У всех на устах, у всех в соцсетях: Самые популярные продукты и блюда 2024 года
Дубайский шоколад, кроглоссаны и другие бестселлеры
Что мы ели и пили в этом году, за какими булками стояли в очередях и какие продукты подорожали больше всего — подводим гастрономические итоги года.
Автор: Таня Решетник
Айс матча
Холодная матча стала одним из самых популярных напитков этого лета. В этом году во многих кофейнях появился матча-бамбл, напиток на основе матчи с апельсиновым соком и сиропом, а еще виральный клубничный айс матча латте — смесь клубничного молока, сиропа клубники, матча и кубиков льда, который полюбился инфлюенсерам за красивый цвет и вкус молочного коктейля. С наступлением холодов популярность айс матчи ожидаемо сошла на нет, но следующей весной ждем новых матча-экспериментов.
Крукисы, кроглоссаны и просто булки
Если пять лет назад звание самого сдобно-булочного города в России неизбежно уходило Санкт-Петербургу, то последние пару лет Москва активно тянула одеяло на себя. Все закончилось тем, что в столице каждые пару недель открывается новая булочная или пекарня, а петербургская выпечка прочно обосновалась в Москве. Так, в Москве можно позавтракать круассанами и «бабками» из питерской Zoe, на ходу схватить вензель с малиной в питерском «Буше» или купить багет в питерском «Цех85» домой.
Москвичи не отстают: лучшие булки в столице весь год выпекали Masa Madre (берите «Манки-брэд»), DNA (вам нужны маритоццо с кремом), «Лицей» (попробуйте сосиску в тесте), La Poste (московская плюшка — маст), Zhirnova (каноле) и с десяток других мест.
Отдельно отметились Mates, которые запустили тренд на чудаковатую выпечку вроде прессованных крукисов, круассано-печенья, или круглоссанов, круглых круассанов с начинкой.
Бабл-ти
Главный конкурент клубничного матча латте — бабл-ти, напиток с шариками тапиоки, молоком или фруктовым сиропом, кусочками фруктов и чаем. Баблтишные в этом году открывались на каждом углу — вот лишь небольшая часть самых интересных, — а огромные цветные стаканы с шариками мелькали на улицах не реже, чем Adidas Samba.
Секрет популярности прост: шарики тапиоки смешно лопаются на языке, сам напиток сладкий и питкий, объем стакана — спасительные в жару пол-литра, а стоит все это как маленький стаканчик подорожавшего за последние пару лет кофе.
Дубайский шоколад
Самая вирусная сладость этой осени — дубайский шоколад. Изначально плитку шоколада с фисташковой и кунжутной пастой и хрустящим тестом катаифи внутри придумала дубайская компания Fix Dessert Chocolatier. Шоколад выпускается небольшими партиями, а еще напоминает традиционные восточные десерты. Два этих фактора — «лимитированность» и знакомый вкус — сделали шоколад сперва сверхпопулярным на родине, а затем и по всему миру.
Поохотиться за настоящим дубайским шоколадом придется даже в Дубае: стоит плитка около 2 000 рублей, а появляется в магазине десерт два раза в день и тут же разлетается. В Москве оригинал и вовсе не найти, зато можно попробовать десерты, вдохновленные дубайским шоколадом, в ресторанах. В «Салюте» на Страстном бульваре готовят «Дубайский чизкейк», в японском Coba — моти с начинкой, напоминающей дубайский шоколад, а в итальянском Sartoria Lamberti — тирамису «Софи» с катаифи и фисташкой.
Сэндвичи
2024 год в московской гастрономии — это, определенно, год бутербродов и сэндвичей. В Москве открывались полноценные сэндвичные — взять к примеру Doddgy, бикини-кафе «Угол» (закрылось осенью 2024 года), «Шмак» или «Чехов и компания», где все меню строится вокруг сэндвичей. А бистро и рестораны добавляли в свое меню соответствующие разделы. Так, сэнвичную карту впервые с момента открытия обновило мотокафе «Энтузиаст». Больше сэндвичей стало и в Underdog, а пекарня Masa Madre отвела под сэндвичи центральное место меню. Теперь сэндвичи можно найти в меню дорогих ресторанов — например, Pino или Mamie — и даже в «Крошке-картошке».
Король московских сэндвичей — сэндвич с мортаделлой и песто или сливочным сыром. Лучший образец — в Masa Madre.
Сливочное масло
Печально прославившийся продукт: в 2024 году стоимость сливочного масла выросла на 25,9 %. Главной причиной стал рост себестоимости производства как сырого молока, так и готовой молочной продукции, а также сопутствующие расходы (на транспортировку или обслуживание заводов) и растущий спрос и не поспевающее за ним предложение. Все это привело к тому, что масло превратилось в премиально-дефицитный товар — магазины начали прятать его в холодильники с замками, как икру, и отказывались отпускать больше пары пачек в одни руки. Участились и случаи кражи сливочного масла.
В 2023 году рекордный рост цен в супермаркетах пришелся на куриные яйца — они в какой-то момент тоже превратились в дефицитный товар.
Тартар
Тартар — новый «Цезарь»: если 15 лет назад каждый уважающий себя ресторатор добавлял в меню своего места салат с курицей и крутонами, то в 2020-х почетное звание самого популярного блюда забрал себе тартар.
Несмотря на то что тренд появился не вчера, к 2024 году он достиг пика: многие заведения включают в меню сразу несколько видов мясного тартара в разной подаче, а еще готовят тартар из всего, что попадется под руку: от краба или авокадо до лосося с булгуром и гребешка.
Лепешки роти
Лепешка роти, традиционная индийская выпечка, в 2023/2024 годах шагнула за пределы родной кухни и превратилась в ресторанный хит и идеальную замену клеклой лепешке. На пухлой масляной роти готовят завтраки — например, с мортаделлой и скремблом в CuttaCuttа — и подают горячие блюда. Роти с угрем в Amber и «Ладо», с рибаем и перечным соусом в мясном 800 Сontemporary Steak, роти с лососем и авокадо на манер суши в Oshi, роти с пастрами в Lucky Izakaya — список можно продолжать долго.
Но лучше всего зайти в So Far Kebab и попробовать кебаб с томленой говядиной, завернутый в пухлую лепешку. Или купить лепешки домой — они продаются в «Лавке» и магазинах вроде «Индийских специй» — и готовить ресторанные завтраки самостоятельно.
Икра
Икра тоже изрядно подросла в цене: если год назад за небольшую банку хорошей красной икры приходилось отдать 1 000–1 500 рублей, то в этом — никак не меньше 2 000 рублей. Это, впрочем, никак не повлияло на любовь рестораторов к икорному декору.
Так, в Loona красной икрой украшают пиццу с лососем и ньокки «Четыре сыра» (зрелищно), в «КМ20» с икрой готовят оливье, пельмени с крабом и чебуреки (классика), в «Горыныче» тартар подают под шапкой из красной икры, а в Sage с икрой подают картофельные шу. Не сдает позиций и простой бутерброд с красной икрой, который в декабре добавляют в меню с десяток московских мест.
В общем, слова про то, что нужно быть скромнее, всерьез московский гастрорынок уже давно не воспринимает.
Петербург — главный московский фетиш
Фетишизация петербургской гастроиндустрии — важное развлечение москвичей: в Питер принято ездить, чтобы ходить в лучшие и самые модные рестораны; из Петербурга «сапсанами» до недавних пор везли «бабки» и другую выпечку; гастроли петербургских шефов в Москве ждут с распростертыми объятиями.
Петербуржцы давно это поняли и в 2024 году начали один за другим открывать рестораны в Москве. Zoe, Chang, Gills, Self Edge Japanese, Salone Pasta Bar, «Прошуттерия», Nothing Fancy — это лишь часть мест, которые обосновались в Москве за последний год. В 2025 году ждем новых резидентов.
«Петербург есть у нас дома»: 6 новых ресторанов из Северной столицы, которые теперь есть в Москве
Фотографии: обложка — yalcinsonat — stock.adobe.com, 1 — kazoka303030 — stock.adobe.com, 2 — Dima Anikin — stock.adobe.com, 3 — Marcella — stock.adobe.com, 4 — Masa Madre, 5 — Esin Deniz — stock.adobe.com, 6 — vaaseenaa — stock.adobe.com, 7 — marysckin — stock.adobe.com, 8 — Светлана Монякова — stock.adobe.com, 9 — harmoony — stock.adobe.com