«Большой Город» собирает список зарубежных торговых марок, которые провели ребрендинг в России или запустили новый бренд на базе выкупленного бизнеса — как, например, Maag, который вовсе не является Zara. Ищем резиновые сапоги в Oldos вместо Reima, готовимся зайти в Idol на месте Massimo Dutti, выбираем New Balance в Trendzone и заказываем фисташковое мороженое в Monterra, похожем на Mövenpick. Ах да, теперь за стройматериалами — в Lemana Pro!
Материал был впервые опубликован 5 мая 2023 года
Рестораны и кафе
Baskin Robbins → BRandICE
KFC → Rostic’s
«Макдоналдс» → «Вкусно — и точка»
Pizza Hut → «Пицца Н»
Starbucks → Stars Coffee
Наибольший ажиотаж вызвал уход американского «Макдоналдса» — он работал в России 32 года. Бизнес выкупил предприниматель Александр Говор, а бывшие рестораны сети открылись под брендом «Вкусно — и точка».
Другой крупнейший игрок на рынке общественного питания, американский холдинг Yum! Brands (бренды KFC, Pizza Hut и Taco Bell), также завершил свой выход с российского рынка.
KFC переименовали в Rostic’s (так назывался легендарный предшественник сети, который работал в России до 2011 года), а Pizza Hut — в «Пицца Н».
Продукты и товары
danone → «Активиа» — «Актибио» (молочная продукция)
Coca-Cola → «Добрый кола» (напитки)
Extreme → Sunreme (мороженое)
Hamleys → «Винни» (игрушки)
Henkel → Lab Industries; Vernel — «Вернель», Persil — «Персил», Bref — «Бреф» (бытовая химия)
Jacobs → Monarch или Millicano (кофе)
Lego → «Мир кубиков» (конструкторы)
Maxibon → Maxiduo (мороженое)
Mövenpick → Monterra (мороженое)
Paulig → Poetti (кофе)
Valio → Viola (молочная продукция)
Leroy Merlin → Lemana Pro (товары для строительства и ремонта)
После ухода Coca-Cola из России в магазинах стало заметно больше колы — ее аналоги выпускают под брендами «Добрый кола», Funky Monkey, «Черноголовка». Есть даже «Русская кола» из трав, кореньев и ягод Алтайского края от предпринимателя Александра Донского.
Что касается других производителей, то тут все просто: например, название кофейного бренда Jacobs поменяют на Monarch или Millicano (сейчас так называются его отдельные линейки), а товары немецкого химико-промышленного холдинга Henkel русифицируют.
Одежда и аксессуары
Bershka → Ecru
Crocs → Saboo
Cropp → CR
Helly Hansen → «Хансен»
Michael kors → «МультиК»
House → ХС
Levi’s → JNS
Massimo Dutti → Idol
Mohito → M
Mothercare → Motherbear
New Balance → Trendzone
Nike → NSP
Puma → Amazing Red
Pull & Bear → Dub
Reebok → Sneaker Box
Reima → Oldos
Reserved → RE
Samsonite → «Чемодан про»
Sinsay → «Син»
Stradivaruis → Vilet
Zara → Maag
В основном новые владельцы зарубежных марок одежды сохранили ассоциации со старыми названиями. Так, логотипы магазинов польской LPP (Reserved, House, Cropp, Mohito и Sinsay), которые выкупила компания из ОАЭ, решили сильно не менять и сократили до первых букв.
Бьюти
L’Occitane → «Л’Окситан»/SoBeautiful
Lush → Oomph
Sephora → Ile de Beauté («Иль де Ботэ»)
Французская парфюмерно-косметическая сеть L’Occitane продала российские магазины (вместо привычного названия стали появляться вывески «Л’Окситан»), а Sephora перешла под управление российской компании «Иль де Ботэ».
В случае с британской Lush ситуация немного другая. Владелец бизнеса в России Дмитрий Азаров решил не копировать ассортимент бренда, а создать отдельную марку косметики ручной работы Oomph.
Журналы
Cosmopolitan → Voice
Elle Decoration → myDecor
Elle Girl → theGirl
Esquire → «Правила жизни»
Harper’s Bazaar → The Symbol
Men’s Health → Men Today
«Домашний Очаг» → «Новый очаг»
«Популярная Механика» → TechInsider
Ребрендинг затронул и мир глянца. Американская медиагруппа Hearst прекратила сотрудничество с Shkulev Media и Independent Media — издательствами российских версий зарубежных журналов.
Из-за отзыва лицензии журналы были вынуждены сменить названия: Cosmopolitan превратился в Voice, Esquire — в «Правила жизни» и так далее, а вот «Популярная механика», наоборот, англизировалась и стала TechInsider.
Техника
Electrolux → Vard
Panasonic → Eplaza
Крупнейшие производители техники (LG Electronics, Sony, Panasonic, Samsung, Electrolux и другие) приостановили деятельность на территории России после начала спецоперации.
Впрочем, в сентябре 2022 года Panasonic возобновила продажи товаров в новом онлайн-магазине Eplaza, а российское подразделение Electrolux заявило о планах запустить бренд бытовой техники под названием Vard.
Отели
Crowne Plaza Moscow WTC → Plaza Garden Moscow WTC
Holiday Inn Express Moscow Khovrino → Satelinn Moscow Khovrino
Holiday Inn Express Paveletskaya → Cosmos Smart Dubininskaya Hotel
Hyatt Regency Sochi → Grand Karat Sochi
InterContinental Hotel Moscow → Continental
Kempinski Hotel Moika 22 St. Petersburg → Grand Hotel Moika 22
The Ritz-Carlton → The Carlton Moscow
Международные гостиничные сети тоже стали сворачивать работу в России. Из страны ушла британская компания InterContinental Hotel Group (бренды Holiday Inn, InterContinental и Crowne Plaza), в результате чего ее отели переименовали.
Такая же участь постигла другие компании, которые приостановили управление отелями на территории России. Среди них американские Hyatt и Marriott (Sheraton, Ritz-Carlton, Renaissance), а также немецкая Kempinski.
При этом отели канадской Four Seasons в России перешли на независимую работу и сохранили прежние названия, так как больше не связаны с международным гостиничным брендом Four Seasons.
Автозаводы
Renault (завод «Рено Россия») → «Москвич» (АО «Московский автомобильный завод „Москвич“»)
Mercedes-Benz («Мерседес-Бенц РУС») → «МБ Рус»
По последним данным, на российском авторынке остались только 14 автобрендов из 60. Крупнейшие компании покинули Россию одна за другой (Mercedes-Benz, Chevrolet, Ford, Audi, BMW, Nissan), однако самым обсуждаемым был уход французского производителя Renault.
Российские активы компании перешли в государственную собственность. Теперь на бывших заводах Renault вместо Logan, Duster и Sandero будут выпускать автомобили под историческим брендом «Москвич».
Аудит и консалтинг
Atos → Auxo
CBRE → CORE.XP
Colliers → Nikoliers
Crayon → «Крайон»
Cushman & Wakefield → Commonwealth Partnership
Deloitte → «Деловые решения и технологии»
Ernst & Young (EY) → «Б1»
McKinsey → «Яков и партнеры»
PwC → «Технологии доверия»
Zurich → «Турикум» (страховая компания)
Большинство крупнейших аудиторских и консалтинговых компаний заявили, что их российские подразделения продолжат работу в стране как самостоятельные организации и отделятся от глобальной сети.
Топливо
Halliburton → «Бурсервис» (нефтесервисная корпорация)
Schneider Electric → Systeme Electric (энергомашиностроительная компания)
Shell → Teboil (заправки)
Англо-нидерландская Shell заявила о продаже заправочных станций и завода по производству смазочных материалов в Торжке. Покупателем активов стал «Лукойл» — он будет развивать АЗС под финским брендом Teboil, которым компания владеет с 2005 года.
Развлечения
Bookmate* → «Букмейт» (книги)
Disney → «Солнце» (телевещание)
Sony Pictures → «Контент-клуб» (кинодистрибуция)
«TUI Россия» → Fun & Sun (туризм)
Ирландскую компанию Bookmate Limited*, которая владела книжным сервисом Bookmate, внесли в реестр иноагентов. После этого российское подразделение сервиса выкупил «Яндекс» — приложение с русскоязычным названием «Букмейт» стало работать на базе подписки «Плюс».
Способ локализировать свой бизнес в России также нашли кинокомпания Sony Pictures и турагентство TUI Group. Первая поменяла российское юрлицо на «Контент-клуб» (в планах — кинодистрибуторская деятельность и инвестиции в российское кинопроизводство), а вторая — на Fun & Sun.
* Признан иноагентом Минюстом РФ.
Фотографии: Lisa Merkulova