В мировом прокате новый «Крик». Теперь без Сидни Прескотт, но с Гейл Уэзерс. В шестом фильме долгоиграющей хоррор-серии американская молодежь, насмотревшись слэшеров, вновь становится жертвой маньяка в маске. Критик Артур Завгородний посмотрел продолжение культового ужастика и рассказывает, балует ли «Крик» искушенного киномана или Голливуд выпустил шаблонный тинейджерский жутик с постмодернистской иронией.

Автор: Артур Завгородний

Редактор: Иван Бочаров

«Крик 6»/Scream VI

Режиссер

Мэттью Беттинелли, Тайлер Джиллетт

в ролях

Дженна Ортега, Мелисса Баррера, Кортни Кокс


«Крик» Уэса Крэйвена стал эталонным постмодернистским слэшером и ценным артефактом масскульта. Классик давно умер, но дело его живет. Продолжение детективного ужастика — а это уже шестой «Крик» — выглядит весьма бодро, но бесконечное размахивание ножом изрядно утомило. Казалось бы, в новой картине произошла смена декораций, появился другой убийца, резню сделали агрессивнее, но невозможно отделаться от мысли, что мы смотрим старую, много раз пересказанную историю о фильме внутри фильма с тем же голосом в телефоне.

Канун Хеллоуина. Действие перенесли в мрачный Нью-Йорк. Ребята, выжившие в прошлогоднем «Крике», который был одновременно сиквелом, ребутом и ремейком, переехали в мегаполис, чтобы забыть тот кровавый кошмар. Но легендарный маньяк возвращается и начинает терроризировать город, как Джейсон когда-то штурмовал Манхэттен (восьмая «Пятница 13-е»). Кто скрывается под маской Гоустфейса, никто не знает, а значит, любой может быть убийцей. И пока ведется расследование, продвинутые мальчишки и девчонки читают друг другу лекции о законах жанра, а это устарело еще в 90-х, после выхода второго «Крика».

Человек боится темноты, смерти и другого, но с каждым новым нападением насилие доводится до пародии, а сюжет — до банальности. Однако авторам этого киноманского слэшера надо отдать должное. В прологе маньяк раскрывает себя сразу: в темном переулке он закалывает подвыпившую блондинку и снимает с себя маску, ставшую брендом. Только ряженый безумец не новатор стиля, как это было в оригинале, где школьники решили поиграть в серийных убийц и сделать как бы свое кино. Здесь Гоустфейсом оказывается студент-синефил, кровожадный фанат, помешанный на хоррорах. Вот только глубокие познания в кино не спасают его от глубоких ножевых.

В шестом «Крике» жертва впервые дерзнула и поставила звонок незнакомца на холд. Псих в маске орудует не только ножом, но еще огнестрелом и как никогда выглядит неуловимым и непобедимым. Маска потрошителя давно стала бессмертной иконой, а его зверские преступления — религией, причем все настолько серьезно, что в новом фильме в его честь делают музей, а точнее — храм, да еще в заброшенном кинотеатре, напоминая финал второго «Крика» с перестрелкой на сцене театра. Убийства заслуживают увековечивания, искусство в прямом смысле требует жертв, а что для одного поколения — трагедия, для другого — забава.

И все же давайте будем честны. Шестой фильм с нелепым хеппи-эндом превратился в жертву своего же жанра и увлекает разве что яростной расправой. Вечные рассуждения об игре кино с жизнью и правилах слэшера не блещут новизной. «Крик» перестал быть высказыванием. Авторы с маниакальной одержимостью пытаются пырнуть ножом так, чтобы угодить всем фанатам, вновь толкуя о грехах и обидах, которые смываются кровью. Оказывается, есть жизнь после фильма, под жуткой маской безумца скрывается ваша родня, и именно голос в трубке знает, что вы сделали прошлым летом. Кстати, какой ваш любимый ужастик?

Фотографии: Paramount Pictures