Спин-оффы сиквелоремейков, ужасы без конца и Юра Борисов. Итоги года в киноиндустрии
Триумф российских актеров, упадок блокбастеров, ремейк на ремейке
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, гастрономии, архитектуре. В новом дайджесте — кинематограф и сериалы. Для аудиовизуальных искусств год был не самый лучший, но совершенно точно небезынтересный!
Автор: Иван Афанасьев
Триумф российских актеров
«Анора»
Начнем с темы, которая, скорее всего, не перестанет радовать нас и в следующем году: колоссальный (для авторского кино как минимум) успех «Аноры», нового фильма Шона Бэйкера, примечателен хотя бы тем, что ключевые роли в нем сыграли российские актеры. И не только Марк Эйдельштейн и Юра Борисов, но также Дарья Екамасова и Алексей Серебряков. Но особенную радость, конечно, вызывают первые двое: Эйдельштейну пророчат главную роль во втором сезоне сериала «Мистер и миссис Смит», а Борисов стал первым в истории российским актером, номинированным на «Золотой глобус». Кстати, не только они: Александр Кузнецов снялся в новом фильме Ильи Найшуллера Heads of State с Джоном Синой и Идрисом Эльбой, а актриса Софья Лебедева сыграла одну из главных ролей в третьем сезоне сериала «Викинги: Вальхалла». Мягкая сила, как она есть!
Упадок блокбастеров
«Дюна. Часть вторая»
Можно смело констатировать, что массовое кино переживает значительные перемены: в топ-10 кассовых успехов за год не попали даже такие высокобюджетные картины, как «Фуриоса: Хроники Безумного Макса», «Планета обезьян: Новое царство», «Смерч 2», «Охотники за привидениями: Леденящий ужас», «Каскадеры» и «Гладиатор 2». У последнего, впрочем, еще есть шансы собрать больше денег, но большинство этих и других подобных фильмов за год если и не провалились, то показали очень скромные результаты. Это, что же, людям надоели спецэффекты, пафос и звездные имена? Не надоели, но на них как будто все труднее заманить людей в кинотеатры. И даже вошедшие в пресловутую десятку лидеров «Годзилла и Конг: Новая империя» и «Злую» трудно назвать фильмами-событиями. Единственный однозначный успех — «Дюна. Часть вторая».
Супергерои надоели
«Дэдпул и Росомаха»
Есть в этой самой десятке лучших и фильмы по комиксам Marvel... И оба — вот это ирония! — посвящены антигероям: это второй самый кассовый фильм года «Дэдпул и Росомаха». И третий «Веном», кстати, с более чем скромными результатами — 475 миллионов долларов против 120 бюджета (первый фильм во франшизе собрал почти в два раза больше при меньшем бюджете). Про оглушительные провалы «Флэша», «Марвелов», «Мадам Паутины», «Синего Жука» и свежего «Крейвена-охотника» и говорить не приходится. На третьи по счету пересъемки с неутешительными результатами от фокус-групп отправили и нового «Капитана Америку», которому уже в феврале выходить в прокат. Можно вспомнить и освистанный всюду «Джокер: Безумие на двоих», хотя это, конечно, фильм не совсем про супергероев, скорее даже наоборот. А новый фильм про Хеллбоя не только ужался до формата B-Movie, снятый за деньги, схожий с бюджетами российских сказок, но и собрал совсем крохотную сумму в прокате. В России же тем временем решились запускать свою киновселенную супергероев. Радости нет предела, как и своевременности этого решения.
Анимация все еще в топе
«Головоломка 2»
Самые лучшие результаты в итоге показали мультфильмы: на первом месте — «Головоломка 2» почти с 1,7 миллиарда долларов в кассе, которая буквально спасла от разорения студию Pixar. «Гадкий Я 4» совершенно неожиданно занял третью строчку, хотя, казалось бы, кто в 2024 году еще помнит миньонов и Грю? Оказывается, помнят, да еще как — почти миллиард долларов сборов! И даже «Моана 2» и «Кунг-фу Панда 4», два заведомо вторичных мультфильма, умудрились собрать неплохую кассу и войти в десятку лучших. Где-то там с трудом, но все-таки тащится «Дикий робот», снятый за относительно небольшие деньги, который, впрочем, еще точно проявит себя на «Оскаре». А на ТВ рвет и мечет рейтинги второй сезон «Аркейна». Мультики спасут мир!
Кризис в сериалах
«Дом Дракона»
Кстати о ТВ: в этом году особенно ощутимо чувствуется нехватка больших сериалов — таких, которые все бы обсуждали взахлеб, растаскивали на мемы и требовали продолжения банкета. Без помпы и срачей в соцсетях прошли вторые сезоны «Дома Дракона» и «Властелин колец: Кольца власти». HBO тихонько (зачем-то) тоже продлили на второй сезон — при 19 тысячах оценок на IMDB (для сравнения — у «ДД» их 457 тысяч) и не самых лучших рейтингах. И все это как-то... трудно назвать все эти сериалы не то что событиями, но хотя бы даже чем-то, реально заслуживающим интереса. С ходу можно вспомнить разве что «Олененка» и «Пингвина», да еще «Сёгуна». Смешно, кстати, что с масштабными шоу все настолько плохо, что последнего даже ставили в сравнение все с тем же «Домом Дракона», не в пользу сериала HBO.
Ремейк на ремейке ремейком погоняет
«Живешь только раз»
Еще одна характерная черта года — почти полное отсутствие новых идей у кинематографистов в массовом кино. Посудите сами: в десятке самых кассовых релизов года девять (!) — сиквелы («Веном 3»), кроссоверы («Дэдпул и Росомаха») или просто фильмы, основанные на уже известной франшизе («Злая»). Единственный в этом списке оригинальный фильм — это китайская комедия «Живешь только раз», собравшая большую часть кассы у себя на родине. Да и среди других кассовых хитов ситуация похожая: «Гладиатор 2», «Улыбка 2», «Чужой: Ромул», «Фуриоса: Хроники Безумного Макса», «Плохие парни до конца», «Муфаса: Король Лев»... Впрочем, та же история и на ТВ: «Пингвин» (спин-офф «Бэтмена»), «Джентльмены» (сериальный спин-офф фильма Гая Ричи), приквел «Декстера» и съемки нового «Гарри Поттера»... Качество этих сериалов — вопрос уже второй, напрягает сам факт повторения старого.
Ужас, как прекрасно!
«Субстанция»
Хорроры между тем в этом году демонстрируют потрясающие кассовые показатели для столь специфического и узконаправленного жанра. На первом месте, конечно же, идет «Субстанция» (еще и с призом из Канн за лучший сценарий): мем про «лучшую версию себя» в этом году не слышали только самые пещерные люди, а сколько вышло разнообразных пародий — считать устанешь. Где-то следом за ней шагает на длинных ногах (потому что Longlegs!) «Собиратель душ», не по количеству разговоров о нем, но точно по сборам: у хоррора Осгуда Перкинса более 126 миллионов долларов в кассе и высочайшие оценки. Рядом зловеще ухмыляется «Улыбка 2», не сумевший показать себя в прокате так же, как первая часть (но все равно успешный), зато собравший куда более положительные отзывы и оказавшийся в топе самых жутких фильмов года. Наконец, наверху топа затаились «Чужой: Ромул» и «Тихое место: День первый». И это еще «Носферату» в прокат не вышел! Безусловно, один из лучших годов для хорроров. Возможно, потому что мир пребывает в кромешном ужасе. Так пусть в следующем году в топе будут комедии!
Фотографии: обложка, 1 — «Атмосфера кино», 2 — Warner Bros. Pictures, 3, 4 — Walt Disney Studios Motion Pictures, 5 — HBO, 6 — New Century Pictures, 7 — «Вольга»