Автор: Анна Соколова

В марте жизнь российских отелей изменилась: сначала из России ушел Booking.com, через который происходило большинство бронирований, после от проектов начали отказываться международные гостиничные бренды. «Большой Город» узнал, что происходит на этом рынке.

Без «Букинга»

По данным Forbes, до 5 марта Booking.com занимал 76 % российского рынка бронирований, у его ближайшего отечественного конкурента «Академсервиса» было менее 5 %. После этой даты компания прекратила сотрудничать с отелями на территории России. Лидерами рынка стали «Островок» (27,6 %), «Броневик» (12 %) и «Яндекс.Путешествия» (11,5 %).

«Сейчас все адаптировались к новым условиям, но изначально от ухода Booking.com сильнее пострадали небольшие отели до 30 номеров: у них объем бронирования через этот сервис доходил до 90 %. В больших отелях он был на уровне 35–40 %», — рассказывает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров и управляющий партнер УК «Альянс Отель Менеджмент» Вадим Прасов. Его компания и раньше сотрудничала с отечественными агрегаторами — куда-то переходить не пришлось. Кроме того, он наблюдает значительный рост продаж на собственном сайте, который раньше давал 10 % бронирований, а теперь 35 %. Для этого пришлось над ним поработать, добавить SMM и таргетированной рекламы.

Руководитель отельного направления сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip Денис Дроздовский также отмечает, что сейчас компания стала получать больше заявок от небольших отелей, которые раньше сотрудничали с Booking.com. «С момента приостановки деятельности в России иностранных агрегаторов становится все больше гостиниц, желающих подключиться к OneTwoTrip через прямые контракты ― мы стабильно получаем в десять раз больше заявок на такое сотрудничество», — говорит он. По его словам, дополнительные способы привлечения партнеров они не использовали: отели сами начали активно искать альтернативу и подключаться к российским сервисам. «Для обработки такого огромного потока со стороны средств размещения нам пришлось очень быстро адаптироваться, выделив на это большой ресурс отельной команды», — рассказывает Дроздовский.

По его словам, в лидерах бронирования остаются отели Москвы (22 % запросов), за ней идет Петербург, интерес к которому вырос на 40 %. Также растет число запросов в Адлере, Казани и Нижнем Новгороде, а в Екатеринбурге, Сочи и Краснодаре спрос упал.

Без брендов

Международные гостиничные сети также стали сворачивать работу в России. «Сейчас все международные сети приостановили работу над новыми российскими проектами — кто-то громко, а кто-то тихо. Но строительство гостиниц не остановилось, просто ушел бренд», — говорит Вадим Прасов.

Некоторые компании перестали работать с давно существующими объектами. Финская S-Group в апреле начала поиск покупателей своих отелей в Петербурге Sokos Hotels. Российская Cosmos Hotel Group и Intercontinental Hotels Group (IHG) подписали соглашение о прекращении сотрудничества — теперь отели Holiday Inn Express Paveletskaya и Holiday Inn Express Voronezh будут называться Cosmos Smart Dubininskaya Hotel и Cosmos Smart Voronezh Hotel.

На сайте Hyatt не отображаются отели в России, хотя на днях открылся новый объект в Ростове-на-Дону. Сеть прекратила отношения с московским Hyatt Regency Moscow Petrovsky Park и перестала управлять одной из крупнейших гостиниц Сочи — Hyatt Regency Sochi. Сочинский отель теперь называется просто «Карат». «Hyatt Regency Moscow Petrovsky Park, которым владеет ВТБ, не согласился с решением компании и продолжает работать под старым брендом», — говорит Вадим Прасов. По его словам, к формату расторжения отношений с российскими партнерами есть вопросы. «Я думаю, мы увидим много судебных разбирательств по поводу законности таких действий — предприниматели не захотят терять деньги. По договору они обычно должны решать такие вопросы в Лондоне или Стокгольме, но сейчас нет такой возможности — собственники отелей будут отстаивать свои права в судах российской юрисдикции», — рассуждает Прасов.

По его словам, Marriott также прекращает сотрудничать с российскими партнерами: все ее системы бронирования и лояльности в России будут работать до 5 июля. «Моя компания работала с франшизой Marriott на четырех-пяти новых проектах, они приостановили сотрудничество в марте. Но мы продолжаем строительство: УК работает с инвесторами независимо от брендов, было бы странно все прекратить, — говорит Прасов. — У нас открываются качественные отели, и спрос на них есть». Он отмечает, что не каждый отель под международным брендом становится финансово успешным: в некоторых случаях нельзя вести речь об окупаемости даже в течение 25 лет. «В некоторых случаях отказ от бренда пойдет на пользу экономике объекта: не в каждой локации бренд в принципе эффективен», — считает Прасов.

«Не стоит посыпать голову пеплом из-за того, что ушли западные бренды — отели и менеджмент остались. Далеко не всегда бренд означает гарантию качества. Мы совершили большой рывок в части сервиса — не стоит говорить, что у нас все плохо», — уверен отельер. Он вспоминает, что раньше его спрашивали, почему российским компаниям не отдают в управление пятизвездочные отели. «Российские управляющие компании на рынке 10–15 лет, а глобальные бренды — по 70, с ними было сложно конкурировать в том числе по причине их известности и действующих программ лояльности. Сейчас у наших УК работы в сегменте четырех-пяти звезд прибавится», — считает Прасов. Он надеется, что слова главы Ростуризма Зарины Догузовой о поддержке отечественных гостиничных сетей дадут новые возможности: например, можно было бы передать в управление частным компаниям ведомственные гостиницы и санатории, чтобы улучшить их показатели и сервис.

обложка: Grand Karat Sochi