Ив Сен-Лоран действительно был революционером мира моды, подарившим нам значительную часть современного гардероба. В 1962 году он показал первую коллекцию собственного дома YSL. Спустя 60 лет в Париже с размахом отмечают это событие: в шести музеях Франции — шестью разными экспозициями, на две из которых еще можно успеть до 18 сентября. Из 50 произведений Ива мы выбрали несколько культовых предметов, которые помогут не только лучше разобраться во взаимоотношениях дизайнера с искусством, но и понять его самого.

Автор: Оля Шевченко

Жакеты из кутюрной коллекции Homage to Painters, весна-лето 1988

Музей Ива Сен-Лорана, Париж

Та самая выставка, которая продлится до 18 сентября и на которую еще можно (и нужно) попасть при возможности. В парижском музее, бывшей штаб-квартире на авеню Марсо, постарались воссоздать максимально целостную картину жизни и творчества кутюрье. В основе экспозиции — ретроспективный показ 2002 года, приоткрывающий двери к впечатляющей коллекции из десятков прототипов и более 300 эскизов, разумеется, подчеркивающих влияние изобразительного искусства на работы Ива. Например, жакеты из коллекции — посвящения художникам — основоположникам кубизма Пабло Пикассо, Жоржу Браку и постимпрессионисту Винсенту Ван Гогу. Отдать дань уважения последнему Сен-Лоран решил, переместив «Ирисы» и «Подсолнухи» на жакеты. Вышивкой занимался, конечно, дом Lesage, где о ручном и кропотливом труде знают все, Как и о кутюрных экспонатах: например, на каждый из этих двух ушло более 600 часов.

Винсент Ван Гог. Подсолнухи

Платье из кутюрной коллекции Memories of Paris, весна-лето 2001

Музей современного искусства, Париж

Тонко чувствующий взаимосвязь моды и искусства, Сен-Лоран никогда не переставал жонглировать ритмами и цветами, светом и материалами — подобно диалогам, которые выстраиваются в Музее современного искусства.

Пьер Боннар. Сад

Весенне-летняя коллекция от-кутюр, названная прессой «красочной, молодой, живой и смелой модой», по словам самого Ива, была трибьютом парижской элегантности и, в частности, кутюру 50-х и годам у Диора. Вместе с тем именно здесь появляется несколько платьев, вдохновленных палитрой Пьера Боннара. Точнее, его садами, написанными в 30-х. Модельер переносит на струящиеся ткани не только цвет, но и характерную для живописца и безупречного колориста технику работы по холсту.

Платье из коллекции Mondrian, осень-зима 1965/1966

Центр Помпиду

Сен-Лоран однозначно любил выражать свои чувства к определенному художнику и искусству вообще посредством коллекций. Точкой отсчета в этой истории считается коллекция Mondrian, которую дизайнер показал в 1965 году и посвятил Питу Мондриану. С голландцем его познакомила мама, подарив однажды книгу. Позже Ив скажет, что именно Мондрианом (а еще Сержем Поляковым) он вдохновлялся с первой до последней коллекции. Дизайнера интересовала архитектурность. Переместив разноцветные блоки на ткань, он придавал холстам движение.

Пит Мондриан. Композиция в красном, синем, белом II

Сен-Лоран создал шесть платьев из шерстяного трикотажа без видимых швов, собрав кусочки ткани в единое полотно. И тем самым добился текстильной интерпретации картин и чувства геометрии. Диана Вриланд в The New York Times назвала Mondrian «лучшей коллекцией», а в Women’s Wear Daily Сен-Лорана нарекли «королем Парижа».

Кстати, здесь же появляется знаменитое свадебное платье, оно же «матрешка», о которой в газете La Montagne написали как о «самом оригинальном, полностью связанном вручную с чередующимися рельефными петлями и бантами из лент».

Жакет из кутюрной коллекции Homage to Picasso and Diaghilev, осень-зима 1979/1980

Музей Пикассо

В 1979 году кутюрье исследует плоды синергии Сергея Дягилева и Пабло Пикассо, их балета «Парад» в театре Шатле в 1917 году. Первый работал над декорациями к представлению, второй занимался костюмами. Ива зацепила выставка, посвященная этому творческому союзу, которую показывали в парижском Национальном музее современного искусства.

Для Сен-Лорана Пикассо вообще был «гением в чистом виде». «Моя коллекция построена как балет, — говорил он. — Я работал с Пикассо и более мягкой формой кубизма, арлекинами, „голубым периодом“, „розовым периодом“, периодом „Треуголки“. <…> Некоторые коллекции, как эта, кажутся мне особенными. Я чувствую художественную радость».

Пабло Пикассо. Портрет Нюш Элюар

По словам самого Ива, именно здесь платья стали короче, вырезы ниже, а плечи шире. Именно здесь он многое рассказал о себе, проецируя на ткань то, что нравится в живописи и литературе, — и тем самым «освободил себя от высокой моды».

Костюмы для бала The Ball Proust

Музей Орсе

2 декабря 1971 года Мария-Элен де Ротшильд организовала костюмированный бал в Шато-де-Феррье по случаю 100-летия со дня рождения Марселя Пруста. Сен-Лоран, страстно почитавший французского писателя, не мог пройти мимо — он создал костюмы, вдохновленные Belle Époque для Элен Роша, Джейн Биркин и самой Мари-Элен. «Я так хорошо понимаю Пруста, я так восхищаюсь тем, что он писал об агонии творчества», — резюмировал Ив.

Экспозиция в музее Орсе — как раз об отношениях кутюрье и Пруста. Сен-Лоран впервые открыл «В поисках утраченного времени» в 18 лет и с тех пор постоянно возвращался к роману: «Я часто начинаю книгу заново, не закончив ее. Мне нужно, чтобы передо мной была эта необыкновенная работа».

Эскиз костюма Марии-Элен де Ротшильд

Страсть к Прусту нашла воплощение не только в подготовке к балу (позже и одноименной коллекции сезона осень-зима — Сен-Лоран показал ее 26 июля 1971 года, посвятил гламуру 30-х и женщинам-меценатам). Вселенная Марселя Пруста нашла отражение и в андрогинных образах. «Для меня нет ничего красивее, чем женщина в мужской одежде! Потому что в игру вступает вся ее женственность», — сказал Ив и начиная с 1966 года раз за разом совершенствовал гардероб женщин (коллекцию La Smoking презентовали в сезоне осень-зима 1966/1967). Принцип игры с дресс-кодом лежит и в основе выставки музея Орсе.

Также в галерее уделяют особое внимание другой стороне дизайнера, не менее важной — Ива как художника, которому удавалось делать наброски и эскизы живыми. Его мазки были точными, но при этом в них чувствовалась легкость.

Жакет из кутюрной коллекции The Homage, весна-лето 1990

Музей Лувр

Экспозицию в Лувре, а точнее, в галерее Аполлона посвятили увлечению кутюрье светом и его страсти к золоту, цвету солнца. Кстати, это эстетическое исследование не могло быть полностью понято и изучено без признания роли Пруста (не опять, а снова) в воображении Сен-Лорана.

В галерее Аполлона, одном из самых шикарных залов дворца, спроектированном Шарлем Лебреном для Людовика XIV, выставлена коллекция уникальных предметов. Каждый из них не просто подчеркивает богатство источников вдохновения, но и демонстрирует умения французских мастеров.

Музей Лувр, галерея Аполлона

Одержимый вышивкой, Сен-Лоран осмелился (причем не единожды) перенести грандиозные лепные украшения на жакеты, превратив каждый из них в произведение искусства. Как этот жакет Homage à Ma Maison из органзы, расшитый золотом и горным хрусталем, из коллекции весна-лето 1990 года, или из черного газара (весна-лето 1980), или тот, что декорирован пайетками, камнями всех мастей и синелью.

В этой же экспозиции появляется и один из символов YSL — сердце. Это своеобразный талисман, придуманный дизайнером, олицетворяющий веру, привязанность и любовь, который впервые встречается в дебютной коллекции 1962 года.

Фотографии: обложка — Droits réservés/Musée Yves Saint Laurent Paris, 1, 7, 11 — Guy Marineau/Musée Yves Saint Laurent Paris, 2, 6 — Wikipedia/Domaine public, 3, 8 — Nicolas Mathéus/Yves Saint Laurent/Musée Yves Saint Laurent Paris, 4 — Wikimedia/Domaine public, 5 — Louis Dalmas/Yves Saint Laurent/DALMAS/SIPA/Musée Yves Saint Laurent Paris, 9 — Adrien Didierjean/Agence photographique de la Réunion des Musées Nationaux — Grand Palais des Champs Elysées/Musée national Picasso, 10 — Fondation Pierre Bergé/Yves Saint Laurent/Musée Yves Saint Laurent Paris, 12 — Musée Yves Saint Laurent Paris