«Большой Город» собрал наиболее полный список зарубежных торговых марок, которые провели ребрендинг в России или запустили новый бренд на базе выкупленного бизнеса — как, например, Maag, который вовсе не является Zara. Ищем резиновые сапоги в Oldos вместо Reima, готовимся зайти в Idol на месте Massimo Dutti, выбираем New Balance в Trendzone и заказываем фисташковое мороженое в Monterra, похожем на Mövenpick.

Рестораны и кафе

Baskin Robbins → BRandICE

KFC → Rostic’s

«Макдоналдс» → «Вкусно — и точка»

Pizza Hut → «Пицца Н»

Starbucks → Stars Coffee

Наибольший ажиотаж вызвал уход американского «Макдоналдса» — он работал в России 32 года. Бизнес выкупил предприниматель Александр Говор, а бывшие рестораны сети открылись под брендом «Вкусно — и точка».

Другой крупнейший игрок на рынке общественного питания, американский холдинг Yum! Brands (бренды KFC, Pizza Hut и Taco Bell), также завершил свой выход с российского рынка.

KFC переименовали в Rostic’s (так назывался легендарный предшественник сети, который работал в России до 2011 года), а Pizza Hut — в «Пицца Н».

Продукты и товары

danone → «Активиа» — «Актибио» (молочная продукция)

Coca-Cola → «Добрый кола» (напитки)

Extreme → Sunreme (мороженое)

Hamleys → «Винни» (игрушки)

​​Henkel → Lab Industries; Vernel — «Вернель», Persil — «Персил», Bref — «Бреф» (бытовая химия)

Jacobs → Monarch или Millicano (кофе)

Lego → «Мир кубиков» (конструкторы)

Maxibon → Maxiduo (мороженое)

Mövenpick → Monterra (мороженое)

Paulig → Poetti (кофе)

Valio → Viola (молочная продукция)

После ухода Coca-Cola из России в магазинах стало заметно больше колы — ее аналоги выпускают под брендами «Добрый кола», Funky Monkey, «Черноголовка». Есть даже «Русская кола» из трав, кореньев и ягод Алтайского края от предпринимателя Александра Донского.

Что касается других производителей, то тут все просто: например, название кофейного бренда Jacobs поменяют на Monarch или Millicano (сейчас так называются его отдельные линейки), а товары немецкого химико-промышленного холдинга Henkel русифицируют.

ПРОДУКТЫ

Редакция «БГ» пробует дешевые аналоги кока-колы

Читать

Одежда и аксессуары

Bershka → Ecru

Crocs → Saboo

Cropp → CR

Helly Hansen → «Хансен»

Michael kors → «МультиК»

House → ХС

Levi’s → JNS

Massimo Dutti → Idol

Mohito → M

Mothercare → Motherbear

New Balance → Trendzone

Nike → NSP

Puma → Amazing Red

Pull & Bear → Dub

Reebok → Sneaker Box

Reima → Oldos

Reserved → RE

Samsonite → «Чемодан про»

Sinsay → «Син»

Stradivaruis → Vilet

Zara → Maag

В основном новые владельцы зарубежных марок одежды сохранили ассоциации со старыми названиями. Так, логотипы магазинов польской LPP (Reserved, House, Cropp, Mohito и Sinsay), которые выкупила компания из ОАЭ, решили сильно не менять и сократили до первых букв.

Бьюти

L’Occitane → «Л’Окситан» / SoBeautiful

Lush → Oomph

Sephora → Ile de Beauté («Иль де Ботэ»)

Французская парфюмерно-косметическая сеть L’Occitane продала российские магазины (вместо привычного названия стали появляться вывески «Л’Окситан»), а Sephora перешла под управление российской компании «Иль де Ботэ».

В случае с британской Lush ситуация немного другая. Владелец бизнеса в России Дмитрий Азаров решил не копировать ассортимент бренда, а создать отдельную марку косметики ручной работы Oomph.

ИСТОРИИ

«Мы не Lush»: Дмитрий Азаров — о новом бренде косметики Oomph

Читать

Журналы

Cosmopolitan → Voice

Elle Decoration → myDecor

Elle Girl → theGirl

Esquire → «Правила жизни»

Harper’s Bazaar → The Symbol

Men’s Health → Men Today

«Домашний Очаг» → «Новый очаг»

«Популярная Механика» → TechInsider

Ребрендинг затронул и мир глянца. Американская медиагруппа Hearst прекратила сотрудничество с Shkulev Media и Independent Media — издательствами российских версий зарубежных журналов.

Из-за отзыва лицензии журналы были вынуждены сменить названия: Cosmopolitan превратился в Voice, Esquire — в «Правила жизни» и так далее, а вот «Популярная механика», наоборот, англизировалась и стала TechInsider.

Техника

Electrolux → Vard

Panasonic → Eplaza

Крупнейшие производители техники (LG Electronics, Sony, Panasonic, Samsung, Electrolux и другие) приостановили деятельность на территории России после начала спецоперации.

Впрочем, в сентябре 2022 года Panasonic возобновила продажи товаров в новом онлайн-магазине Eplaza, а российское подразделение Electrolux заявило о планах запустить бренд бытовой техники под названием Vard.

Отели

Crowne Plaza Moscow WTC → Plaza Garden Moscow WTC

Holiday Inn Express Moscow Khovrino → Satelinn Moscow Khovrino

Holiday Inn Express Paveletskaya → Cosmos Smart Dubininskaya Hotel

Hyatt Regency Sochi → Grand Karat Sochi

InterContinental Hotel Moscow → Continental

Kempinski Hotel Moika 22 St. Petersburg → Grand Hotel Moika 22

The Ritz-Carlton → The Carlton Moscow

Международные гостиничные сети тоже стали сворачивать работу в России. Из страны ушла британская компания InterContinental Hotel Group (бренды Holiday Inn, InterContinental и Crowne Plaza), в результате чего ее отели переименовали.

Такая же участь постигла другие компании, которые приостановили управление отелями на территории России. Среди них американские Hyatt и Mariott (Sheraton, Ritz-Carlton, Renaissance), а также немецкая Kempinski.

При этом отели канадской Four Seasons в России перешли на независимую работу и сохранили прежние названия, так как больше не связаны с международным гостиничным брендом Four Seasons.

Ситуация

«Карат» вместо Hyatt: Что сейчас происходит с российскими отелями

Читать

Автозаводы

Renault (завод «Рено Россия») → «Москвич» (АО «Московский автомобильный завод „Москвич“»)

Mercedes-Benz («Мерседес-Бенц РУС») → «МБ Рус»

По последним данным, на российском авторынке остались только 14 автобрендов из 60. Крупнейшие компании покинули Россию одна за другой (Mercedes-Benz, Chevrolet, Ford, Audi, BMW, Nissan), однако самым обсуждаемым был уход французского производителя Renault.

Российские активы компании перешли в государственную собственность. Теперь на бывших заводах Renault вместо Logan, Duster и Sandero будут выпускать автомобили под историческим брендом «Москвич».

Аудит и консалтинг

Atos → Auxo

CBRE → CORE.XP

Colliers → Nikoliers

Crayon → «Крайон»

Cushman & Wakefield → Commonwealth Partnership

Deloitte → «Деловые решения и технологии»

Ernst & Young (EY) → «Б1»

McKinsey → «Яков и партнеры»

PwC → «Технологии доверия»

Zurich → «Турикум» (страховая компания)

Большинство крупнейших аудиторских и консалтинговых компаний заявили, что их российские подразделения продолжат работу в стране как самостоятельные организации и отделятся от глобальной сети.

Топливо

Halliburton → «Бурсервис» (нефтесервисная корпорация)

Schneider Electric → Systeme Electric (энергомашиностроительная компания)

Shell → Teboil (заправки)

Англо-нидерландская Shell заявила о продаже заправочных станций и завода по производству смазочных материалов в Торжке. Покупателем активов стал «Лукойл» — он будет развивать АЗС под финским брендом Teboil, которым компания владеет с 2005 года.

Развлечения

Bookmate* → «Букмейт» (книги)

Disney → «Солнце» (телевещание)

Sony Pictures → «Контент-клуб» (кинодистрибуция)

«TUI Россия» → Fun & Sun (туризм)

Ирландскую компанию Bookmate Limited*, которая владела книжным сервисом Bookmate, внесли в реестр иноагентов. После этого российское подразделение сервиса выкупил «Яндекс» — приложение с русскоязычным названием «Букмейт» стало работать на базе подписки «Плюс».

Способ локализировать свой бизнес в России также нашли кинокомпания Sony Pictures и турагентство TUI Group. Первая поменяла российское юрлицо на «Контент-клуб» (в планах — кинодистрибуторская деятельность и инвестиции в российское кинопроизводство), а вторая — на Fun & Sun.

* Признан иноагентом Минюстом РФ.

Фотографии: Lisa Merkulova