструктивизм, ар-деко и неоклассика, органический и космический модернизм, функционализм, постмодернизм, поднята тема русского и советского культурных кодов, отражены арт-дизайн и коллекционный дизайн.

Выставка «На ковер!»

где

«К35», ул. Усачева, 9

Кураторы используют ковры как важную деталь экспозиции проекта, теперь это не просто декор, а метафора. Их узоры, напоминающие сады, отсылают не к земным пейзажам, а к утопическому Эдему. Здесь рай становится символом вечного поиска — попытки человека создать гармонию в хаотичном мире. Именно эта мечта о городе-саде и о совершенстве сплачивает резидентов, чьи работы различаются стилями и концепциями, но сходятся в стремлении к идеалу.

Ковры в интерьере выставочного проекта выполняют двойную роль: они визуально дробят площадь на зоны, посвященные разным авторам, но одновременно сплетают экспозицию в цельное повествование. Аутентичная мебель, арт-объекты в неожиданных уголках и намеренный отказ от строгой симметрии — все это воссоздает дух мастерской: живой, немного хаотичный, наполненный энергией эксперимента. Студия представляет работы 15 современных художников, в разное время побывавших ее резидентами.

Среда

19 марта

Паблик-ток «Офлайн Sreda. Звуки музыки»

где

«ГЭС-2», Болотная наб., 15

Онлайн-журнал V–A–C Sreda и центр художественного производства «Своды» приглашают узнать больше о роли звука в современном искусстве, его интеграции в творческие практики, а также о значимости взаимодействия между художником и слушателем. В ходе события спикеры обсудят саунд-арт как направление, его техники, методы и представят коллективный проект, созданный в ходе программы «Саундоснова: от музыки к звуку».

Сначала эксперты расскажут о саунд-арте, поделятся своим опытом. После этого начнется прослушивание восьмиканальной композиции, созданной участниками программы «Саундоснова», которая также представлена в разделе «Смотреть» на сайте V–A–C Sreda с 19 марта по 9 апреля 2025 года. В конце гости встречи обменяются впечатлениями и обсудят произведение.

Выставка «Формы и образы. Лаки» 

где

РОСИЗО, Петроверигский пер., 4/1

Выставка познакомит посетителей с уникальным явлением мировой художественной культуры — русской лаковой живописью. Впитав в себя наработанные веками достижения Востока и Запада в сфере лакового искусства, она обогатила его опытом и самобытностью, расширила рамки его образного мира.

В экспозиции представлены различные предметы быта: шкатулки, ларцы, пудреницы, подносы, а также иконы, эскизы иллюстраций, костюмов, театральных декораций. На их примере прослеживается эволюция искусства отечественных художников-миниатюристов, которое формировалось под воздействием русской живописи XVIII–XIX веков и народной традиции.

Выставка Ольги Тобрелутс «Транскодированные структуры»

где

Фонд культуры «Екатерина», ул. Кузнецкий Мост, 21/5

Ольга Тобрелутс умеет отбрасывать все мелкое и суетное, переступать через все преграды и барьеры, не бояться сложных задач и недостижимых целей. Выдающийся визионер и многогранная личность, она первой, еще в начале 90-х годов прошлого века, предсказала небывалый взрыв новых технологий в искусстве — и первой, как в схиму, ушла в традиционную живопись. В 90-е она много и смело экспериментировала в области видео и фото, создавая новый художественный язык с помощью цифровой компьютерной эстетики.

Сегодня эти работы находятся в мировых музейных коллекциях и значимых частных собраниях. Однако последние 15 лет Тобрелутс посвятила себя классической живописи, сосредоточившись на трех больших художественных проектах. На первый взгляд, они никак не связаны между собой, но каждый стал порождением ее глубоких переживаний и размышлений, и все вместе они находятся в сложном и напряженном диалоге. С 2010 года Ольга Тобрелутс создала более 240 живописных работ, часть из которых удалось собрать для выставки в фонде.

Четверг

20 марта

Выставка «Навязчивые мысли» 

где

Ruarts, Трубниковский пер., 6

Произведения к этой выставке созданы из распущенных фрагментов более ранних работ — этот метод превращает уничтожение в процесс трансформации, позволяя художнице проживать, а не стирать прошлые неудачи. Выбранный формат — квадрат метр на метр — символизирует устойчивость и безопасное пространство, но при этом намекает на бесконечный цикл переживания. Важной частью проекта становится звук: специально созданные в соавторстве с композитором мелодии воплощают непрерывность навязчивых мыслей.

Используя окрашенную вручную шерсть, художница трансформирует размышления на такие темы, как сталкеринг, фиксация на вымышленных персонажах, дисморфофобия, любовная зависимость, деперсонализация, в яркие, осязаемые образы.

Выставка «Темная Оттепель»

где

Центр Вознесенского, ул. Большая Ордынка, 46, стр. 3

Оттепель — эпоха культурного подъема в жизни страны, изнуренной историческими испытаниями предшествовавших десятилетий. Панельные новостройки, выросшие за считаные месяцы, преобразившийся город, вдохновивший Юрия Пименова, переполненные кафе и питейные заведения, очереди в кинотеатры, поиски нового языка в искусстве, книжный бум. Однако за этим мажорным оттепельным образом зарождается иная культура — стихия темной оттепели, полная риска, мистических прозрений, безумных выходок и пограничных состояний.

Несмотря на попытки приписать эпохе торжество свободной личности, официальная оттепель оставалась верна коллективистскому идеалу, который обрывал связи с широким культурным наследием и символическим измерением. Авторская индивидуальность в контексте темной оттепели была не столько целью, сколько инструментом для восстановления этого разрыва и одновременно лабораторией творческого эксперимента.

Выставка «Зеленые дворцы»

где

Царицыно, Хлебный дом, ул. Дольская, 1

Выставка «Зеленые дворцы» посвящена истории садового искусства Европы и России от эпохи Возрождения до наших дней. В экспозиции — архитектурные планы, чертежи, гравюры, зарисовки, театральные эскизы и три сотни фотографий, которые куратор выставки сделал во время экспедиций по многим странам мира.

Автор выставки-альманаха — доктор искусствоведения, профессор РГГУ и знаток паркового искусства Борис Соколов — исследует историю регулярного парка и связь исторических садов с современными. Регулярный сад построен на идеях геометрии и перспективы, он демонстрирует победу над хаосом и власть над жизненными обстоятельствами. Этот древнейший тип сада существовал еще в Междуречье и Древнем Египте и востребован до сих пор.

Пятница

21 марта

Пластилиновая выставка Алексея Микулина «Движение»

где

Галерея «Измайлово», Измайловский пр., 4

Идея движения в проекте трактуется широко. Первое и очевидное — автомобили, трамваи, теплоходы, транспорт. В мире Алексея Микулина, художника, чувствительного к материи детства, присутствует прикрытая взрослой иронией, но мальчишеская по происхождению страсть к механизмам, педантичность в воспроизведении их деталей.

Второе измерение идеи движения — движение времени, линейное, от прошлого к будущему, и нелинейное, связанное с воспоминаниями, ассоциациями. Город, человек, мир вокруг меняются с разной скоростью, и некоторые перемены видны невооруженным глазом, иные — лишь ретроспективно.

Soud Up Cello 8: Sound Sculpture

где

Artplay, ул. Нижняя Сыромятническая, 10, стр. 2

Фестиваль неординарных музыкальных событий Sound Up представит премьеру перформанса Sound Up Cello 8: Sound Sculpture. Проект продолжит концертную серию, посвященную современной музыке для виолончели. Впервые в России прозвучит произведение Eight композитора Майкла Гордона в исполнении виолончельного октета Sound Up Orchestra. Концерт пройдет в сопровождении визуальной партитуры, созданной звездами российского цифрового искусства 404.zero.

Пьеса Eight входит в серию пространственных сочинений американского композитора и основателя культового ансамбля Bang on a Can Майкла Гордона. Вдохновленный идеей трехмерного звучания, композитор создал не просто партитуру, но объемную звуковую скульптуру.

Специальный показ спектакля «Прикасаемые 3.0»

где

Музей криптографии, Петровский пер., 3

В Музее криптографии пройдет специальный показ документального спектакля-конструктора «Прикасаемые 3.0» с участием зрячеслышащих и слепоглухих актеров.

Спектакль основан на реальных историях слепоглухих людей. Идея принадлежит художественному руководителю Театра наций Евгению Миронову. Проект был создан вместе с центром творческих проектов «Инклюзион» в 2015 году. В честь десятилетия спектакля выйдет обновленная версия — с новыми актерами и новыми историями.

Суббота

22 марта

Выставка Владимира Башлыкова «Молчанием обернется слово»

где

МОММА, ул. Петровка, 25

Образы на полотнах и графических листах Владимира Башлыкова имеют литературную природу. Они произрастают из литературных и философских трудов всемирно известных мыслителей. Изобразительное искусство подкрепляется собственной поэзией, которую он пишет параллельно активному занятию изобразительным искусством. В экспозицию также включены поэтические цитаты из его литературных сборников.

На выставке представлено более 100 работ, часть из которых Владимир Башлыков передал в дар Московскому музею современного искусства в период с 2004 по 2024 год. Среди них ранние живописные и графические портреты, жанровые сценки, сделанные с натуры на улицах, абстрактные композиции и городские пейзажи.

Спектакль «Б. Р.», посвященный Борису Рыжему

где

Бойлерная на «Хлебозаводе», ул. Новодмитровская, 1, стр. 17

Почти всю жизнь Борис Рыжий прожил в Екатеринбурге, и образ индустриальной окраины стал лейтмотивом в его творчестве. Площадками спектакля станут бывшие промышленные зоны и конструктивистские здания, эстетически созвучные поэту и его наследию. 

Зрители окажутся в камерном пространстве, напоминающем крышу многоэтажного дома: еще 25 лет назад для современников поэта прогулки над городом были вполне привычной медитацией. Голос Рыжего, записанный при жизни, станет основой повествования, а каждый артист привнесет свою интерпретацию поэзии — через танец, слово и музыку. 

Кинопоказ «Птица»

где

«BetBoom Дом Динамо», Красная пл., 3

В этом году команда «Дома Динамо» решила посвятить весь первый месяц весны женщинам: в программе будут концерты, фильмы известных женщин-режиссеров, лекции и тематические встречи.

Бунтарское драмеди из конкурса Каннского кинофестиваля 2024 года «Птица» обладательницы премии «Оскар» Андреа Арнольд со звездой «Солтберна» Барри Кеоганом в главной роли и саундтреком Fontaines D. C. Фильм представит и обсудит куратор киноклуба «Дома Динамо» Анастасия Бузоверова.

Воскресенье

23 марта

Выставка Люси Соловьевой «Фигура умолчания» 

где

МОММА, ул. Петровка, 25

Указывая на важность умолчания в нашей жизни, Люся в нескольких сериях картин представляет зрителю выразительные женские образы, раскрывающие сложности современного общества. Ее героини одновременно хрупкие и дерзкие, и в них всегда остается притягательная недосказанность.

Соловьева работает преимущественно в жанре портрета, однако ее технику можно отнести не столько к русской реалистической школе, сколько новой вещественности и магическому реализму, соединяя жизнь и сновидение. Важную роль для нее играют также природные мотивы, поэтому один из залов выставки будет «лесным», объединяющим человека и растительный мир.

Выставка «Знаки препинания»

где

«ГЭС-2», Болотная наб., 15

Знаки препинания — это разметка текста паузами, интонациями, акцентами. Благодаря им написанное приобретает свойства речи или по меньшей мере намекает на физическое измерение. Речь, безусловно, телесна, при этом ее соматический характер наиболее заметен в различного рода поломках и сбоях: нарушении дыхания, мучительном поиске вертящихся на языке слов, их проглатывании от спешки, волнения или конфуза; в неосознанных жестах, смешках, заикании, спазмах.

В фигуральном смысле у речи, как и у письма, есть свои «знаки препинания», но функция их, в отличие от пунктуационных знаков в тексте, не вспомогательная. Речевые знаки препинания скорее воплощают противоречие или указывают на сопротивление среде. В свою очередь, язык как абстрактная структура сталкивается с запинками в виде непереводимого или невыразимого, но и они зачастую проявляют себя телесно. Центральный мотив выставки — спотыкание, «препинание», материализующееся в знаках, форма которых обусловлена связью с (кон)текстом. 

Выставка Нади Лихогруд «Тем временем»

где

«Мох», Старомонетный пер., 12

Инсталляция, вдохновленная размышлениями об искусстве как новой археологии, состоит из двух серий скульптур и артефактов из мастерской художницы, часть из которых — функциональные объекты.

Надя Лихогруд — художница, скульптор. С детства занимается керамикой. Ностальгические сюжеты каждой работы Нади — как момент, зафиксированный в памяти, или пересвеченный полароидный снимок из детства.

ФОТОГРАФИИ: обложка — «К35», 1 — «Свояси», 2 — «Винзавод», 3 — Ида Разенкова/«ГЭС-2», 4 — Ruarts, 5 — «Измайлово», 6, 7 — МОММА