В новой криминальной эпопее живой классик повествует о геноциде коренных американцев в эпоху нефтяного бума. Печальный фильм, который наверняка станет главным претендентом на «Оскар», основан на популярной книге Дэвида Гранна и длится три с половиной часа. Наш критик Артур Завгородний хвалит картину мэтра, но замечает, что это грандиозное во всех смыслах кино об отъеме земель и денег у индейцев могли бы сделать короче.

АВТОР: Артур Завгородний

 

«Убийцы цветочной луны» / Killers of the Flower Moon

Режиссер

Мартин Скорсезе

В ролях

Леонардо ДиКаприо, Роберт Де Ниро, Лили Гладстоун, Джесси Племонс, Джон Литгоу, Брендан Фрейзер

 

 

В чересчур длинном фильме «Убийцы цветочной луны» режиссер Мартин Скорсезе вспоминает уродливую историю Америки. Действие разворачивается в начале XX века. Нефть хлещет фонтаном. Индейцы ликуют. Племя осейджей становится самым богатым народом в стране. Баловни судьбы живут в красивых домах, владеют роскошными автомобилями, покупают шубы и бусы, поэтому их женщины оказываются под прицелом белых мужчин, которые прут к ним на заработки. Именно здесь мы встречаем Эрнеста, героя Леонардо Ди Каприо, только что отслужившего на фронте Первой мировой и прибывшего в родовое ранчо.

 

 

По наводке дяди, скотовода Уильяма Хейла по прозвищу Король, которого играет Роберт Де Ниро, выпивоха Эрнест ухлестывает за женщиной из осейджей по имени Молли в великолепном исполнении Лили Гладстоун. Больная диабетом Молли вместе с сестрами и матерью владеет нефтяными вышками, а Эрнест и его родня очень хотят, чтобы деньги текли в правильном направлении. Умом парень не блещет, зато красавец, поэтому вскоре они женятся. По любви или по расчету — время покажет. Заговор против коренного населения обостряется и рекой начинают течь не только деньги, но и кровь.

 

 

«Убийцы цветочной луны» — не что иное, как история становления американского капитализма, вроде монументальной «Нефти» Пола Томаса Андерсона, которая исчерпывающе показала природу капитализма и место человека в нем. Герой Де Ниро является волком в овечьей шкуре. Старик, уверенный в собственной правоте масон, движимый жаждой наживы, выдает себя за друга индейцев. Он говорит на осейджском, пользуется их доверием, но под разговоры о Боге отбирает у них семьи и земли. А всю грязную работу за алчного дядю выполняет его глупый племянник Эрнест, тварь дрожащая, решившая разбогатеть на страданиях целого народа.

 

 

Восьмидесятилетний классик не разлюбил гангстеров. Картина с едва заметной музыкой, вставками кинохроники и эффектом глубокого погружения получилась удручающе мрачной. История захвата земель, ресурсов и власти демонстрирует, что нет никакого равенства и братства там, где можно озолотиться. Неторопливо разыгрывая мелодраму, Скорсезе по традиции изображает бандитизм в Америке. Правда, он так увлекся, что растянул криминальную сагу на три с половиной часа, как «Ирландца», отчего возникает вопрос: где антракт?

Фильм явно сделан в том виде, в каком Скорсезе его задумал. Он поведал нам о том, как люди грабят и убивают друг друга и неизбежно сталкиваются с самими собой, но все это — не новая мысль и не новое кино, даже с таким потрясающим эпилогом. Появляется не сухая сводка в титрах, а целый радиоспектакль, где на сцену выходит сам режиссер. Капитал украден пронырливыми проходимцами, славными парнями, возомнившими себя вершителями судеб, но как замечает дядюшка, радушный хозяин этого скотного двора: «Всем плевать. Пройдет несколько лет и об этом забудут». Это все, что вы должны знать об отношении капитализма к народу.

 

Фотографии: Apple TV+