В мире парфюмерии свои законы и язык: в профильных каналах и на форумах тут и там мелькают отливанты и акватика, а консультанты в магазинах сыплют нотами, советуют нишу и хвалят гурманику. Разбираемся, что это все такое, в чем разница между туалетной водой и духами и при чем тут фужеры.
Ниша, люкс, селектив и инди:
что это все значит
Проще всего разделить парфюмерию по ценовому сегменту: дорогие и очень дорогие ароматы можно отнести к парфюмерному люксу, попроще — к мидл-маркету, а совсем бюджетные — к массмаркету. При этом даже у одного бренда могут быть более дорогие и доступные линейки: например, Chanel выпускает базовые ароматы Coco Mademoiselle или Chance за 100–160 долларов и элитную линейку эксклюзивов, более дорогих и менее тиражируемых ароматов стоимостью от 350 долларов.
Еще дороже, скорее всего (но не всегда), будут стоить селективы и ниша. Эти ароматы, как правило, выпускают не такие громкие и популярные бренды: они не гонятся за трендами и массовой популярностью. Композиции могут быть выпущены совсем небольшими тиражами, противоречить всем тенденциями парфюмерного мира, а сами компании — сознательно отказываться от рекламы. Как правило, нишевые бренды парфюмерии занимаются только созданием ароматов и не пытаются подмять под себя другие сегменты рынка вроде выпуска аксессуаров, украшений или одежды, как бывает с крупными марками, для которых парфюмерия — лишь доля в слоеном пироге фэшн-направлений.
Примеры нишевых брендов — это, например, Nasomatto, Le Labo, Frederic Malle, Acqua di Parma, CB I Hate Perfume, D.S. & Durga и другие. Одни нишевые бренды могут быть сверхпопулярны — как Maison Francis Kurkdjian со своим хитом Baccarat Rouge 540 или Juliette Has a Gun с полудюжиной громких ароматов в линейке — другие на слуху только в кругах парфюмерных гиков и от того еще более интересны.
Еще одно любопытное направление — парфюмерные инди-бренды. То есть небольшие независимые компании, за которыми не прячутся крупные компании или инвесторы. Обычно такие марки совсем небольшие и выпускают микроколлекции небольшими тиражами, а основатель нередко оказывается отчаянным энтузиастом, который одновременно руководит компанией, сам придумывает парфюмерные композиции и продвигает бренд. Инди-марки ориентируются на тренды даже меньше, чем нишевые, поэтому здесь можно найти самые необычные и уникальные ароматы. Хорошие примеры инди-брендов — Zoologist Perfumes, Mad et Len, Floraiku и другие. Среди локальных марок тоже найдутся стоящие инди-бренды — от Fakoshima и Holynose до Anna Zworykina или Ether.
Парфюмерная вода
Etat Libre D’orange Putain des Palaces
Умеренно популярный нишевый бренд
Фужеры, акватика и гурманика
Разделение ароматов на ароматические группы называется ольфакторной классификацией. Систему придумал парфюмер Майкл Эдвардс: он разделил все ароматы на четыре крупные группы, внутри которых живут свои подгруппы. К основным относятся восточные, цветочные, древесные и свежие, а всего групп вместе с подгруппами больше дюжины. Ниже — пара слов про наиболее популярные.
В восточных ароматах хорошо различимы ноты благовоний, древесно-смолистые, дымные и пряные ноты. Основные ноты — это ладан, табак, амбра, специи, уд и мускус.
Цветочные ароматы могут быть как легкими и ненавязчивыми, так и тяжелыми, пудровыми и насыщенными. Основные ноты — роза, жасмин, нарцисс, тубероза, гардения, фиалка, ирис и другие цветы. Фруктовые ароматы, как правило, сладкие и игривые, достаточно легкие и хорошо подходят для теплого времени года. Основные ноты — персик, яблоко, личи, слива, инжир, груша, ревень. Цитрусовые ароматы — это все композиции с преобладающими нотами лимона, бергамота, апельсина, грейпфрута, лайма и юдзу, мандарина, а также вербены.
Древесные ароматы, как и цветочные, тоже могут звучать очень по-разному: тепло, дымно, сладко, морозно-бодряще, с земляными отзвуками или специями. Основные ноты — пачули, ветивер, кедр, сандал.
К зеленым ароматам относятся все, в которых есть травы. Звучать они могут как свежо и легко, так и горько, пряно или терпко-сладко. Популярные зеленые ноты — это лаванда, полынь и мята, базилик, шалфей, розмарин. Фужерные ароматы — это те, что обычно содержат ноты лаванды, дубового мха и кумарина; шипровые — с нотами бергамота, мха, пачулей, ладана, нероли, ветивера и кожи. Морские, или акватика, — это имитация йодистого запаха моря и морского воздуха. Среди популярных нот — цитрусы, лаванда, зелень. Образцовая акватика — L’Eau Par Kenzo. И наконец гурманские — это все сладкое и съедобное, здесь вам встретятся ноты шоколада, гвоздики, ванили, мускуса.
Кстати, про ноты
Как в музыкальной композиции, ноты в аромате выстраиваются в целое произведение — сам аромат. Чем больше нот в аромате, тем более сложным и многогранным он получится. Как правило, все ноты в парфюме можно разделить на три типа: верхние, средние и базовые.
Верхние ноты ощущаются первыми, сразу после нанесения аромата. За ними следуют средние ноты, сердце аромата. Они ощущаются дольше, чем верхние ноты, хотя могут быть не такими яркими и заметными. Шлейфовые или базовые ноты раскрываются следом за средними и ощущаются дольше всего. Обычно как раз базовые ноты мы ощущаем в течение дня, если подносим к носу запястье с ароматом или нюхаем свитер или шарф.
Духи, туалетная вода или парфюм
Еще одна важная классификация парфюмов, помимо принадлежности к той или иной группе ароматов или к определенному бренду и сегменту, — соотношение во флаконе ароматического вещества и спирта. Самая концентрированная форма — это духи (на французском — parfum): от 20 до 40 % ароматического вещества. В парфюмерной воде (eau de parfum) ароматических веществ от 15 до 20 %, а в туалетной воде (eau de toilette) концентрация составляет от 5 до 15 %. Есть еще одеколон (eau de cologne) и освежающая вода или просто вода (eau fraiche) — в них содержится от 2 до 4 % и от 1 до 3 % ароматических веществ соответственно.
Чем выше концентрация ароматических веществ во флаконе, тем более ярким будет аромат и, как правило, тем дороже будет стоить парфюм.
А вот на стойкость аромата концентрация аромавеществ почти не влияет: да, на старте духи будут звучать ярче, чем одеколон или туалетная вода, а вот что продержится на коже и одежде дольше — уже другой вопрос.
Одеколон Acca Kappa Muschio Bianco
Духи Orto Parisi Terroni
Туалетная вода Versace Bright Crystal
Разбираемся с дьюпами,
блоттерами и отливантами
Дьюпами (или попросту копиями) в мире парфюмерии и бьюти в целом называются двойники популярных парфюмов. Иногда массмаркет-бренды намеренно копируют ароматы — хиты серьезных парфюмерных марок; иногда ароматы у нескольких компаний просто получаются очень похожими друг на друга. Это может выйти случайно или из-за того, что бренды стремились создать коммерчески успешный парфюм с популярными в данный момент нотами. Да, в мире парфюмерии тоже действуют свои тенденции и тренды на определенные запахи и ноты.
Например, Zara выпускает духи Red Temptation, которые практически полностью копируют популярный аромат Baccarat Rouge 540 дорогого нишевого бренда Maison Francis Kurkdjian. Бренд Marks & Spencer выпускает аромат Apothecary Warmth, который очень похож на Le Labo Santal 33, аромат The Body Shop White Musk часто сравнивают с Escentric Molecules Molecule 01, а &Other Stories Moon Fiction — с Byredo Gypsy Water. Грешит таким не только массмаркет: есть целые бренды дьюпов, которые не стесняются с ходу заявлять, какой громкий хит они копируют. И если последнее — откровенно сомнительная история, то похожие ароматы в массмаркете — дискуссионный вопрос. Одни покупатели рады купить понравившийся аромат за подъемные деньги, другие считают подобное недопустимым.
С блоттером и отливантом все однозначнее. Первое — это бумажная полоска, на которую в магазине наносится аромат для теста; второе — особая форма распространения ароматов. Искушенные парфманьяки покупают у других небольшие порции заинтересовавшего аромата. Флакон на десяток пшиков и называется тем самым отливантом. А продажа отливантов называется распивом (не путать с разливом).