В мире парфюмерии свои законы и язык: в профильных каналах и на форумах тут и там мелькают отливанты и акватика, а консультанты в магазинах сыплют нотами, советуют нишу и хвалят гурманику. Разбираемся, что это все такое, в чем разница между туалетной водой и духами и при чем тут фужеры.

 

 

Ниша, люкс, селектив и инди:

что это все значит

Проще всего разделить парфюмерию по ценовому сегменту: дорогие и очень дорогие ароматы можно отнести к парфюмерному люксу, попроще — к мидл-маркету, а совсем бюджетные — к массмаркету. При этом даже у одного бренда могут быть более дорогие и доступные линейки: например, Chanel выпускает базовые ароматы Coco Mademoiselle или Chance за 100–160 долларов и элитную линейку эксклюзивов, более дорогих и менее тиражируемых ароматов стоимостью от 350 долларов.

Еще дороже, скорее всего (но не всегда), будут стоить селективы и ниша. Эти ароматы, как правило, выпускают не такие громкие и популярные бренды: они не гонятся за трендами и массовой популярностью. Композиции могут быть выпущены совсем небольшими тиражами, противоречить всем тенденциями парфюмерного мира, а сами компании — сознательно отказываться от рекламы. Как правило, нишевые бренды парфюмерии занимаются только созданием ароматов и не пытаются подмять под себя другие сегменты рынка вроде выпуска аксессуаров, украшений или одежды, как бывает с крупными марками, для которых парфюмерия — лишь доля в слоеном пироге фэшн-направлений.

 

 

Примеры нишевых брендов — это, например, Nasomatto, Le Labo, Frederic Malle, Acqua di Parma, CB I Hate Perfume, D.S. & Durga и другие. Одни нишевые бренды могут быть сверхпопулярны — как Maison Francis Kurkdjian со своим хитом Baccarat Rouge 540 или Juliette Has a Gun с полудюжиной громких ароматов в линейке — другие на слуху только в кругах парфюмерных гиков и от того еще более интересны.

Еще одно любопытное направление — парфюмерные инди-бренды. То есть небольшие независимые компании, за которыми не прячутся крупные компании или инвесторы. Обычно такие марки совсем небольшие и выпускают микроколлекции небольшими тиражами, а основатель нередко оказывается отчаянным энтузиастом, который одновременно руководит компанией, сам придумывает парфюмерные композиции и продвигает бренд. Инди-марки ориентируются на тренды даже меньше, чем нишевые, поэтому здесь можно найти самые необычные и уникальные ароматы. Хорошие примеры инди-брендов — Zoologist Perfumes, Mad et Len, Floraiku и другие. Среди локальных марок тоже найдутся стоящие инди-бренды — от Fakoshima и Holynose до Anna Zworykina или Ether.

 

Парфюмерная вода

Etat Libre D’orange Putain des Palaces

Умеренно популярный нишевый бренд 

14 900 рублей

Парфюмерная вода 

Fakoshima Moonlight Rainbow

Локальный инди-бренд

15 400 рублей

Парфюмерная вода

D. S. & Durga I Don’t Know What

Нишевый бренд

9 999 рублей

Духи ZIELINSKI & ROZEN

black pepper, vetiver,

neroli, amber

6 360 рублей

Парфюмерная вода

Tom Ford Lost Cherry

46 367 рублей

Одеколон

Dior Eau Sauvage

12 450 рублей

 

Фужеры, акватика и гурманика

Разделение ароматов на ароматические группы называется ольфакторной классификацией. Систему придумал парфюмер Майкл Эдвардс: он разделил все ароматы на четыре крупные группы, внутри которых живут свои подгруппы. К основным относятся восточные, цветочные, древесные и свежие, а всего групп вместе с подгруппами больше дюжины. Ниже — пара слов про наиболее популярные.

В восточных ароматах хорошо различимы ноты благовоний, древесно-смолистые, дымные и пряные ноты. Основные ноты — это ладан, табак, амбра, специи, уд и мускус.

Цветочные ароматы могут быть как легкими и ненавязчивыми, так и тяжелыми, пудровыми и насыщенными. Основные ноты — роза, жасмин, нарцисс, тубероза, гардения, фиалка, ирис и другие цветы. Фруктовые ароматы, как правило, сладкие и игривые, достаточно легкие и хорошо подходят для теплого времени года. Основные ноты — персик, яблоко, личи, слива, инжир, груша, ревень. Цитрусовые ароматы — это все композиции с преобладающими нотами лимона, бергамота, апельсина, грейпфрута, лайма и юдзу, мандарина, а также вербены.

Древесные ароматы, как и цветочные, тоже могут звучать очень по-разному: тепло, дымно, сладко, морозно-бодряще, с земляными отзвуками или специями. Основные ноты — пачули, ветивер, кедр, сандал.

К зеленым ароматам относятся все, в которых есть травы. Звучать они могут как свежо и легко, так и горько, пряно или терпко-сладко. Популярные зеленые ноты — это лаванда, полынь и мята, базилик, шалфей, розмарин. Фужерные ароматы — это те, что обычно содержат ноты лаванды, дубового мха и кумарина; шипровые — с нотами бергамота, мха, пачулей, ладана, нероли, ветивера и кожи. Морские, или акватика, — это имитация йодистого запаха моря и морского воздуха. Среди популярных нот — цитрусы, лаванда, зелень. Образцовая акватика — L’Eau Par Kenzo. И наконец гурманские — это все сладкое и съедобное, здесь вам встретятся ноты шоколада, гвоздики, ванили, мускуса.

 

Парфюмерная вода

Byredo Mojave Ghost

Древесный аромат

23 661 рубль

Парфюмерная вода

Nose Republic Bad Wolf

Шипровый аромат

14 900 рублей

Парфюмерная вода

Vilhelm Parfumerie Mango Skin

Цветочно-фруктовый аромат

20 265 рублей

Парфюмерная вода

Un Nuit Nomade Sugar Leather

Гурманский аромат

4 950 рублей

Парфюмерная вода ESSENTIAL PARFUMS PARIS

rose magnetic refillable

Цветочный аромат

8 596 рублей

Парфюмерная вода 

Frederic Malle French Lover

Цветочно-травяной аромат

33 300 рублей

 

Кстати, про ноты

Как в музыкальной композиции, ноты в аромате выстраиваются в целое произведение — сам аромат. Чем больше нот в аромате, тем более сложным и многогранным он получится. Как правило, все ноты в парфюме можно разделить на три типа: верхние, средние и базовые. 

Верхние ноты ощущаются первыми, сразу после нанесения аромата. За ними следуют средние ноты, сердце аромата. Они ощущаются дольше, чем верхние ноты, хотя могут быть не такими яркими и заметными. Шлейфовые или базовые ноты раскрываются следом за средними и ощущаются дольше всего. Обычно как раз базовые ноты мы ощущаем в течение дня, если подносим к носу запястье с ароматом или нюхаем свитер или шарф.

КОСМЕТИКА

Каннабис, мед и деготь:

14 российских марок духов

Духи, туалетная вода или парфюм

Еще одна важная классификация парфюмов, помимо принадлежности к той или иной группе ароматов или к определенному бренду и сегменту, — соотношение во флаконе ароматического вещества и спирта. Самая концентрированная форма — это духи (на французском — parfum): от 20 до 40 % ароматического вещества. В парфюмерной воде (eau de parfum) ароматических веществ от 15 до 20 %, а в туалетной воде (eau de toilette) концентрация составляет от 5 до 15 %. Есть еще одеколон (eau de cologne) и освежающая вода или просто вода (eau fraiche) — в них содержится от 2 до 4 % и от 1 до 3 % ароматических веществ соответственно. 

Чем выше концентрация ароматических веществ во флаконе, тем более ярким будет аромат и, как правило, тем дороже будет стоить парфюм. 

А вот на стойкость аромата концентрация аромавеществ почти не влияет: да, на старте духи будут звучать ярче, чем одеколон или туалетная вода, а вот что продержится на коже и одежде дольше — уже другой вопрос.

 

Одеколон Acca Kappa Muschio Bianco

6 500 рублей

Духи Orto Parisi Terroni

15 920 рублей

Туалетная вода Versace Bright Crystal

5 160 рублей

 

 

Разбираемся с дьюпами,

блоттерами и отливантами

Дьюпами (или попросту копиями) в мире парфюмерии и бьюти в целом называются двойники популярных парфюмов. Иногда массмаркет-бренды намеренно копируют ароматы — хиты серьезных парфюмерных марок; иногда ароматы у нескольких компаний просто получаются очень похожими друг на друга. Это может выйти случайно или из-за того, что бренды стремились создать коммерчески успешный парфюм с популярными в данный момент нотами. Да, в мире парфюмерии тоже действуют свои тенденции и тренды на определенные запахи и ноты.

Например, Zara выпускает духи Red Temptation, которые практически полностью копируют популярный аромат Baccarat Rouge 540 дорогого нишевого бренда Maison Francis Kurkdjian. Бренд Marks & Spencer выпускает аромат Apothecary Warmth, который очень похож на Le Labo Santal 33, аромат The Body Shop White Musk часто сравнивают с Escentric Molecules Molecule 01, а &Other Stories Moon Fiction — с Byredo Gypsy Water. Грешит таким не только массмаркет: есть целые бренды дьюпов, которые не стесняются с ходу заявлять, какой громкий хит они копируют. И если последнее — откровенно сомнительная история, то похожие ароматы в массмаркете — дискуссионный вопрос. Одни покупатели рады купить понравившийся аромат за подъемные деньги, другие считают подобное недопустимым.

С блоттером и отливантом все однозначнее. Первое — это бумажная полоска, на которую в магазине наносится аромат для теста; второе — особая форма распространения ароматов. Искушенные парфманьяки покупают у других небольшие порции заинтересовавшего аромата. Флакон на десяток пшиков и называется тем самым отливантом. А продажа отливантов называется распивом (не путать с разливом).