Екатеринбуржцы — о том, как исследуют город, и почему стали интересоваться уличным искусством
В некоторых крупных городах на асфальте рисуют туристическую линию, которая связывает локальные достопримечательности и памятники архитектуры. А в Екатеринбурге также есть линия, которая соединяет объекты уличного искусства в центре города. Это спецпроект сервиса Яндекс Карты и фестиваля уличного искусства STENOGRAFFIA, который появился еще в 2020 году. Летом у Street art line появилось продолжение: линию обновили, а на двух участках она стала объемной и воплотилась в виде рекреационных зон, состоящих из качелей и скамеек. «Большой город» пообщался с тремя екатеринбуржцами разных возрастов о том, как они передвигаются по городу, и что им помогает исследовать уличное искусство.
Как исследует городскую среду
Я закончила химико-технологический факультет и получила экологическое образование, а сейчас работаю в одном из государственных учреждений, где занимаюсь исследованием качества воды. Моя жизнь неразрывно связана с природой, прекрасным окружающим миром. Сидеть в четырех стенах в свободное время — это не про меня. Выставки, креативные мероприятия, прогулки по городу, поездки по близлежащим городкам и достопримечательностям, подъемы на очередную Уральскую вершину — это моя действительность.
Екатеринбург — не мой родной город, и в нем остается еще много неизученных мест. У меня нет своего автомобиля, поэтому я передвигаюсь по городу пешком или на общественном транспорте. Порой из-за этого не получается осуществить то, что спланировано: в городе постоянно происходит так много нового, интересного, что невозможно везде успеть. Я стараюсь менять районы для прогулок, маршруты по дороге на работу и обратно.
Как стала интересоваться уличным искусством
Когда-то в моём родном провинциальном городке верхом стрит-арта были надписи вроде «Саша + Маша = Любовь». И то в лучшем случае. Тогда я и понятия не имела, что существует другое уличное, но, действительно искусство. Так получилось, что восемь лет назад нам пришлось переехать в Екатеринбург. Первая большая уличная работа, которую я увидела — был мурал, где Гагарин держит голубя мира в руках. Этот арт-объект меня просто потряс. Затем однажды по дороге на работу обнаружила в парке Павлика Морозова стену с нарисованными чайками и поняла, что рисунки на стенах могут быть крутыми и красивыми. Правда, в тот момент у меня было слишком много неразрешенных проблем в связи с переездом и жизнью в новом большом городе, поэтому сразу я не углубилась в тему уличного искусства.
Настоящий интерес к стрит-арту появился в 2019 году благодаря участию сына в качестве фотографа на фестивале STENOGRAFFIA. Тогда в рамках программы «Родные города» в поселке Тазовском команда фестиваля создала на здании школы-интерната масштабную и солнечную работу «Теплообмен». Весь процесс создания я наблюдала ежедневно, через сторис моего сына. Затем я подписалась на группу STENOGRAFFIA во всех соцсетях и открыла для себя этот мир уличного искусства, а еще людей, создающих красоту вокруг нас.
Социальные сети помогли узнать мне основную информацию о STENOGRAFFIA и ее партнерах, а затем и появилась возможность самостоятельно искать и находить арт-объекты. Одна из моих любимых работ на фестивале — это мурал с абстракцией художника Элиана Чали на здании УрГЭУ. Помню, как однажды мы проезжали мимо нее с подругами, и одна из них спросила: «Он что, забыл докрасить часть работы?». А мне нравится мысленно дорисовывать в этих частях что-то новое, в зависимости от настроения.
Как ходит по городу с распечатанным списком арт-объектов
К сожалению, я пока не преодолела всю Street art line, а только ее небольшую центральную часть. Экскурсионную прогулку в составе группы по ней пока не рассматривала, так как слегка опасаюсь, что тот темп, который задает молодежь, мне не совсем подойдёт. Поэтому я исследую арт-объекты самостоятельно.
Очень важная работа была проведена ребятами по созданию Street art line с QR-кодами, где можно найти информацию о каждом арт-объекте, а также нанесением их же в «Яндекс Картах». Без этого точно было бы трудно ориентироваться по уличному искусству в Екатеринбурге, ведь с каждым годом количество работ растет, а интерес к ним — увеличивается с геометрической прогрессией.
Достаточно в поисковой строке набрать запрос STENOGRAFFIA и справа на экране перед глазами появится перечень визуализированных работ с размещением их на карте. Обычно я захожу в онлайн-карты и «выискиваю» интересный арт-объект, смотрю, есть ли рядом зеленая прогулочная зона, остановки общественного транспорта, а также, какие здания можно встретить по пути. И могу отправиться куда-то только чтобы посмотреть на конкретную уличную работу.
Мой телефон в последнее время барахлит, поэтому я распечатала скриншоты «Яндекс Карт» по районам города, с указанием на обратной стороне адресов всех объектов, и ношу распечатки в сумочке. Если отправляюсь куда-то по своим делам и случайно оказываюсь поблизости к какому-то арт-объекту STENOGRAFFIA, то стараюсь совместить приятное с полезным: отправляюсь смотреть на уличное искусство.
Как узнал про уличное искусство благодаря STENOGRAFFIA
Я учусь в 11 классе, увлекаюсь медиа, кино и журналистикой, а еще несколько лет занимаюсь волонтерством на городских фестивалях «Уральская ночь музыки» и STENOGRAFFIA, а также на выставке «Уральская индустриальная биеннале». Как волонтер я занимаюсь разными продюсерскими и организационными задачами.
Интерес к искусству появился у меня в 2019 году — после первого волонтерства на индустриальной биеннале. Но про уличное искусство я ничего не знал до 2021 — пока не стал волонтером на фестивале STENOGRAFFIA. До этого я не замечал арт-объекты на улицах города, а еще даже не подозревал, что Екатеринбург называют столицей стрит-арта.
Мой первый опыт волонтерства на STENOGRAFFIA был довольно забавным: я просто откликнулся на просьбу в общем чате помочь перевезти вещи из одной точки в другую. А в итоге через 15 минут оказался на 12-этажной вышке и уже помогал художнику делать работу на стене.
Как проводил экскурсию по Street art line
По городу я по большей части передвигаюсь на общественном транспорте или пешком — поэтому много времени провожу на улице. А благодаря волонтерству на фестивалях — получается лучше понимать городской контекст. Ориентирами в Екатеринбурге для меня являются центральные городские улицы — Ленина и 8 Марта — или знаковые места — торговый центр «Пассаж» или здание Музкомедии. А по незнакомым улицам и районам я выстраиваю маршруты в приложении «Яндекс Карты», потому что там удобный интерфейс, и отмечены все работы фестиваля STENOGRAFFIA. Я сам хожу смотреть на них, а ещё — показываю другим.
Однажды в Екатеринбург приехал мой друг, и попросил показать ему город. Я предложил ему два варианта маршрута: по разным знаковым и историческим местам города или по объектам уличного искусства, ведь Екатеринбург называют столицей уличного искусства. Он выбрал второе и всю прогулку я построил просто по «Яндекс Картам»: мы шли до моих любимых работ по Street art line, а на местах в приложении я сразу находил какую-то информацию об арт-объектах.
Мои любимые уличные объекты также находятся на Street art line. Это мурал, созданный на STENOGRAFFIA в 2013 году, где на большой стене нарисованы руки, запускающие бумажный самолётик. А еще нейронный стрит-арт на улице Попова. Мне нравится история создания этой работы: команда STENOGRAFFIA сделала робот-принтер, который нанес на стену рисунок, созданный нейросетью на основе римской мозаики.
На экскурсии по уличному искусству я никогда не ходил, хотя STENOGRAFFIA организует бесплатные прогулки. Но обычно это происходит во время самого фестиваля, когда я занят разными задачами. Думаю, что многие ребята, которые задействованы на фестивале — загораются желанием походить по Street art line, но не успевают пока он идет. Теперь есть еще одна причина — в этом году линию обновили, и на ней появились две точки с объектами благоустройства. Я уже посмотрел каждую, и мне они понравились: сделаны из качественных материалов и основательно, выглядят очень красиво.
Как заинтересовался стрит-артом
Я стал интересоваться уличным искусством около 10 лет назад. Все началось с того, что на улицах Екатеринбурга стало появляться много арта, тогда же в интернете завирусились рассказы про таинственного художника Бэнкси, которыми я также заинтересовался. Затем с 2013 года начал волонтерить на фестивале уличного искусства STENOGRAFFIA, а параллельно в Екатеринбурге открылась галерея уличного искусства «Свитер», которая стала для меня главным тусовочным местом. Я проводил в галерее кучу времени, общался с разными уличными художниками, от которых узнавал живые истории о том, как новые работы появляются на улицах. Сначала даже не пытался искать информацию об уличном искусстве в интернете — все можно было узнать во время разговора с художниками, которых можно было встретить в «Свитере».
Когда мой интерес к уличному искусству стал более осознанным — я начал искать новую информацию на веб-ресурсах. Например, прочитал кучу классных интервью на Partizaning.org, который можно открыть только с помощью веб-архива, и книгу Игоря Поносова об уличном искусстве. Сравнивая то время с сегодняшним днем — понимаешь, насколько сейчас проще найти информацию о стрит-арте. Художники больше не прячут то, чем занимаются, и не скрываются, а активно ведут свои личные страницы в интернете, где публикуют все новые работы на улицах.
Прямо сейчас следить за уличным искусством мне помогают личные профили художников, чат Street Art Hunter исследователя уличного искусства Саши Янга, где можно узнать о последних изменениях на улице, самостоятельный сбор историй во время личных разговоров и новости из медиа. В Екатеринбурге у СМИ какое-то нереальное внимание к уличному искусству: новая работа или изменение известной старой — становится инфоповодом, о котором напишет каждое второе онлайн-издание. Ни в одном другом российском городе нет такого интереса к уличному искусству в медиа. Я тоже много пишу про городской стрит-арт в своем телеграм-канале.
Как составляет экскурсионные маршруты по уличному искусству
Обычно я передвигаюсь по городу на электронном самокате, пешком или на скейтборде. В последнее время маршрут строится в зависимости от того, где нет дорожных работ, но вообще, я каждый раз стараюсь исследовать разные пути, сворачивать «не туда», строить маршрут по принципу «таким путем я еще не ходил». Мне это помогает лучше видеть город, и я стал руководствоваться таким принципом даже когда веду экскурсии по городскому стрит-арту. Навигацией в городе для меня служат разные арт-объекты, и так как мои друзья тоже интересуются стрит-артом, то легко понимают, что я имею в виду, когда назначаю встречу «под Фанакапаном» (Fanakapan — это британский художник, который сделал мурал на улице Попова во время STENOGRAFFIA в 2019 году — Прим. ред.).
Я составляю свои экскурсионные маршруты следующим способом: отмечаю на карте 10-15 крупных и известных работ, затем иду гулять, и пытаюсь найти между ними небольшие работы, которые встречаются во время маршрута. У меня есть около 10 разных экскурсионных маршрутов по Екатеринбургу. Большинство из них ведут по центру города, но в последнее время стараюсь охватить и другие районы: весной запустил маршрут по уличному искусству Уралмаша, а после STENOGRAFFIA и «Карт-Бланша» собираюсь создать еще один — по ВИЗу (жилой район в Верх-Исетском административном районе Екатеринбурга — Прим. ред.). Во-первых, об этом давно просит моя мама, которая живет в этом районе, а во-вторых, здесь появилось несколько больших новых работ. Например, Тимур Fork создал здесь арт-объект в виде пластилинового человечка этим летом во время STENOGRAFFIA.
Мои любимые уличные работы в городе — те, которые обрастают разными историями или даже срастаются с городом, потому что благодаря этому арт-объекты становятся объемнее. Например, поэтому мне нравится старая работа «Кто мы, откуда, куда мы идем» Тимы Ради за количество интерпретаций, которые вокруг нее появились. Или арка Покраса Лампаса за кинотеатром «Салют» из-за количества слоев истории, которые скрываются за этой работой. А еще мне нравится наблюдать, как время сыграло с какой-либо работой: когда знаешь, как она выглядела сначала, а затем смотришь на ее очертания, еле проглядывающие под слоями новых граффити.
Про Street art line как инструмент, чтобы изучать Екатеринбург
На своих экскурсиях я всегда рассказываю туристам про Street art line, как инструмент для самостоятельных прогулок по городу, если хочется продолжить исследовать уличное искусство Екатеринбурга. Параллельно сразу говорю о том, что маршрут проложен и виртуально в «Яндекс Картах», так как местами линия может быть стерта или засыпана снегом.
В интернете есть много информации о разных уличных работах в городе, но ее еще нужно найти. А если человек видит яркую полосу на асфальте, на которой написано Street art line, то сразу знает, что нужно искать: думаю, что ее живое присутствие в городе сыграло большую роль в популяризации информации об уличном искусстве в Екатеринбурге. Особенно хорошо, что линия периодически заводит туриста во дворики, в которые он сам бы не зашел. Например, во двор «Дома Печати», куда сейчас намеренно заходят разве что посетители единственного бара, который там находится.
Но кроме физического присутствия важно, что у линии есть удобный веб-продукт, вместе с которым это удобное комбо. Хорошо, что в этом году линию дополнили офлайн-стелы с QR-кодами, которые ведут на «Яндекс Карты», где отмечены все объекты уличного искусства: считать эти коды с асфальта трудно, а стелы долговечнее и еще их видно даже зимой.
Катерина Кизюн
пресс-секретарь фестиваля STENOGRAFFIA
Екатеринбург имеет репутацию «столицы российского стрит-арта», из-за длинной истории развития уличного искусства в городе. Еще в 1990-х старик Букашкин начал рисовать на всех городских гаражах и бетонных заборах. Тогда же появились первые граффити-команды, например, Destroyers, которая до сих пор «бомбит» (Прим. ред. — разрисовывает) город. Затем в 2000-х стартовал первый фестиваль уличного искусства «Длинные истории Екатеринбурга», во время которого почти все бетонные заборы наполнил комиксный нарратив, ожививший городское пространство. А в 2010 году появился фестиваль STENOGRAFFIA и продолжил визуально развивать город, и с первого года существования начал приглашать иностранных художников.
Многие екатеринбургские художники стали известны на всю страну, например, Слава ПТРК и Тима Радя. Нельзя не упомянуть и фестиваль «Карт-Бланш», многие из оргкомитета которого ранее участвовали в фестивале STENOGRAFFIA как кураторы площадок или художники. Здорово, что ребята выбрали свой путь и развивают искусство на улицах в близкой для себя плоскости, ведь оно может быть представлено по-разному. Например, в Екатеринбурге даже есть фестиваль паблик-арта «ЧО», благодаря которому в городе появились объемные уличные работы, например, в виде малых архитектурных форм. В общем, в городе сконцентрировано много классных проектов, неравнодушных людей, которые хотят трансформировать пространство и создавать что-то новое. Благодаря этому кипению и получается назвать город столицей уличного искусства в России.
«Яндекс Карты»
Если «Яндекс Карты» — это приложение к городу, и команда Карт хорошо разбирается в городах, то команда STENOGRAFFIA знает Екатеринбург с необычной стороны. Они готовы часами рассказывать про граффити и муралы, которые обычный турист может и не найти. В 2020 году на Картах появились все объекты фестиваля, затем появилась идея маршрута, гуляя по которому, можно посмотреть все главные творения STENOGRAFFIA, а в процессе обсуждения решили прочертить его прямо на асфальте. Ни «Яндекс Карты», ни STENOGRAFFIA раньше ничего подобного не делали, так что это был эксперимент, который к тому же закончился удачно: линия стала местной достопримечательностью.
Проект получил продолжение в 2022 году, потому что Street art line нужно было обновить: краска на асфальте износилась от ног пешеходов и щеток уборочной техники. Также, стало очевидно, что маршрут живет только в теплое время года, а зимой его просто не видно под снегом. Поэтому «Яндекс Карты» и STENOGRAFFIA придумали сделать его «объемным»: чтобы линия шла не только по земле, но и выпрыгивала из нее в виде указателей, информационных стел и целых площадок. На них можно отдохнуть, так как полная прогулка по Street art line занимает несколько часов.
Сегодня Street art line — еще один повод приехать в Екатеринбург, наряду с памятниками конструктивизма, Ельцин Центром и другими потрясающими достопримечательностями. А для местных жителей это отличный способ увидеть город с неожиданной стороны и оценить современное уличное искусство. «Яндекс Карты» хотят делать жизнь в городе проще и удобнее. Чтобы горожане не искали долго новое место или не ждали незнакомый автобус, а просто проверили расписание. Здесь такая же история: гуляйте по городу и наслаждайтесь уличным искусством, но не уставайте. Всегда можно остановиться на ярких площадках для отдыха, сделать фото и выложить в соцсети.
Подробнее05.08.22
Материал подготовлен
при поддержке