«Рабы Малевича» — это авторский блог о современном искусстве с дерзкими и смешными мемами, который ведет художник Сергей Рожин на нескольких площадках. Он рассказал «Большому Городу» о том, как создал канал, о консультациях молодых художников за 2 тысячи рублей, а также о задаче пабликов — бороться с внутренним невежеством.

Автор: Соня Глухова

«Рабы Малевича»

Подробнее*

Сергей Рожин

художник, автор паблика

От паблика с картинами из порно к блогу с мемами о современном искусстве

Аккаунт «Рабы Малевича» появился пять-шесть лет назад, причем его первую версию заблокировали алгоритмы соцсетей. Я решил создать такой блог, поскольку видел, что в интернете не хватает каналов про современное искусство, где рассказывают о нем не душно, без пафоса и предвзятого мнения. А раз я сам художник современного искусства и занимаюсь этим достаточно давно — около 13 лет, — мне есть что сказать и чем поделиться. Поэтому я решил рассказывать о современном искусстве простым языком.

У меня и до этого были проекты, частично связанные с блогингом. Например, Art in Porno, в рамках которого я искал в порнофильмах картины и предметы искусства на заднем плане, а затем выкладывал эти скрины в соцсетях. Еще я занимался троллингом в интернете: однажды объявил о краже своих картин, хотя украл их я сам. Блог «Рабы Малевича» появился, когда я переехал из Екатеринбурга в Москву и, как художник, находился в поиске новых способов диалога в искусстве. А в результате я нашел его в блогинге — мне кажется, за такими форматами будущее, и для меня это гораздо интереснее, чем писать на холсте.

Сначала в «Рабах Малевича» выходили короткие вайны, где я искаженным голосом говорил на камеру о направлениях в искусстве, своем отношении к автору и зрителю. Со временем я ушел от этого формата, потому что он был неэффективным, и стал делать видеомемы, а затем и стандартные мемы — потому что этот формат оказался самым вирусным и эффективным. В научно-популярной книге о биологической эволюции «Эгоистичный ген» мем рассматривается как культурный код. Поэтому мне кажется важным использовать такой формат, ведь он сохраняет эмпирический опыт, который используется и в искусстве.

Блог об искусстве, на который подписаны трактористы и вебкамщицы

Блог «Рабы Малевича» изначально был создан не для людей из сферы искусства. Изначально большую часть подписчиков я получил благодаря блогеру Юлии Поломиной, вместе с которой мы снимали серию роликов, где я играл ее мужа Толю. Из ее аккаунта ко мне пришла очень разношерстная аудитория: работники в сфере красоты (маникюрщицы, парикмахеры, массажисты), учителя, работники полиции и аэропортов, даже трактористы и другие представители уважаемых профессий. Потом откуда-то стали приходить вебкамщицы, работники самых древних профессий и другие самые разные люди. Я уверенно говорю о своих подписчиках, потому что переписываюсь со многими из них. Поэтому какое-то время даже знал почти каждого. Вторая большая волна подписчиков пришла после прямого эфира с Покрасом Лампасом, во время которого я его критиковал. Затем на меня стали рандомно подписываться разные селебрити и блогеры-миллионники.

Сейчас в инстаграме* «Рабов Малевича» почти 35 тысяч подписчиков, в телеграме — 8, и есть еще группа во «ВКонтакте», но там их только 600. И вся эта аудитория пришла не из-за рекламы, а только за счет завершившихся мемов, которые разные люди репостили. По словам аудитории, люди подписываются на мой блог из-за уважения и интересного контента, а по-моему, я несмешно шучу и все подписываются на меня из жалости, потому что я лысый и дислексик (человек с нарушением способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. — Прим. ред.).

Во всех соцсетях, где есть блог «Рабы Малевича», я дублирую контент. Плюс в телеграме выкладываю музыкальные подборки. Несколько площадок мне нужно в первую очередь для того, чтобы оставался какой-то архив записей и канал связи с подписчиками в случае блокировок. Меня периодически банят за посты в инстаграме*. Например, меня заблокировали после того, как я переделал мем о том, что голуби — дроны, которые следят за нами и их нужно убивать либо убегать от них. А я пошутил так: предположил, что в дешевые картины на холстах, которые дарят на разные праздники, установлена скрытая камера, поэтому нужно их уничтожать. Алгоритмы соцсети расценили этот мем как призыв к насилию.

Как вести канал с мемами

В самом начале мне предложили вести канал с продюсером. Мы попробовали расписать контент-план с шутками, и вроде все должно было хорошо работать, но меня не перло: казалось, будто я комик, который на стендапе рассказывает одну и ту же шутку 100 раз — и от этого теряется ее живая материя. Поэтому я решил вести канал самостоятельно, чтобы получать от процесса удовольствие.

При ведении канала у меня есть небольшое планирование: например, могу поставить себе цель выложить подборку фильмов о современном искусстве до конца недели. Строгие сроки есть только в случае, если я приглашаю каких-то спикеров в прямые эфиры, а для создания мемов у меня нет жестких дедлайнов: могу выложить новый хоть глубокой ночью. Иногда мемы появляются из идеи, иногда из формы, а иногда — после того, как я какое-то время прокрастинирую.

Сейчас я делаю мемы практически каждый день, вместо физических упражнений. При их создании я руководствуюсь тем, какое настроение чувствую у подписчиков — у нас с ними какая-то невербальная связь, и благодаря этому я понимаю, что они устали от какого-то шаблона шуток и нужно придумать что-то новое. Из последнего так, например, появились мемы про Елену и Олега. Я пытаюсь сохранить в блоге внутренний ************** [пофигистический] тонус, потому что благодаря ему сохраняется независимость точки зрения.

Мои мемы довольно часто воруют разные паблики — и это хорошо, значит, я на правильном пути, а мем становится вирусом, как я и задумывал и рассказывал на своих лекциях. При этом я оставляю на всех мемах водяные знаки своего блога, чтобы привлечь новую аудиторию, а также обозначить авторские права, потому что считаю мемы в блоге своей интеллектуальной собственностью. Некоторых это не останавливает: например, однажды «Двач» просто стер водяной знак, выдав мой мем за собственный, а кто-то даже продает мемы, сворованные у меня. Искусство принадлежит народу, если он его ворует. Поэтому пусть ворует хорошие мемы, зараженные моей идеей просвещения.

Основная монетизация блога идет с покупки моих картин и приглашений читать лекции о современном искусстве. Также получается зарабатывать с помощью рекламы, которая стоит от 2 до 15 тысяч рублей, а также за счет консультаций начинающих художников, где я подсказываю, куда дальше двигаться, выделяю слабые и сильные стороны, даю советы по портфолио и поддерживаю. Такая консультация стоит всего 2 тысячи рублей, потому что я хочу, чтобы это было доступно. Зато недавно у меня купили идею за 50 тысяч рублей. Также я планирую сделать и продавать курсы в мемах: для зрителей — о том, как понимать искусство, для художников — о том, как повысить навыки композиции, потому что у большинства они дерьмовые.

Почему «Рабы Малевича»

Изначально блог назывался «Канал про искусство», но оказалось, что таких довольно много, и понадобилось найти уникальное название. В названии фамилия Малевича, а не какого-то другого художника, потому что так сложилось, что именно он является отправной точкой непонимания и входа в мир современного искусства: «Черному квадрату» уже больше 100 лет, но люди до сих пор ищут в нем что-то, не читая концепцию, написанную автором.

Есть шутка, что слово «славянин» произошло от слова «slave» («раб»), а еще есть выражение «рабы невежества». Смысл названия в том, что лучше быть рабом Малевича, чем рабом невежества, а освобождение от невежества — задача моего канала. Как говорил Сергей Довлатов: «Юмор обнажает проблему и дает возможность посмотреть на нее под другим углом». Именно юмор и стеб — фирменная фишка канала, причем это именно не шутки ради шуток, а сатира.

* Meta Platforms Inc., которой принадлежат Facebook и Instagram, признана в РФ экстремистской организацией, ее деятельность на территории страны запрещена.

Фотографии: «Рабы Малевича»