Ушедший 2022-й был крайне непростым, но плодотворным в плане кино: новые фильмы классиков — от Алехандро Гонсалеса Инъяритту до Стивена Спилберга, возрождение и продолжения классических франшиз, удачные и не очень, даже в российском кино, попавшем в опалу, прозвучало несколько новых и крайне интересных имен.

Автор: Иван Афанасьев
Редактор: Иван Бочаров

Кинокритик Иван Афанасьев составил список из десяти лучших картин 2022 года. Среди них — кассовые любимцы и фестивальные хиты во всех жанрах, от драмы до хоррора.

«Банши Инишерина»

режиссер: Мартин МакДона

Лучшая роль Колина Фаррелла в его карьере, который просто обязан получить за нее «Оскара», и просто лучший фильм выдающегося драматурга и режиссера Мартина МакДоны со времен «Залечь на дно в Брюгге». Честная, искренняя и очень важная история на важную тему: как жить с глупым, но добрым человеком? И может ли острый ум стать поводом для еще большей глупости? Трагикомедия про двух друзей, которые рассорились на фоне большой братоубийственной войны, очень резонирует с тем временем, в котором мы с вами сами живем. Но также это и просто очень хорошее кино — с выдающимися актерскими работами, сценарием и великолепными ирландскими пейзажами.

«Всё везде и сразу»

режиссер: Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт

Пока одна из сестер Вачовски ваяла свою постмодернистскую «Матрицу 4», превратившуюся в «Голубой огонек», а в Marvel пытались повернуть время и пространство вспять в «Докторе Стрэндже 2», но смогли лишь скатиться в занудство, двое хулиганов со студии А24 взяли и сделали то, что не получилось у мэтров. «Всё везде и сразу» — это правильная мультивселенная безумия, в которой серьезные философские вопросы и гуманистический посыл сочетаются с дуракавалянием, зубодробительным экшеном и безумно гениальной фантазией авторов. Право слово, «Уорнерам» и «Диснею» имеет смысл задуматься о кроссовере. Большой палец-сосиска вверх!

кино

«Всё везде и сразу»: «Матрица» в азиатской прачечной

Читать

«Решение уйти»

режиссер: Пак Чхан-ук

Детектив про убийство может быть нежным? Невероятно, но да, и большой мастер южнокорейского кино доказал, что нежность также может идти рука об руку с местью и депрессией. Холодный снаружи, но теплый внутри неонуар от режиссера «Олдбоя» — возможно, самое эстетское кино этого года. Невероятно красиво снятое, полное скрытой чувственности и эротизма, хотя самая откровенная сцена в фильме — та, в которой следователь Чан Хэ-чжун смазывает кремом руки подозреваемой, в которую влюблен без памяти. Лишнее доказательство того, что артхаус не всегда является синонимом слова «скучный».

«Нет»

режиссер: Джордан Пил

Можно ли сказать что-то новое об инопланетянах? «Нет»! Третий режиссерский опыт экс-комика, ставшего настоящим новатором в жанре современного хоррора, уходит от собственно хоррора в научную фантастику, предлагая не слишком оригинальный, но точно свежий и небезынтересный взгляд на то, что такое НЛО, пришельцы и вообще «иное», не поддающееся рационализации. Загадочное облако, сущность и суть которого и к финалу не так-то просто объяснить, не прибегая к абстракциям, — одно из лучших созданий в кино. Удивительно, что и в таком серьезном, в общем-то, фильме у Пила находится место для юмора. Настоящий мастер.

«Экспресс»

режиссер: Руслан Братов

Если и выбирать что-то из российского кино, то пусть это будет фильм, в основном не замеченный публикой. Между тем такого самобытного киноязыка, как в «Экспрессе», наш кинематограф еще не видел. При желании эту историю про наивного паренька, сделавшего удачную ставку и попавшего в смешной и одновременно опасный переплет, можно просто слушать, закрыв глаза. Братов чертовски здорово работает с «пацанской эстетикой», буквально доводя ее до абсурда, но оставаясь при этом удивительно правдоподобным. Такой фильм могли бы снять братья Сэфди, если бы их любимым фильмом был «Спортлото-82».

«Три тысячи лет желаний»

режиссер: Джордж Миллер

Восточная сказка про джинна из лампы, но на западный лад, со знатной долей комедии, которая постепенно трансформируется в обширное высказывание об одиночестве, потере и человеческой нетерпимости. Помимо яркого и необычного дуэта героев (Идрис Эльба и Тильда Суинтон — оказывается, это идеальное актерское сочетание), «Три тысячи лет желаний» дарит зрителю одну из самых красивых и пронзительных историй о любви. И, как во всякой сказке, каждый вынесет свою мораль — а кто-то не станет выносить ничего вовсе и просто будет смотреть и получать удовольствие. К счастью, в хорошем кино можно и так.

«На Западном фронте без перемен»

режиссер: Эдвард Бергер

Удивительно, каким образом европейские проекты Netflix часто оказываются сильнее американских. Но факт в том, что новая экранизация романа Ремарка — возможно, самое мощное и правдивое высказывание о том, что такое война, за последние годы. Картина Эдварда Бергера, повторяя опыт Стивена Спилберга в «Спасти рядового Райана», показывает Первую мировую как мясорубку, в которой нет, не может и не должно быть ничего красивого и привлекательного. Грустно, что об этом по-прежнему нужно напоминать, но этот фильм не превращается в морализаторскую басню, а просто честно говорит о том, о чем говорить без содрогания не получается.

кино

«На Западном фронте без перемен»: Тропы бесславия

Читать

«Варвар»

режиссер: Зак Креггер

Многие говорят, что «Варвар» — самый новаторский и революционный ужастик 2022 года. Все гораздо проще: экс-комик Зак Креггер, идущий по стопам Джордана Пила, не делает, на самом деле, ничего нового — он просто ловко обманывает ожидания зрителя, да так, будто тот смотрит фильм ужасов впервые в жизни. Одновременно местами это еще и очень смешно — стилистика Airbnb-хоррора, ранее распробованная Дейвом Франко в «Кто не спрятался», накладывается на едкую социальную сатиру про страшные тайны прошлого, прикрытые фиговым листочком. Проще говоря, перед нами саркастичное кино о том, что у каждой нации есть свой «подвал», куда принято сбагривать все, что может ее дискредитировать.

кино

«Варвар»: Что скрывает Airbnb

Читать

«Достать ножи: Стеклянная луковица»

режиссер: Райан Джонсон

Если первый фильм о гениальном сыщике Бенуа Бланке был идеально скроенным детективом в духе Агаты Кристи — но как если бы она писала его в эпоху соцсетей и блокчейна, то «Стеклянная луковица» — это своего рода антидетектив. Он быстро раскрывает перед зрителем карты, вгоняя в ступор: так, а где тут, собственно, детектив-то? Деконструируя жанр, как это делают авторы постхорроров вроде того же «Варвара», Джонсон ловко манипулирует зрительскими ожиданиями и вызывает на более продуктивный разговор, нежели очередное выяснение, убийца ли дворецкий. Здесь все куда интереснее и изящнее.

кино

Ярмарка отвращения: «Треугольник печали» Рубена Эстлунда

Читать

«Треугольник печали»

режиссер: Рубен Эстлунд

Кажется, швед Эстлунд собирает какую-то необычную геометрическую фигуру из своих простых, но совершенно гениальных фильмов. В «Квадрате» он мастерски обличал современное искусство, за что и получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, главной витрины киноискусства. «Треугольник» пошел дальше и столь же удачно обличает картину «хай сосайети» в целом, отхватив еще один соответствующий приз. Следующим, кажется, должен быть какой-нибудь «Круг», в котором речь зайдет о нашем несчастном шаре земном, и можно будет составить небольшое золотое деревце из «ветвей».

обложка: Netflix