Автор: Паша Яблонский

На днях вышла первая серия аудиоспектакля «Владивосток 3000». Илья Лагутенко настолько привязан к Владивостоку, что, еще будучи студентом, размышлял об альтернативной истории города — что было бы, если бы он стал городом-государством. В общем, в этот самый Владивосток 3000 попадает Влад, студент Дальневосточного федерального университета, и пытается понять, где же он оказался.

В аудиоспектакле участвует множество талантливых актеров и музыкантов — от Ильи Мазо и группы «Залпом» до Павла Пепперштейна и брусникинцев. Мы попросили их ответить на несколько вопросов о спектакле.

Яндекс Музыка может отображаться некорректно, когда включен VPN

ВЫ были во Владивостоке?

Илья Мазо: Нет. Но для меня это какая-то легкая, немного потусторонняя земля. Все люди, которых я оттуда знаю, имеют в себе эту легкость. У меня, бывает, заказывают туда книги, прямо, кстати, на остров Русский. И еще название это. А он еще и Русский. Меня очень трогает история русской колонизации Востока, потому что это история не захвата, а побега. Это я так вижу. Урала с его старообрядцами, Дальнего Востока с его потусторонней легкостью. Я стою за побег. А еще я иногда думаю: как человек из Африки дошел до Севера? Получается, все наши предки все время пытались свалить от людей. А на Дальний Восток пошли те, кто пытался свалить даже от сваливших. Но не в Америку. И в этом кое-что есть.

Эва Мильграм (Ольга): Я была во Владивостоке очень коротко, буквально десять часов. Это был февраль, и уже стемнело. Конечно, хотелось бы туда вернуться и еще раз увидеть все великолепие при свете дня. После проекта «Владивосток 3000» желания только прибавилось. Потому что этот город стал еще более манящим и завораживающим.

Миша Шамков (Пришелец): Во Владивостоке мне раньше бывать не приходилось, оттого интереснее было в проекте — включалась фантазия, снились сны. Однажды я обязательно окажусь там!

СемЕн Серзин (Инопланетный гость): Я был во Владивостоке дважды, последний раз — месяц назад. Прекрасный край, со своим особенным самоощущением, собственным мнением, личным присутствием в жизни жителей Приморья.

Саша Пронькин (режиссер): После этой работы всем захотелось побывать в настоящем Владивостоке, походить по тем же улицам, переулкам, залезть на Сопку и увидеть набережные.

Можно ли перенести сюжет «Владивостока 3000» в ваши любимые Российские города? В чем особенность этого владивостока?

Илья Мазо: Может, в мечте? Понимаете, я никогда там не был. И поэтому для меня Владивосток 2000 и Владивосток 3000 не параллельны — они пересечены.

Семен Серзин: Довольно сложно описать эти особенности словами. Это как дойти до мыса Тобизина на острове Русский и почувствовать, что ты на краю земли, или нырнуть в черную теплую пучину Амурского залива. Мне кажется, что в каком-то смысле перенести сюжет можно и в Екатеринбург, и в Казань, и в Новосибирск, но это будет какая-то совершенно другая история.

Эва Мильграм: Я думаю, что любой сюжет можно перенести куда угодно. Но боюсь, что весь колорит пропадет. Тут многое играет важную роль, и особенно географическое положение Владивостока: океан и вот эта красота. Так что я бы так не делала.

МИША Шамков: Главная особенность — честность. Там все честные. Однажды я прочитал, что все, что появляется в голове, на губах и на бумаге, становится явью. Значит, нужно подождать. А вообще столица мира — Барнаул.

Саша Пронькин: Владивосток 3000 — это другое российское мироустройство, улучшенное по всем параметрам, при этом так знакомое всем жителям нашей страны. Мне кажется, в этом мифическом Владивостоке узнается судьба России, если бы она выбрала другой путь развития.

Саша Синякович (Каптри): Особенности Владивостока 3000 в том, что, как мне кажется, там живут люди, которые по-настоящему любят свой город. И их любовь действенная: вроде все как в обычном Владивостоке, но все же не так… В обычном городе разруха и запустение — во Владивостоке 3000 процветание и прогресс.

Поэтому, конечно, многие российские города могли повторить судьбу Владивостока 3000, но, как показывает практика, как только действительно появляются такие люди, готовые хоть немного приблизить их города к мечте, все заканчивается довольно быстро. История с мэром Якутска — яркий тому пример. Но, может, секрет Владивостока 3000 в том, что там все жители любят свой город, а не только мэр и его команда, и каждый вносит свой вклад в лучшее будущее.

А какими героями были вы?

Миша Шамков: Я им не был, я им продолжаю быть — Пришельцем на эту Землю. Кстати, вы тоже.

Эва Мильграм: Ольга — соблазнительница и сердцеедка из Владивостока 3000. Мудрая, привлекательная и ни на чем не настаивающая девушка — и этим она добивается многого. Никаких сверлений мозгов и сцен. То что надо, в общем.

почему именно 3000? Это будущее?

Илья Лагутенко: На этот вопрос вам отвечает один из главных героев. Это не то чтобы будущее — скорее, перпендикулярное зазеркалье, если хотите. В нашем случае мы воспользовались отсылками к известной песне Мумий Тролля «Владивосток 2000». В момент ее написания в 1996-м основной идеей казался поиск близкого будущего, основываясь на текущих местных реалиях. Дальнейшая же жизнь сыграла интересный трюк с этой песней: она по-своему оказалась куда более пророческой, времена почище, похоже, наступают прямо сейчас, и с каждым днем растет ощущение, что они будут похлеще тех, что мы переживали в 90-е. Ну а 3000 останется всего лишь фантастикой.

МИША Шамков: 3000 — значит на тысячу раз лучше.

Саша Пронькин: Я считаю, что 3000 — это как фильм Кубрика про Одиссею-2001. Авторский дедлайн, дающий зрителю надежду, что дальше будет лучше — или просто по-другому. Но я хотел бы, чтобы этот мир Владивостока у нас в аудиоспектакле звучал как сон или параллельная реальность, как в фильмах Дэвида Линча, где документальное смешивается с мистическим и зрителю открывается новое иррациональное пространство для восприятия.

Сергей Аполлонов: Владивосток 3000 — это будущее, может, настоящее, а может, и прошлое. Кто его знает, как оно на самом деле? Кто мы? Есть ли мы? Кто в какую сторону моргает? Как говорил великий Шопенгауэр: «Петух думал, да в суп попал». Нарисованный авторами мир мне нравится, с удовольствием по нему брожу и надеюсь найти в нем уютную берлогу. Я уже забыл, что было в сценарии, с удовольствием слежу за обновлениями. Первая серия здоровская!

А если это будущее, вы хотели бы, чтобы оно наступило как можно быстрее? И что именно вам хотелось бы приблизить к нашей действительности из этого измерения?

Эва Мильграм: Честно говоря, даже не знаю. Возможно, это и есть наше будущее. Оно не плохое и не хорошее, у него свои правила. Так что не будем загадывать.

Семен Серзин: Сложно представить, что можно приблизить сейчас к нашей действительности. Мне бы хотелось, чтобы будущее вообще хоть как-то проступило на горизонте. Пусть будет это измерение или какое-то другое — главное, чтобы оно все-таки было.

МИША Шамков: Это уже происходит в твоей голове, пока ты читаешь эти буквы. А теперь улыбнись!

Илья Мазо: Я не верю в будущее. Я верю во множество миров, это я очень серьезно говорю. Думаю, не следует пытаться приблизить к себе место, куда попадают после жизни, но следует приближать себя к этому месту. Другой способ — нырнуть.

Сергей Аполлонов: Мне хотелось бы жить в настоящем, не в будущем и не в прошлом, соответственно, ничего приближать не хочу. Во «Владивостоке 3000» мне нравится постоянное звучание разного музыкального фона и обаятельные полицейские. Но будет ли так в будущем? Посмотрим.

— Что не хотелось бы?

Саша Пронькин: (Смеется.) Не хотелось бы не иметь возможности выехать из города, как не получилось уехать из Владивостока Пришельцу в первой серии. Но он только в самом финале найдет решение этой задачи. Ну и курить я очень люблю, а во Владивостоке 3000 это как-то не очень приветствуется.

Почему именно аудиосериал?

Илья Лагутенко: Книга «Владивосток 3000» в соавторстве с Василием Авченко вышла более десяти лет назад. Поначалу я обсуждал со знакомыми мне кинематографистами, например Бекмамбетовым и Янковским, возможную адаптацию сценария. Но, как я сам смеюсь, это не бог весть какая литература, да и читали эту книжку, наверное, десяток-другой наших поклонников, поэтому в разгар пандемии мне пришла идея начитать ее самому как аудиокнигу. Но на третьей странице мне стало это скучно делать в одиночку, и я поделился соображениями о создании аудиоспектакля с Олей Чучадеевой. Именно она и взяла на себя продюсерские обязанности, познакомила меня с Сашей Пронькиным. Мне показалось, что мы все поняли друг друга с полуслова, хотя работа затянулась на гораздо более долгое время. Мы ничего не понимали в этом формате, работали по наитию и за время создания спектакля и сами, по сути, перешагнули в абсолютно другую реальность.

Расскажите про самые любопытные нюансы.

Саша Пронькин: Нюансы были, в особенности когда записывали роль китайца с настоящим китайцем, который не говорил по-русски совершенно. Ну, мы с Олей Чучадеевой во время записи поняли, насколько сильно отличается фонетика китайского языка от нашего родного. Но и тут мы одержали победу — герой получился максимально правдоподобным.

Оля Чучадеева (продюсер): Да, это был просто китайский трип, не нашелся профессиональный актер, и тогда я просто попросила помочь свою соседку — китаянку Ятин, с которой мы вместе выгуливали собак и которая учится в Петербурге, — помочь найти китайского парня. Парня-то она нашла, а вот русский он почти не понимал. И за время этой репетиции и записи Саша стал первоклассным педагогом русского как иностранного — перспективно, кстати.

На что вы ориентировались, когда создавали аудиопейзажи Владивостока?

Саша Пронькин: Мы хотели создать уникальный аудиопейзаж, включая переработанные треки всем знакомых песен «Мумий Тролля». А по референсам ориентировались на саунд-дизайн третьего сезона «Твин Пикса». Линч очень интересно и круто работает со звуком. Чтобы создать атмосферу мистического реализма, мы вдохновлялись им.

Павел Вовк («Мумий Тролль», композитор): Музыка является, на мой взгляд, одним из неотъемлемых атрибутов вселенной «Владивостока 3000». Еще на стадии обсуждения проекта мы с Ильей и режиссером Сашей как-то естественным образом пришли к мысли, что музыкальное сопровождение вполне может быть в духе роуд-муви. Перед тем как приступить к работе, для вдохновения я, естественно, прослушал свои любимые альбомы Тома Уэйтса, Марка Рибо, Ника Кейва и много разных представителей жанра dark americana. Создание reimagined-версий песен «Мумий Тролля» оказалось для меня безумно интересной и увлекательной задачей, ну а насколько удачно это у меня получилось — судить вам. Приятного прослушивания!

Саша DZA («Мумий Тролль», саунд-дизайнер, композитор): Я сразу столкнулся с непростой технической задачей. Голоса актеров были записаны в разных студиях и, соответственно, звучали по-разному. Из-за этого было принято решение собрать уверенный звуковой бэкграунд каждой локации, чтобы слушатель мог концентрироваться не только на диалогах, но и на общей атмосфере происходящего.

Как таковых референсов у нас не было, и первой ассоциацией с параллельными реальностями «Владивостока 3000» оказался сериал Дэвида Линча «Твин Пикс», который я очень люблю и знаю наизусть.

Кто ваш любимый герой в этом сериале?

Илья Лагутенко: Мне близок лично образ студента Влада. Когда-то я сам был почти в такой же ситуации: приехав студентом в Китай в 1990-м, там застал развал СССР, возвращался в другую страну, притом что и Китай становился на моих глазах иным. Вся последующая жизнь вечно ставила перед дилеммой: где такой я? Я исследовал не только жизнь вокруг себя, но и намеренно катапультировался вне зоны комфорта, чтобы успеть увидеть и почувствовать больше, чем мне было выдано.

Саша Пронькин: Мой любимый дуэт в сериале — это Пришелец и Каплей. Очень интересно следить за их взаимоотношениями — двух людей из разных миров. Пришелец в исполнении Михаила Шамкова — юный бунтарь, который так и не может понять, нужно ли ему остаться в этом прекрасном городе. А Каплей (Илья Мазо) — мудрый сотрудник спецслужб Владивостока 3000, который пытается помочь бунтарю найти для себя истинный путь и поверить в свою избранность. И конечно, топовый герой — Вечный Бич, который произносит только одну реплику, но ключевую и содержательную. В этом герое проявился настоящий дух Линча.

какую роль в сериале играет илья?

Илья Лагутенко: В разгар пандемии, время поголовного увлечения онлайн-проектами, я подумал, что идея аудиоверсии книги «Владивосток 3000» вполне рабочая. И даже начал сам начитывать текст, но быстро понял, что уже на второй главе мне становится скучно это делать. И мне пришла идея перекроить всю историю в формат аудиоспектакля. Собственно, когда начали обсуждать с режиссером возможное распределение ролей, то вопрос о том, чей будет голос автора, и не стоял. Подразумевалось, что это я и есть.

Саша Пронькин: Илья — это фундамент всего Владивостока. В данном случае он больше чем автор, он тот персонаж, который живет за каждым поворотом улиц Владивостока и следит за судьбой всех героев этого мира.

обложка: «Мумий Тролль»