Последний месяц почти все новости петербургских музеев и галерей были связаны с отменами проектов. В «Манеже» так и не открылась почти готовая выставка Кристиана Болтански, приостановил работу (надеемся, временно) Музей стрит-арта, закрылось экспериментальное пространство «Стыд», о переносе или замене отдельных выставок объявили почти все независимые галереи. Тем не менее полностью выставочная жизнь в городе не прекратилась. Рассказываем о 11 проектах, которые можно увидеть этой весной.

«Объединение PARAZIT. В поисках подготовленного зрителя»


Где

Marina Gisich Gallery

Когда

3 марта — 7 мая

Те, кто следит за местной арт-сценой, обязательно вспомнят групповые выставки «паразитов» в коридоре галереи «Борей» на Литейном: они менялись каждые две недели. Там был и экспонент Венецианской биеннале Шишкин-Хокусай, и Керим Рагимов, фотореалистические полотна которого Марина Гисич продавала за десятки тысяч евро, и Семен Мотолянец, сооснователь группы «Мыло». Одновременно в группе каждый год появлялись молодые, неинституционализированные и дерзкие. «Паразиты» основаны в 2000 году художниками Владимиром Козиным и Вадимом Флягиным скорее как галерея — «Новая коммерческая галерея актуального искусства “Паразит”», чтобы заполнить лакуны в зарождающемся тогда арт-рынке Петербурга. Теперь же, когда сам этот рынок вмиг превратился в одну большую лакуну, художественное объединение на два месяца захватило экспериментальное пространство галереи Марины Гисич. Очень вовремя.

Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения


Где

Русский музей

Когда

даты уточняются

К середине февраля выставку Михаила Врубеля в Третьяковке посетили 220 тысяч человек. Рекорд! Московский ажиотаж объясняется тем, что с 1956 года зритель не видел работы художника в таком объеме в одном месте — Русскому и Третьяковке не так-то просто скоординировать совместный мегапроект с несколькими другими музеями и частными коллекционерами. В апреле выставка должна была переехать в Русский — и, как говорят в пресс-службе, переедет. Вопрос — когда: точных сроков теперь никто в музее не называет. Хорошо бы поскорее: демоны, пророки, шестикрылый Серафим, религия и мистика, безумие — едва ли в русском искусстве можно найти образы более уместные в то смутное время, которое мы сейчас переживаем.

Павел Игнатьев — «Департамент согласований»


Где

Зал Музея городской скульптуры на Невском, 19

Когда

24 марта — 5 июня

Музей городской скульптуры недавно обзавелся еще одним выставочным пространством в самом центре — на Невском проспекте, 19. Пока принимать посетителей регулярно зал не может, поэтому основная экспозиционная площадь — в оконных витринах. Проект скульптора и реставратора Павла Игнатьева «Департамент согласований» объединяет фрагменты статуй из полупрозрачного янтаря и детали кабинетной мебели XIX века. Это размышление о том, как вообще в Петербурге согласовывали памятники с городской администрацией. Для музея это повод поговорить с петербуржцами о повестке сегодняшнего дня, в котором мало кто когда понимает, кто, как и почему устанавливает те или иные скульптуры, да и вообще любой паблик-арт, в городе.

Устина Яковлева, Сильвия Явен — The Storyteller!


Где

Anna Nova

Когда

9 марта — 11 апреля

На фоне того, как между Россией и Финляндией рушатся привычные связи (нет теперь, например, поезда «Аллегро», соединяющего Петербург и Хельсинки, финской Prisma и конфет Fazer) почти щемящее чувство вызывает совместный проект Устины Яковлевой и Сильвии Явен, который был создан давно — еще до пандемии. Тогда художницы вместе жили на острове Котлин в Кронштадтской арт-резиденции ГЦСИ (которой, к сожалению, больше не существует). Серия совместных видеоработ в жанре мокьюментари повествует о встрече двух странников, оказавшихся в окруженной морем «башне». Художницы используют найденные природные материалы, чтобы погрузить зрителя в сказочный рассказ-воспоминание и одновременно в историю о границах собственной идентичности.

Дмитрий Сироткин — «Aeterna Glacies»


Где

Мастерская Дмитрия Сироткина

Когда

10 марта — 1 мая

Тотальную инсталляцию о будущем мира (скорее вселяющую тревогу, чем наоборот) художник Дмитрий Сироткин показывает прямо в своей мастерской, устроенной в пространстве расселенной квартиры в историческом центре Петербурга. Основное медиа здесь — черно-белые фотографии: безжизненные пейзажи скованного льдом побережья и словно застывшие в каменной породе останки акул, змей, птиц и бабочек. Но есть тут и тексты, и живопись, и видео. Посетить выставку можно не выходя из дома — с помощью 3D-визуализации на сайте.

Нестор Энгелке — Wood: store!


Где

Сытный рынок

Когда

3 — 22 апреля

Нестор Энгельке — один из ключевых участников арт-группы «Север-7» — совместно с московской галереей Ovcharenko открыл на сытном рынке свой Wood: store. Натурально, магазин электроники со всеми обязательными атрибутами: новенькими стеллажами, на которых расставлены телефоны, ноутбуки и телевизоры, продавцом-консультантом в красном галстуке (и с головой оленя), ценниками и даже шариками над входом. Вся электроника, правда, деревянная, изготовленная в авторской технике торописи (то есть при помощи обычного топора — излюбленного инструмента Энгельке), но зато и цены вполне приемлемы. Скажем, стоимость новенького ITook начинается с 15 990 рублей, дешевле китайских аналогов.

«Образы смутные»


Где

Myth Gallery

Когда

25 марта — 29 мая

Myth Gallery обновила планы и вместо персонального проекта Ульяны Подкорытовой о мифологии Русского Севера открыла групповую выставку четырех российских художниц. Кроме Подкорытовой, в проекте участвуют Анна Афонина, Лиза Бобкова и Алина Глазун. Работа последней — объект-зеркало, рифмующее образ из русских сказок с реальностью, где каждый россиянин теперь по несколько раз в день читает сводки новостей на своем смартфоне — стала ключевой и дала название всей выставке.

Скульптура Флоренции в ХV веке


Где

Государственный Эрмитаж

Когда

30 марта — 4 июля

Никаких блокбастеров от Эрмитажа — по крайней мере, этой весной — мы больше не ждем, но стоит сходить на выставку флорентийской скульптуры XV века в Пикетном зале. Музей показывает малоизвестную часть своей коллекции, в которой собраны произведения почти всех крупных мастеров того времени, а часть работ вообще экспонируется впервые. Например, можно увидеть рельефы, созданные в мастерской Лоренцо Гиберти, майолику, работы скульпторов из мастерской семьи делла Роббиа, а также бюсты из терракоты, созданные неизвестными последователями Бенедетто да Майано и Андреа Верроккьо.

Илья Наровлянский — «Романтика Петербурга 1940-1980-х»!


Где

«Росфото»

Когда

12 апреля — 22 мая

На выставке классика советской фотографии Ильи Наровлянского в «Росфото» собрано более 90 снимков Ленинграда 1940-1980-х годов. Формально это вполне себе репортажная съемка: дети с удочками у Аничкова моста, влюбленные парочки на фоне разведенного Дворцового моста, рассветное солнце, освещающее какой-то уголок Фонтанки. Но в названии проекта не зря присутствует слово «романтика». Выражена она не столько в сюжетах, сколько в особой авторской оптике: тонкой и необычной работе со светом, объемом и глубиной кадра.

Алиса Гвоздева, Анастасия Панина, Галя Фадеева и Vandalizy — «Превращения»


Где

NAME Gallery

Когда

14 апреля — 18 июня

Свою попытку осмыслить актуальную повестку через искусство предприняла куратор Лизавета Матвеева. Для выставки «Превращения» она собирает вместе четырех художниц — Алису Гвоздеву, Анастасию Панину, Галю Фадееву и Vandalizy, — а центральной темой делает идею эскапизма и ухода от реальности в воображаемый мир. В последнее время такая стратегия стала для многих единственной формой защиты от дезориентации и страха.

Федор Хиросиге


Где

Новый музей

Когда

22 апреля — 22 мая

В апреле в Новом музее должна была пройти совместная выставка Петра Швецова и Федора Хиросиге. Наверняка вышло бы грандиозно: темный лес, алхимия, грибы и болота. Но Швецов уехал, и теперь все выставочное пространство достанется одной Хиросиге. Художница, скрывающаяся за мужским псевдонимом, делит мастерскую с Нестором Энгельке, выжигает по дереву изображения Сейлор Мун с артефактами из русских сказок, а еще — антропоморфных сюрреалистических грибов. В общем, ее искусство можно описать так: «если бы Иван Шишкин и Такаши Мураками вместе проиллюстрировали “Лесного царя” Гёте».

Фотографии: обложка - Myth Gallery, 1 - Marina Gisich Gallery, 2 - Anna Nova, 3 - Ovcharenko, 4 - «Росфото»