«Большой Город» подводит итоги 2024 года в массовой культуре, искусстве, гастрономии, кино. В новом дайджесте — лучшие треки. Наш музыкальный редактор Саша Клопцов выбрал 25 песен, которыми запомнился уходящий год. 

 

 

Антоха МС — «Я не Я»

Герой любого летнего фестиваля, богатырь хип-хопа и светоч русского стиля, который за 13 лет своей карьеры стал буквально символом независимой музыкальной сцены с изюминкой. И ни за что не стоит забывать его фирменные чарующие соло на трубе.

Анхелика Гарсиа — «Gemini»

Говорят, что сложнее всего выпустить второй альбом, если первый как следует зашел аудитории — ожидания могут быть слишком высоки. На втором лонгплее Анхелика Гарсиа смешивает все жанры в фирменный гибрид поп-музыки и уверенно двигается в сторону номинации на «Грэмми». 

 

 

BadBadNotGood — «Taco Taco»

Дипломированные борцы за права джаза начинали с оригинальной смеси классического хип-хопа и свингованных ритмов. Теперь же, пробравшись через смену состава и заметно повзрослев, группа вернулась к тому, от чего музыканты пытались убежать в джазовом колледже, когда только познакомились друг с другом.

 

 

Олаф Дрейер — «Coral»

Распад творческого семейного дуэта вряд ли можно назвать удачным стечением обстоятельств, особенно если речь идет о могучих The Knife, которые нехило трясли мир в свои активные годы. Но в данном случае брат с сестрой смогли не только разойтись друзьями, но и реализоваться каждый в своих проектах.

 

 

Idles — «Pop Pop Pop»

Судя по Idles, в Бристоле песни поют по-другому, с особым огоньком. Как и в любом портовом городе, там наверняка помнят, что такое настоящий английский завтрак — когда с утра работяги выпивали по две пинты темного и шли на смену, напевая любимые мотивы.

 

 

Девендра Банхарт, Блейк Миллс, Беверли Гленн-Коупленд — «You Don’t Know Me»

«Transa» от благотворительной организации Red Hot Org — это уникальный сборник, в котором участвовали мировые величины разных мастей. Работа прошла серьезная, на виниле альбом вышел аж на шести пластинках — более сотни артистов на 46 песнях — настоящая находка для коллекционера важных релизов или просто для любителя слушать альбомы от начала до конца.

 

 

The Smile — «Cutouts»

Том Йорк и его напарник по Radiohead Джонни Гринвуд устали от немыслимо звездного статуса своей группы. Поэтому они решили начать все заново в другой банде и собрали The Smile. Подмена оказалась удачной, уже третья пластинка группы показывает, что ребята перестали скучать и снова зажгли свою внутреннюю искорку.

 

 

Адрианна Ленкер — «Bright Future»

Еще до того, как в Америке случилась повальная кантри-лихорадка последних лет и все решили вспомнить местный музыкальный колорит, Адрианна Ленкер показала себя как одну из достойнейших наследниц богатой культуры фолка. Если ее группа Big Thief еще подходит большим фестивальным площадкам, то с сольными работами Адрианы хочется запереться в шкафу и не вылезать до самого конца.

 

 

Kito Jempere — «Part Time Chaos Part Time Calmness»

С таким притягательным припевом эта композиция должна была бы стать хитом на радио, но, к сожалению, трек настолько короткий, что чувствуешь себя обманутым. В Санкт-Петербурге, откуда родом Кирилл Сергеев, вообще все по-другому. Воздух посвежее, а люди говорят тише, чем в столице. И музыканты там другие, за хитами не гонятся.

Интервью

Кирилл Сергеев: «Двойной CD никому не нужен, а я до сих пор делаю их, а не рилзы»

 

 

«Миром правят собаки» — «Природа»

Мир, в котором правят собаки, кажется, дружелюбен, но таинственен, а пребывание там не обойдется без сюрпризов. Живьем «Собаки» звучат так, будто могут покусать в любой момент, но противиться не стоит, такое лучше не пропускать. Одна из самых многообещающих групп новой волны все еще готовит свой первый альбом, а пока они показали одну песню с будущего релиза. 

 

 

Amyl and the Sniffers — «Jerkin'»

Вокалистка группы Эми Тейлор как раз та девчонка, с которой будет запрещать гулять любая нормальная мама. А в рок-музыке это самый лучший показатель настоящего потенциала фронтвумен. Детям придется заткнуть уши и закрыть глаза, иначе есть большая вероятность научиться чему-нибудь плохому.

 

 

 

Burial — «Boy Sent From Above»

Один из самых загадочных артистов 2000-х, повлиявший на эволюцию жанра дабстеп, оставался инкогнито восемь лет после релиза первого альбома, пока его не рассекретили коварные журналисты. 

 

 

Камаси Вашингтон — «Lesanu»

С помощью саксофона Камаси Вашингтон рассказывает историю о том, как он спустился со своего космического корабля и тщетно пытается найти дорогу в свою джазовую вселенную. А нам остается лишь надеяться, что он задержится на Земле подольше. 

 

 

Vampire Weekend — «Mary Boone»

Положив в копилку аж две премии «Грэмми» за лучший альтернативный альбом, команда выкатила пластинку в лучших традициях — она переносит слушателя куда-то в те самые годы, когда все было в разы проще.

 

 

Shabaka — «I’ll Do Whatever You Want» (feat. Floating Points & Laraaji)


Фараон Шабака Неферкара прославился тем, что объединил весь Египет. Но это стало возможным только потому, что он не слышал музыку названного в честь него саксофониста Шабаки Хатчингса. Иначе так бы и свинговали они вместе вдоль реки Нил до сих пор.

 

 

Леонид Федоров — «Как-будто»

Бардовская песня в России навсегда останется нишевым жанром с безумно преданной публикой, возможно, поэтому любые попытки как-то вырваться за рамки стиля быстро пресекаются как исполнителями, так и слушателями. Но в случае с творчеством Леонида Федорова нужно сказать, что этот эксперимент по выходу с условной территории Грушинского фестиваля можно считать состоявшимся. 

 

 

Floating Points — «Key 103»

Кандидат наук в области нейронауки и эпигенетики Сэмюэл Шепард не только хорошо разбирается в человеческом мозге, но и филигранно пишет музыку для балета. Ну и крестиком он вышивать, скорее всего, тоже умеет.

 

 

Tyler, the Creator — «St. Chroma»


Тот самый случай, когда уже нет смысла переживать за артиста, что он выпустит откровенный проходняк. Будь то коллаб с Louis Vuitton или с Лил Уэйном, Тайлер Оконма подходит к делу обстоятельно и берет все в свои руки. Поэтому у него и не бывает осечек. Один из немногих настоящих композиторов среди исполнителей хип-хопа.

 

 

Osees — «Sorcs 80»

OCS, The Oh Sees, Thee Oh Sees, Oh Sees, Osees — кто знает, как группа будет называться еще через несколько лет, но ее бунтарский дух со временем только усиливается. А еще надо обратить особенное внимание, как круто на этой записи звучат две барабанные установки.

 

 

Рудольф СтраусовХаски — «Русалка»

«Панк от рэпа» — так об альбоме Рудольфа Страусова отозвался один из комментаторов на просторах интернета. Пускай это будет отличным званием музыканта в самом начале карьеры. Ну а Хаски на фитах сделал свою работу безупречно, добавив своему коллеге стопроцентный хит в копилку его треков.

 

 

Маша Сигал — «Сексуал»

Как минимум лучший дебют года. Альбом «Многие вещи» — отсылка к самокопанию и личному процессу самоанализа, который неминуемо застигает человека в самую неудобную минуту.

 

 

Mount Kimbie — «Empty аnd Silent» (feat. King Krule)

Идеального фита не существу... Но союз парней из Mount Kimbie и гитарного умельца King Krule определенно был заключен на небесах уже давно — как и всего классного, этой совместки нужно было подождать. Трек звучит как диалог друзей детства, которые когда-то давно пошли разными дорогами.

 

 

Nocow — «Eto Ne To»

Алексей Никитин с помощью прямой бочки кует на своей nocowальне собственную вселенную — холодную и пустую, но в то же время полную романтики. Альбом на лейбле Нины Кравиц еще сильнее раскрывает артиста как сонграйтера и напоминает всему миру о заразительности русского языка — особенно в формате танцевальной музыки.

 

 

Four Tet — «Loved»

Всем, кто захочет сравнить эту композицию с чем-то в духе Aphex Twin, надо помнить, что, начав с позиции гитариста в постпанк-банде Fridge еще в 90-х, Киран Хебден сам по себе прошел путь до одного из самых влиятельных артистов в среде разношерстных электронщиков.

 

 

The Necks — «Bleed»

Мало кого The New York Times просто так называет лучшим трио всех времен. Австралийские импровизаторы держат планку слишком высоко уже почти 40 лет, исследуя тончайшие материи музыкальной философии. На своей последней пластинке группа стала еще ближе к тишине — своей собственной форме антимузыки.