Зима обещает быть насыщенной событиями. Все еще можно посетить масштабные выставки, открывшиеся осенью. Так, например, в Третьяковской галерее проходит самая нашумевшая выставка сезона «Дягилев. Генеральная репетиция», приуроченная к 150-летию со дня рождения выдающегося импресарио. Также в Доме Мельникова недавно открылась долгожданная юбилейная выставка «Мельников / Melnikoff», посвященная одному из самых известных русских архитекторов XX века. И ее смело можно назвать одним из лучших действующих кураторских проектов этого года.

Авангард представлен сразу несколькими выставками: «История российского дизайна. Избранное. 1917–2022» в Новой Третьяковке и «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие» в Еврейском музее и центре толерантности.

Автор: Дарья Зуева

Но не стоит забывать и менее масштабные проекты, которые открывают новые имена в современном искусстве и неожиданные прочтения прошедших эпох. Дарья Зуева рассказывает, на какие московские выставки стоит обратить внимание ближайшей зимой.​​

«1922. Конструктивизм. Начало»

Когда

до 12 марта 2023 года

где

Центр «Зотов» (ул., Ходынская, 2, стр. 1)


Центр «Зотов» открылся в конце ноября в здании бывшего хлебозавода: теперь в нем будут полноценно заниматься изучением идей конструктивизма. Пространство расположилось в отреставрированном Хлебозаводе № 5 имени Зотова на Ходынской улице в Москве. Сегодня здание является памятником архитектуры и наделено статусом объекта культурного наследия регионального значения.

Логично, что первая выставка «1922. Конструктивизм. Начало» посвящена рождению этого стиля. В экспозиции — около 300 работ из собрания 17 российских музеев и институций, которые рассказывают о рождении «универсального метода» построения материальной среды. В нем сочетались эстетические достоинства и продуманный функционал. Слово «конструктивизм» стало брендом, с которым ассоциируют советское авангардное искусство 20-х.

Кураторы отошли от строгих хронологических или типологических рамок на выставке, но условно ее можно разделить на два слоя. Первый посвящен художникам, которые своими творческими экспериментами предшествовали рождению нового искусства. Среди них — Василий Кандинский, Эль Лисицкий, Любовь Попова, Владимир Татлин и другие.

Второй слой рассказывает об утверждении конструктивизма в разных сферах жизни общества. Кураторы отмечают, что постарались собрать масштабное авангардное многоголосие для наиболее полного представления о стиле.

«Настройки-3. Общество частных музыкальных представлений»

Когда

до 12 марта 2023 года

где

Дом культуры «ГЭС-2» (Болотная наб., 15)


Художественный проект «Настройки-3. Общество частных музыкальных представлений» предлагает зрителю индивидуальный, камерный опыт взаимодействия с искусством. В галереях на минус 1-м этаже «ГЭС-2» выстроены семь уникальных павильонов, каждый из которых рассказывает собственную историю с помощью музыки и произведений из музейных коллекций. Зритель остается со звуком наедине, чтобы, вслушиваясь в музыку и собственные ощущения от нее, почувствовать, как аудиоволны в сочетании с изобразительным искусством задают место, время и обстоятельства.

В основе сюжетов лежат семь знаковых сочинений композиторов прошлого, от песнопений Хильдегарды Бингенской XII века до симфоний Дмитрия Шостаковича. Звук вступает в диалог с работами художников XX–XXI веков, которые не часто встречаются в рамках единой экспозиции: Михаила Врубеля, Фрэнсиса Бэкона, Джованни Баттисты Пиранези, Франсиско Инфанте-Араны, Ивана Чуйкова, Ирины Кориной и других.

«Музыка и визуальное искусство не просто сопровождают друг друга, но ведут диалог, задавая место, время и обстоятельства. Все звучащие на выставке произведения объединены обостренным восприятием границы художественных и исторических эпох, разлома, оставшегося от движения тектонических плит истории на стыке „тогда“ и „сейчас“», — говорит Дмитрий Ренанский, куратор музыкальных программ фонда V—A—C и «ГЭС-2».

«О химерах, гибридах, киборгах и людях. Гид по неизбежному будущему»

Когда

до 5 февраля 2023 года

где

Музей Москвы (Зубовский б-р, 2, корп. 1)


Наконец-то открылась выставка «О химерах, гибридах, киборгах и людях. Гид по неизбежному будущему» — она то широко анонсировалась, то пропадала из новостных лент даже самих организаторов. Но вот Музей Москвы и галерея «Триумф» представляют выставку — первую в серии проектов, посвященных взаимоотношению человека с пространством природы, культуры и технологий.

Слова «химера», «гибрид» и «киборг» ассоциируются с греческой мифологией, биотехнологиями или научной фантастикой. Однако появление «пограничных» видов не всегда связано с осознанной — значит ответственной деятельностью: смешение или видоизменение живых организмов нередко происходит вследствие бездумного или варварского вмешательства человека в окружающую среду. Понимание этого должно привести к сложению новой экологической осознанности, в которой создатели проекта видят необходимую ежедневную практику каждого современного горожанина.

Генеральным экологическим партнером выставки стала ППК «Российский экологический оператор», обеспечивающая формирование комплексной системы обращения с отходами и создание экономики замкнутого цикла в России. По инициативе ППК РЭО, на выставке появится мастерская переработки, где посетители узнают о процессе и возможностях ресайклинга.

Интересно, поднимет ли в этот раз общественность вопрос экологического следа от выставки.

«Память заполнена»

Когда

до 5 февраля 2023 года

где

ММОМА (ул. Петровка, 25)


Небольшая выставка современного скульптора Надежды Лихогуд «Память заполнена» расположилась в двух залах Московского музея современного искусства. Проект посвящен размышлению о свойствах памяти и ее неоднородности в условиях быстрых информационных потоков современности. Художница соединяет в своих работах академические и ремесленные навыки с современными художественными практиками.

На выставке классическая форма также синтезируется с воспоминаниями о постсоветском детстве и современными реалиями социальных сетей. Так, серия «Saved» одновременно напоминает галерею сохраненных фотографий в телефоне и советскую плитку. В серии «Highlights» использован популярный во всех приложениях формат круга — но также это отсылка к круглым барельефам московского метро. В этом проекте автор намеренно отказывается от цвета — квинтэссенцией этого эстетического решения и метафорой памяти становится серия «Облако». Белый объемный подиум наполняет пространство большого зала подобно тому, как воспоминания заполняют память.

Керамикой художница занималась с детства, и сегодня она старается совмещать академические приемы с актуальными темами. Все работы были созданы специально к выставке.

«Прогулки мечтателя»

Когда

21 декабря 2022 года — 26 февраля 2023 года

где

AZ ART (ул. Маросейка, 11/4, стр. 1)


«Мы открываем новое экспериментальное пространство, — говорит Наталия Опалева, генеральный директор музея AZ. — Здесь, на Маросейке, в старинных палатах, мы будем показывать коллекцию современного искусства музея AZ, проводить групповые и персональные выставки художников, устраивать концерты, лекции и встречи с художниками, искусствоведами и интересными людьми. Классика и современность, традиции и новаторство, художественные поиски и творческие открытия — все это арт-лаборатория в новом музейном пространстве AZ ART».

Первая выставка пространства «Прогулки мечтателя» отмечает сразу несколько важных событий. Помимо открытия AZ ART она посвящена 120-летию со дня рождения художника Федора Семенова-Амурского и 85-летию его друга и ученика Игоря Шелковского.

Федор Семенов-Амурский (1902–1980) формально мог бы принадлежать к направлению нонконформизма — наиболее активный период его работы приходится на 60–70-е годы. Но тем не менее он был абсолютно самостоятельной фигурой — пройдя школу академической живописи, а затем авангарда, он не примкнул ни к эстетике новейших течений, ни к позднее сформировавшемуся соцреализму. Главным его вдохновением был европейский модернизм — Матисс, Сезанн, Боннар. На выставке будут представлены около 50 работ художника (коллекция Игоря Шелковского) и скульптуры Шелковского из собрания Музея AZ.

Фотографии: обложка, 2 — Дом культуры «ГЭС-2», 1 — Центр «Зотов», 3 — Музей Москвы, 4 — ММОМА, 5 — AZ ART