Мужчины — мастера по маникюру — явление в России не то чтобы новое, но по-прежнему редкое. При этом, насыщенная стереотипами, их работа вызывает большой отклик в соцсетях. «Большой Город» поговорил с двумя мужчинами в профессии о том, как они пришли к маникюру, как общество и близкие на них реагируют, о конкуренции и клиентах-мужчинах.

 

 

Иван Добров

Когда я познакомился со своей будущей женой, она к тому времени уже года три занималась маникюром. Однажды я к ней пришел домой, а она в тот момент работала с клиенткой: я увидел все эти флакончики, кисточки и по приколу ей сказал: «Давай ты меня научишь, а я буду делать тебе маникюр и педикюр?» Мастера, как правило, сапожники без сапог и сами себе не все могут делать — трудно ведь, если ты правша, красить ногти левой рукой.

Она начала обучать меня: мы возвращались каждый со своей работы, ужинали, а потом она меня учила. Сначала теория, потом практика: я только учился и всю ее изрезал своими дрожащими руками, но со временем стало получаться. Тогда же я начал вести блоги — снимал тиктоки, как мужик осваивает «женскую» профессию, и народ начал подписываться. Это меня мотивировало, а потом я понял, что эта профессия не только дает хорошие деньги и новые знакомства, но и сама по себе довольно творческая — а это мне подходило.

Здесь ничего не зависит от того, что у тебя в трусах. Все решает личный опыт, навыки и рвение

Карьеру в этом направлении я решил строить просто так. Это было максимально спонтанно — так получилось. Сейчас я делаю маникюр и педикюр, работаю сам на себя, арендуя с женой кабинет. На дядю или тетю я не стал работать — не люблю, когда мной командуют или управляют, мне гораздо комфортнее быть самому себе хозяином и решать, с кем я работаю. 

Я не люблю слово «профессия», поэтому бьюти-услуги — не единственное, чем я зарабатываю на жизнь: параллельно я занимаюсь блогингом и делаю SMM-контент для местного завода в нашем Волгограде. 

Мужики-парикмахеры — к такому многие привыкли, особенно если ты барбер. Стилисты, бровисты, шугаристы, мастера ногтевого сервиса — вот к ним многие, особенно в СНГ, относятся скептически и воспринимают их стереотипно, потому что считают, что это сугубо женская профессия. Но если посмотреть на историю, то ногтями, например, всегда занимались только мужчины: были цирюльники, которые не только стригли, но и делали маникюр. Если взять всю индустрию красоты, то, мне кажется, большая часть в ней придумана мужчинами: лак для ногтей и помада, подология и не только.

 

 

Здесь хочется пошутить, что потом что-то пошло не так и девки отхапали у нас нашу индустрию — и теперь мы, мужчины, возвращаем этот род занятий себе. Но буду честным и скажу так: я уверен, что ни у какой профессии не может быть разграничений по полу. Если человек вывозит это физически, морально и умственно, справляется со своей работой, то плевать. Женщина-шахтер — почему нет? Наверняка есть сильные духом и физически девушки, кто смог бы там работать. Существуют женщины-пилоты или, наоборот, мужчины, которые работают в педагогике или хореографии. Там не нужно быть сильным, но они популярны и достигают высот. 

Многие думают, что мужчины — лучшие повара или парикмахеры. Есть люди, которые думают, что если мужик работает в бьюти, то он лучший. Это миф: здесь ничего не зависит от того, что у тебя в трусах. Все решает личный опыт, навыки и рвение. Другой стереотип — что многие мужчины, работающие в индустрии красоты, негетеросексуальны. Это тоже не так: работая в женском коллективе, мужчина может перенимать какую-то манерность, из-за чего и создается подобное впечатление, но при этом он все равно любит девушек. 

Кажется, что мужик должен ходить с «мужскими» ногтями — не знаю какими, с грязью и заусенцами? Но на самом деле нет

В любой профессии есть свои сложности, и наивно думать, что если ты делаешь маникюр, то ты всегда сидишь в тепле и просто пилишь ноготочки. Да, я не таскаю тяжести, но и здесь много сложностей, с которыми справятся не все: нужно быть усидчивым, аккуратным, чтобы не причинить боль клиенту, уметь находить общий язык. Это непросто, и профессия мастера маникюра всегда требует совершенствования навыков.

С хейтом я если и сталкиваюсь, то только в соцсетях. Сегодня его не так много, и я на самом деле этот хейт обожаю. Я как блогер воспринимаю его как факт того, что я засветился у человека: я его чем-то зацепил, пускай и негативно, и он потратил свое время, чтобы написать мне комментарий и тем самым повысил мне охваты. Я люблю это: все люди разные, у всех разное восприятие мира и воспитание, я не могу нравиться всем — и я к этому не стремлюсь. Хейтерам я отвечаю с долей самоиронии или просто благодарю их.

Большинство моих клиентов — женщины. Парней было больше, когда маникюр делал, скажем, Даня Милохин — это транслировалось везде, и мужики повалили. Сейчас если парни и ходят, то делают обычный гигиенический маникюр, без покрытия. Это тоже некий срыв стереотипов: кажется, что мужик должен ходить с «мужскими» ногтями — не знаю какими, с грязью и заусенцами? Но на самом деле нет. Сделать маникюр — это как помыть руки, а часто — просто проблема, которую надо решить.

Я не разделяю маникюр на мужской и женский. Это просто обработка ногтей и кожи около них. Техника выполнения у мужчин и женщин абсолютно одинакова, а разница рук только в размере и окаменелости — то есть не такие расслабленные. Впрочем, подобное встречается и у женщин, и даже такая разница условна и от пола не зависит. 

 

 

Федор Мыслик

До того как начать карьеру в маникюре, я работал в сфере продаж. После рождения ребенка я ушел в декрет — и получилось так, что официально возвращаться на работу мне уже не сильно хотелось. У меня было стремление освоить что-то творческое и реализовать себя в чем-то новом, а прежняя профессия меня совсем не устраивала.

Моя супруга тогда работала в бьюти — занималась наращиванием ресниц. У нее была студия и сотрудницы, и, глядя на них, я вдохновился и тоже выбрал это направление. Жена научила меня наращивать ресницы, но это мне не сильно зашло — слишком монотонно и однообразно. Тогда мне предложили попробовать маникюр: это было немного знакомо, потому что в детстве я ходил в художественную школу и понимал, как работать с кистью, держать руку и так далее. Мне это понравилось: я видел, что есть много возможностей — от работы с клиентами до создания своего бренда, и решил попробовать.

Некоторые друзья и знакомые говорили за спиной нехорошие вещи — было грустно, что кто-то разделяет профессии на мужские и женские 

Сейчас я развиваю свой блог по теме бьюти, выступаю спикером и не только — с клиентами я не занимаюсь уже два года. Работа с ногтями, с людьми — все это приносило и приносит мне удовольствие, а основная моя деятельность — развитие своего бренда. Я запустил свое производство гель-лаков Mr. Gel, выступаю ведущим на бьюти-площадках, отвечаю за команду, с которой мы работаем по всей России. При этом я продолжаю обучение будущих мастеров по маникюру.

 

 

Когда я пришел в профессию, многие девушки и женщины видели во мне конкурента. Те, кто был свободен от стереотипов, поддерживали меня и выражали респект, а те, кто постарше или с периферии, не понимали и спрашивали, все ли со мной в порядке. Даже некоторые друзья и знакомые говорили за спиной нехорошие вещи — было грустно, что кто-то разделяет профессии на мужские и женские. Эту идею я не поддерживаю, мне она кажется глупой, а с теми людьми мы больше не общаемся. Это был 2019 год, и сейчас в мой адрес никакого хейта нет, а мой авторитет как эксперта, спикера и мастера по мужскому маникюру довольно серьезный. Я заработал свой статус и утвердил его — и сегодня никакого негатива нет. 

Когда я пришел в профессию, многие девушки и женщины видели во мне конкурента

На мой взгляд, сейчас ниша мужского маникюра практически не занята и никак не развивается. Мужчины-клиенты на маникюре — редкие гости, и я решил развивать это направление в России: как инструктор я запустил курс по мужскому маникюру и начал прививать людям эту культуру. Вот уже 2,5 года я работаю в этой теме: в 2024 году, например, я был амбассадором международной сети 4hands, вместе с которой мы открыли несколько салонов в России и акцентировали внимание на услуге мужского маникюра. Спрос на это есть и в других странах СНГ — например, в Беларуси, где я тоже недавно проводил обучение как мастер.

Мужчина, который делает маникюр, — это новый виток красоты, который еще не все распознали. Не каждый понимает, как работать с такими клиентами, и теряет целую часть своей аудитории.

 

Фотографии: личный архив героев