Кто такой хоумстейджер и как с его помощью увеличить стоимость квартиры на 30 %
И чем он отличается от дизайнера или декоратора
Автор: Соня Глухова
Весной в России снизилась динамика продаж новостроек, но в последнее время активность покупателей на фоне снижения стоимости ипотеки начала восстанавливаться. «Большой Город» пообщался с хоумстейджером из Екатеринбурга Кристиной Поляковой о том, как можно увеличить стоимость квартиры на 30 % с помощью освещения, а также как бюджетно апгрейдить пространство.
Как стать хоумстейджером и чем он отличается от дизайнера или декоратора
В течение десяти лет я работала в сфере пиара, маркетинга и рекламы, а год назад перестала чувствовать себя на своем месте и решила заняться чем-то другим. Параллельно с этим у меня было хобби, связанное с озеленением пространств. И когда я впервые задумалась о смене деятельности, то посмотрела именно в этом направлении — но чего-то в нем не хватало. Поэтому я решила просто составить список вещей, которые делают меня счастливой. Среди них оказались такие пункты: ездить в IKEA по будням, находить красивые ретровещи на «Авито», красить стены, фотографировать архитектуру и интерьеры. Сначала я не понимала, в какой работе смогу все это совместить, но после незаметно начала слышать из разных мест о хоумстейджинге: натыкалась на публикации с подобной темой в интернете.
В хоумстейджинге есть не только эстетика интерьера и озеленения пространства, но и продажи: ключевое здесь — раскрыть потенциал объекта и помочь людям больше заработать на своей недвижимости. Таким образом, в этой деятельности совместилось и мое хобби, и наработанные компетенции с прошлой работы, связанные с маркетингом и пиаром. Именно этим меня и зацепила работа.
Начать работать хоумстейджером мне помогли уже наработанные навыки по самостоятельному ремонту и озеленению, а еще недельный марафон обучения. Затем я проходила трехмесячный онлайн-курс выпускницы европейской школы хоумстейджинга, а параллельно с обучением стала брать в работу первые проекты. В ходе курса я получила знания, которые помогают преобразить пространство: это зонирование, колористика, эргономика — но через оптику хоумстейджера, а не дизайнера, потому что работа этих специалистов сильно различается.
К дизайнеру нужно обращаться, когда покупаешь жилье для себя и хочешь привнести в интерьер отражение своих ценностей и стиля. Например, если человеку важна практичность и функциональность, но в то же время он хочет подчеркнуть свою слегка бунтарскую натуру, то ему подойдет стиль гранж. Тогда дизайнер будет работать с натуральными материалами, у которых выраженная и даже грубая текстура: кирпич, штукатурка, дерево. Если дизайнер делает пространство уникальным и под запросы конкретного человека, то хоумстейджер в своей работе основывается на других принципах: он должен сделать универсальный интерьер, который понравится большинству тех, кто его увидит. Декоратор тоже отличается от хоумстейджера, потому что перед ним стоят только эстетические задачи, а результат работы хоумстейджера — быстрая и выгодная продажа недвижимости.
Несколько раз после окончания работ собственники меняли решение о продаже квартиры и оставались в ней жить. Плюс время от времени ко мне обращаются не с запросами по подготовке квартиры на продажу, а чтобы просто улучшить ее для себя. Я не беру такие проекты под ключ, потому что они требуют намного больше труда и времени. Нужно учитывать не только эстетические пожелания заказчика, но и сценарии его жизни для организации идеальной планировки — или, например, рост для подбора освещения. По сути, требуются глубокие услуги дизайнера, но за меньшую оплату, и в перспективе это приводит хоумстейджеров к выгоранию.
Как без бюджета изменить пространство
Хоумстейджинг — это подготовка недвижимости к продаже или сдаче в аренду. Но суть моей работы заключается не в том, чтобы замаскировать недостатки и обмануть потенциального покупателя, а в проработке исходных достоинств квартиры. Поэтому нужно быть не только в курсе дизайнерских трендов, но и приемов того, как быстро и недорого преобразовать интерьер.
Обычно моя задача — изменить квартиру быстро, без ремонта длиной в полгода. Для этого есть несколько лайфхаков: например, вместо оклейки новыми обоями я выбираю покраску старых, даже если они для этого не были изначально предназначены. Современные краски помогают качественно перекрасить любые советские обои так, чтобы на их месте появились однотонные белые стены. Таким же образом можно не перекладывать плитку в ванной или на кухне, а просто покрасить ее — и уместить месячный ремонт в несколько дней. В одном из проектов нам с командой удалось перекрасить даже кухонный гарнитур. Еще один из форматов моей работы — инвестдизайн, когда при подготовке квартиры к продаже я занимаюсь в том числе и капитальным ремонтом. В этом случае получается трансформировать и полностью убитые пространства.
Стоимость моей работы зависит от формата: хоумстейджинг стоит 900 рублей за квадратный метр, с элементами редизайна — 1 500 рублей. Дополнительно собственник оплачивает работы сторонних подрядчиков — например, маляра, а еще закупку всех материалов от грунтовки до текстиля. Существует и безбюджетный хоумстейджинг, когда я работаю только со светом и ракурсами съемки. Многие недооценивают эти вещи, хотя для покупателя они и определяют восприятие пространства. Если открыть «Циан», то можно сразу заметить, что для многих нет разницы, какие фото квартир они выкладывают: у одного на кухне жарится картошка, у другого на диване в гостиной спит дедушка, у третьего снимки желтые, потому что сделаны в вечернее время при искусственном свете. При этом процент продаж станет намного выше, если сделать фотографии такой же квартиры, но при естественном освещении и с фокусом на ее достоинствах, например больших окнах, балконе, широких подоконниках и прочем.
В среднем с помощью услуг хоумстейджера можно увеличить стоимость квартиры на 20-30 %, а еще значительно сократить сроки поиска покупателя. По моим проектам цифры обычно такие: квартиры для аренды сдаются в первый день показов, а квартиры для продажи — продаются от недели до месяца. И это цифры уже в реалиях кризиса. В целом, сейчас время возможностей для хоумстейджера, потому что чем сложнее продать недвижимость — тем выше спрос на наши услуги.
Как улучшить квартиру с минимумом усилий
Один из базовых приемов хоумстейджинга — это деперсонализация пространства. Она не требует никаких затрат — нужно полностью убрать следы присутствия человека в квартире: фотографии, магниты с холодильника, бутыльки из-под шампуней. Это увеличивает шансы на покупку квартиры, потому что психологически проще представить себя в пространстве, где на вид не жил другой человек.
Другой бюджетный способ повышения привлекательности квартиры — это расхламление. Если убрать из бабушкиной квартиры лишние вещи и оставить только минимум мебели, то даже без ремонта повысится шанс того, что вашу недвижимость купят или возьмут в аренду. Еще нужно помнить, что мы принимаем решение о покупке квартиры, во многом основываясь на состоянии кухни и санузла, хотя часто этим пространствам, наоборот, уделяют минимум внимания. А создать атмосферу и уют в любой квартире помогает обычный текстиль.
Я периодически слышу о том, что все перечисленное бесполезно — ведь люди покупают квадратные метры, на которых смогут все поменять. На самом деле так делают только 20 % аудитории, а остальные 80 % — осознанно или нет — выбирают квартиру по тому образу жизни, который себе в ней представляют. Большинство хочет заехать в классное жилье, которое можно докрутить для себя с минимальными вложениями. Эта тенденция только увеличилась во время кризиса, потому что теперь трудно и дорого делать ремонт самостоятельно. Даже застройщики последние годы уходят от маркетинговой схемы, когда предлагают просто квадратные метры: теперь все продают образ жизни, который зашивается в проект каждой новостройки. И, конечно, базовые потребности остались: все хотят чистый подъезд и безопасную придомовую территорию. Поэтому на одном из проектов я даже заказывала клининг подъезда, чтобы первое впечатление было хорошим.
обложка: FollowTheFlow — stock.adobe.com