Дмитрий Романов и Вениамин Иванов, Folk Team — о том, как решились на ресторанный бизнес
«Страшно не открывать ресторан, страшно, если он не пошел»
Рестораторы Дмитрий Романов и Вениамин Иванов открыли собственный проект Folk после пяти лет совместной работы в холдинге Lucky Group. Сейчас у них уже два ресторана, скоро откроются еще два, и на этом останавливаться они не планируют. «Большой Город» поговорил с партнерами о том, как они решились на собственный бизнес, нравится ли им их тандем и какими будут их новые рестораны.
— Как вы оказались в ресторанном бизнесе?
Дмитрий: Мой путь в ресторанном бизнесе начался с максимально базовой позиции. Во французском ресторане «Мост» я был помощником официанта, или по-французски «шеф-ками». Несмотря на название, должность важная, и тех, кто себя хорошо на ней проявляет, очень ценят и не торопятся повышать. Хорошо, что я это вовремя понял.
Вениамин: Интересно, что спустя 17 лет после того, как он ушел из этого ресторана, мы хотели открыть на этом месте свой ресторан. Но я отговорил его — аренда там огромная. Но могло быть так, что на этой площади был бы ресторан уже Дмитрия Романова.
Дмитрий: Кстати, спустя время я вернулся туда генеральным директором.
Вениамин: А моя специализация — это бухгалтерия в общепите. Она не столь одиозная и привлекательная. Потому что, когда только начинаешь об этом говорить, все автоматически скучают. Начинал я с аудита сети Stardogs.
ДМИТРИЙ: Вообще люди всегда удивлялись: «Ты и Вениамин?» А я-то знаю его компетенцию — мы пять лет вместе в Lucky Group работали, каждую неделю пересчитывали кассу вдвоем. Вениамин проверял меня, я проверял остальных.
ВЕНИАМИН: Не сразу, но мы поняли, что можем нормально взаимодействовать, и немного раскрылись друг другу. Несмотря на то что наша специализация была далека от кухни и гастрономии, мы так или иначе много пробовали и общались с шеф-поварами. Постепенно начали больше разбираться во вкусах. Это в том числе то, что позволило нам думать об открытии своих ресторанов. И теперь мы постоянно дегустируем, но не говорим: «Вкусно, кисло, сладко» — а даем интерпретацию.
ДМИТРИЙ: Вениамин был в Lucky Group финансовым директором, а я — операционным. Он, кстати говоря, так и продолжил в Lucky Group заниматься финансами — у него своя компания, которая оказывает эти услуги.
— ВЫ ДРУЗЬЯ?
ВЕНИАМИН: Знаете, на этот вопрос Дима всегда однозначно говорит: «Нет». И я в целом согласен. Поначалу на рабочих встречах на нас странно смотрели вообще… Мы могли при всех довольно агрессивно разговаривать друг с другом. Все думали, что это конфликт, а мы таким образом просто ведем диалог. Сейчас такого стало меньше, потому что мы стали внедрять какие-то правила. Например, про предметный дизайн и декор. Как-то раз я прихожу в Folk, а там все увешано декором — Дима приобрел. Пришлось половину снимать и сдавать, но зато у нас теперь есть определенное правило, которое позволяет нам жить спокойно.
Но с точки зрения того, что мы много времени проводим вместе, нам очень комфортно. Мы много ездим по работе за границу и не ругаемся.
ДМИТРИЙ: Но мне кажется, что я немного постарел. Вениамин всегда хочет максимально эффективно использовать каждый час. Если мы поехали, то мы должны сходить во все рестораны, встретиться со всеми, с кем только можно. В итоге в последней поездке в Питер я его хотя бы уговорил пойти в баню. Я просто сказал: «У меня нет сил».
ВЕНИАМИН: Бывает по-разному, но в целом нам комфортно существовать вместе. Поэтому я думаю, что лет через 15 вы спросите нас, друзья мы или нет, и мы снова ответим: «Нет». Но если у Димы будет проблема, я впрягусь, а если у меня будет проблема, то он, предполагаю, тоже впряжется.
— А СКОЛЬКО ВАМ ЛЕТ?
ВЕНИАМИН: Диме 37, а мне 33.
ДМИТРИЙ: Наоборот кажется, да? Я понимаю вас.
ВЕНИАМИН: Но если снять очки и сбрить бороду, вообще не узнаете.
— А вы оба считаете себя достаточно компетентными в гастрономии? Вы принимаете непосредственное участие в постановке кухни, блюд?
Вениамин: В целом у нас есть разделение по зонам ответственности, но в то, что касается кухни, мы оба вовлечены. То есть Дима, например, спец по планировочным решениям, технологиям и всему, что касается наполнения ресторана. Он в этом как рыба в воде, а я в этом не очень понимаю. Он даже с точки зрения раздачи может корректировать шефа, сказать, что нужно иначе сделать.
А вот с точки зрения еды мы оба принимаем решения. Естественно, если ему вкусно, а мне не очень вкусно, мы это не принимаем. Или наоборот. Я оцениваю еду не только с гастрономической точки зрения, но еще и отвечаю сам себе на вопрос, будет ли она продаваться. Я как потребитель, помимо всего прочего, просто ем и говорю: «Это не коммерческое блюдо. Это невозможно продать. Это никому не нужно». Например, недавно мы пробовали маленький пирожок с говяжьими хвостами. Чтобы поярче вкус сделать, добавляешь сладкий батат или чернослив. И всем понравится. Так что мы работаем скорее в формате корректировок.
Дмитрий: Но есть вещи, в которых мы просто не разбираемся. Например, это вечерние тусовки, движуха, барная тема. Это у нас немного проседает, потому что мы сами не бухаем, не тусуемся и не понимаем, как это организовывать для других. Но это решается приглашением в команду компетентного человека.
Вениамин: Наша мечта — найти условного Глена Баллиса, которому мы просто отдадим на откуп всю кухню, а сами будем думать только про новые места, площадки, другие регионы, операционку. Мы мечтаем, но нам пока интересно лезть в еду. А года через два-три нам обязательно нужен будет такой человек.
Дмитрий: Но мы его, скорее всего, просто вырастим в своей команде.
Вениамин: В нашем первом проекте, Folk, у нас в помине не было такого человека, тем более по кавказской кухне. Мы просто экспериментировали, изучали — так глубоко в теме, как мы теперь, даже мало шеф-поваров разбирается. Мы брали продукты, которые мало кто знал, например авелук, надуги, и начинали искать смелые сочетания с ними. Нам даже говорили, что кухня Folk напоминает непрофессиональную — не видно почерка, все очень свежо. Но мы не диктуем шефам, что делать, — скорее, направляем и корректируем.
— Вы хотите открывать более коммерческие проекты, где не будет такого сильного акцента на еду, как в Folk, например?
Вениамин: У нас была базовая задача: открыть где-то шесть авторских ресторанов и потом выходить в сетевые проекты. Пока шесть мы не открыли, но уже близки.
— Если чуть-чуть отмотать назад, где была та точка, когда вы решили, что уходите в самостоятельное плавание?
Вениамин: Я человек рефлексирующий и часто не действующий. А Дмитрий Яковлевич, наоборот, действующий, но не рефлексирующий. И вот в этом плане мы в балансе. Дмитрию Яковлевичу пришла в голову концепция ресторана. Не будем рассказывать какого, потому что, возможно, мы его когда-нибудь все-таки сделаем. И он влюбился в свою концепцию, нашел даже место и теоретического инвестора и пошел к работодателям говорить о перспективах совместной реализации. В итоге отвалился инвестор и с местом не очень получилось, но концепция вроде всем понравилась. Договориться по всем условиям не вышло, зато я сходил на «Циан» посмотреть помещения. Нашел одно, но оно было торговым, то есть ни вытяжки, ни электричества, ничего. Я Диме скидываю, а на следующий день он приезжает туда и говорит: «Мне нравится». Я говорю: «Ты шутишь?» Он говорит: «Да, мне нравится. Офигенное место». Сейчас там Folk.
И Дима в тот момент сказал: «Как просто открывать ресторан». Оглядываясь назад, мы больше никогда не говорим, что так просто.
Folk
— А почему ту концепцию, которая изначально была, не стали воплощать?
Дмитрий: Она связана с Кавказом, но она более брутальная, модная и дерзкая, для нее нужна особая площадка.
Вениамин: Ну и название — «Бистро-Кавказ».
Дмитрий: Мы в целом были тогда фанатами Кавказа и понимали, что можно делать Кавказ модным. Но в последний момент добавили немного Ближнего Востока, чтобы у нас было больше опций в плане специй, методов приготовления.
Вениамин: Мы сейчас делаем испанско-португальский ресторан, и здесь все то же самое. Ты просто берешь здесь территорию от Мадрида до Страны Басков и работаешь с огромным пластом гастрономии. Простор для творчества каждый раз огромный, если не говорить о совсем узких концепциях.
— Вы и дальше планируете развиваться в направлении гастрономии с национальным окрасом?
Дмитрий: Нет. Мы вот-вот откроем рыбный проект. Хотя нам, конечно, нравится его американский и немножко нордический флер, но это другое. Там будет акцент на деликатесную часть меню, которую мы создаем в гастрономии, и на пиво. Мы делаем его совместно с Алексеем Буровым (Dreamteam. — Прим. ред.), его команда и будет отвечать за все, что касается пива. Однажды мы поняли, что положили глаз на одно и то же помещение в районе Цветного бульвара. Это особняк, напротив которого большой сад, где очень классно будет летом. Такой условный Биргартен. Плюс я очень долго фанател от повара, которого еще называют рыбным мясником (fish butcher. — Прим. ред.), — Джоша Ниланда. Он разделывает рыбу и делает из нее абсолютно все: колбасы всякие, мортаделлу, стейки на кости. Для нас он стал вдохновением.
— А почему решили делать это место вместе с Алексеем?
Вениамин: У нас во многом совпадают ценности. Про него рынок плохого не говорит, поэтому мы подумали: «Почему бы и нет?» Тем более получается такой обмен: мы креативные и делаем смелые и необычные вещи, а у него проекты во многом классические. Каждый из нас знает толк в важных для нашего общего места вещах.
Дмитрий: У нас есть московская компетенция, у Алексея — в основном питерская. Кроме того, все-таки мы отвечаем там за концепцию, дизайн, визуал, все наполнение. То есть фактически мы создаем это место. А дальше уже операционная команда Леши подхватывает и добавляет свою компетенцию в пиве. У нас, кстати, будет собственный сорт пива с их пивоварни. А сам ресторан будет называться Anchovy’s Club.
Anchovy’s Club
— Какие еще проекты планируете открывать?
Вениамин: Вот уже упомянутый испано-португальский Padron на Страстном бульваре, на месте Bocconcino. Это сложное помещение, но оно удобное и там очень много плюсов. И у нас будет крутой бренд-шеф со звездой Michelin — Адриан Кетглас, а шефом станет Евгений Цыганов. Он тоже ездил стажироваться в Испанию и Португалию.
Мы там полностью все переделываем — даже фасады. Само помещение состоит из двух залов. Первый — основной зал ресторана. А чуть глубже — спикизи-бар, у него есть и отдельный вход. Там будут более простые закуски и алкоголь, а формат — скорее спокойный, без тусовок.
В ресторане делаем большой акцент на кухню и мастерство шефов. Это будет высокий уровень для людей, которые любят комфорт. Цены планируем средние, без оверпрайса, но будут опции очень хороших и, соответственно, дорогих продуктов — стейков, хамона.
— Бар БУДЕТ одноименный?
Дмитрий: Мы пока думаем, но, скорее всего, да. В баре будет более яркий дизайн. Мы его полностью укладываем плиткой азулежу с нашими рисунками. В этом будет сторителлинг: у барменов на этих сюжетах будут завязаны коктейли.
— А в Anchovy’s Club кто за кухню отвечает?
Дмитрий: Кухню возглавит молодой шеф Иван Марков. Он в 21 год переехал в Прагу, стал заниматься собирательством и изучением ферментации, работал в ресторане Chef’s Table by Rakin.
— Этот проект будет более демократичный?
Дмитрий: Он более народный. Мне кажется, он суперуниверсальный. Туда можно и пиво прийти попить с каким-то классным фритто-мисто, а можно прийти, взять себе дюжину ежей, шампанского или вечером с «Гимлетом» посидеть. Там можно будет по-разному провести время, даже позавтракать.
Когда подходишь к нашему особняку, кажется, что это такая земляночка. А входишь — вниз ступеньки идут, и перед тобой огромное пространство с пятиметровыми потолками. Там полностью витражные окна, и летом они будут открываться. А еще мы делаем кровельные окна, то есть будет много света падать сверху. Сам по себе дизайн довольно светлый, яркий, жизнерадостный.
— Звучит так, как будто вам это все легко дается.
Дмитрий: Это жуткий геморрой.
Вениамин: Самый большой страх был тогда, когда мы Folk открывали. У нас было несколько таких кризисов, когда у Димы пропадал голос на стрессе, он лежал в депрессии.
Дмитрий: У нас поменялся стратегический партнер, как раз тогда мы начали думать, кого же нам привлечь, чтобы все были довольны — и аудитория, и инвесторы. Мы сами в тот момент были слабым гарантом.
Вениамин: Вот тогда за одну неделю нам пришлось принять очень большие и серьезные решения. Дима на день даже выпал. Я пытался думать, как это решить. Ты можешь быть очень компетентным человеком, но если тебя не воспринимают как компетентного, то ты можешь с транспарантом ходить и стоять как надо, но тебя никто не услышит.
Вениамин: Знаете, страшно не открыть ресторан, страшно, чтобы он не пошел.
Padron
— Сколько сейчас работа в вашей жизни занимает?
Вениамин: У меня 90 %.
Дмитрий: У моей жены часто бывают ко мне вопросы, потому что я всегда в телефоне, все время что-то ищу, думаю.
— Где вы берете силы на это все?
Дмитрий: Я работаю, приезжаю домой и там отдыхаю в семье.
Вениамин: Пью от двух до пяти чашек кофе в день, и нормально.
Дмитрий: На самом деле мы до последнего времени практически не планировали наш отдых, отпуск. Но сейчас я точно для себя решил, что каждые полгода я буду уходить в отпуск.
Вениамин: Да, только когда ты ушел в отпуск и уехал, я подумал: «Наконец-то ты уйдешь из эфира». Но нет, все равно идеи пишет.
Дмитрий: Да, надо отложить телефон и смотреть на воду.
Вениамин: Очень важно для мозга видеть то, что ты никогда не видел. Я недавно увидел Флоренцию и Милан, допустим. Хотя у меня и без этого очень много энергии от природы.
Дмитрий: Мы, кстати говоря, пьем очень мало алкоголя. Для нас два-три бокала — это уже много. В том числе поэтому у нас есть энергия на то, чтобы заниматься работой.
— Вам нравится ваше партнерство?
Дмитрий: Конечно. Без Вениамина моя доля, конечно, была бы больше, но не было бы доли без Вениамина.
— Вы собираетесь развивать бизнес в других странах?
Вениамин: Мы и в Москве собираемся, и в других странах.
— А в российских регионах?
Вениамин: Сочи предлагали, но мы отказались. Если будет крутое место — пойдем, но только если речь о городах-миллионниках.
Дмитрий: Мы хотим освоить спальные районы в Москве — те, где живут обеспеченные люди, но им, допустим, не хочется всегда выезжать в центр.
— Расскажите про новую форму развития холдинга в виде продажи франшиз.
Вениамин: Мы рассматриваем франшизу как вариант сотрудничества. Если, например, место хорошее, но мы понимаем, что это регион, в который нам сложно прилетать (Владивосток, допустим), то самим с ним работать очень сложно. И здесь логична, конечно, франшиза. Мы готовы дать все инструменты, концепцию, креативную составляющую, но все операционные вопросы ведет команда на месте.
Дмитрий: Например, Folk может быть хорошей франшизой для регионов. Нам уже даже поступали такие запросы, но до реализации пока не дошло.
Фотографии: Lucky Group