Автор: Соня Глухова

«Большой Город» рассказывает об интересных онлайн-курсах и лекториях, на которые полезно потратить свободные часы. В этом выпуске — онлайн-курс об антисемитизме, его 29 июня запускает образовательный проект Level One. Курс состоит из пяти двухчасовых вебинаров, которые посвящены дискриминации евреев в разные периоды истории. Занятия будут проходить каждую среду, их можно посмотреть в записи. Создатели курса считают его полезным для каждого, поэтому установили льготные условия. Например, до 19 июня доступ к нему можно получить за 1 рубль или за полцены — на выбор. Также можно поддержать работу образовательной платформы и оплатить полную стоимость — 3 900 рублей.

Лекции курса посвящены зарождению антисемитизма в Античности и Средних веках, «Черте оседлости» в Российской империи, истории Холокоста и антисемитизму в СССР. Мы поговорили с основателем образовательного проекта Анастасией Погожевой и лектором курса Сергеем Соловьевым о том, как устроен проект, а также как в обществе укореняются стереотипы.

Ранее мы рассказывали про «Цимес» — онлайн-комьюнити для евреев, которые живут в России.

Курс «Антисемитизм: Краткая история ненависти»

Зачем люди создают врагов и как развиваются национальные конфликты

Как появилась идея создать курс об антисемитизме и почему сейчас

Сергей Соловьев

Лектор Level One, 
главный специалист Российского государственного архива социально-политической истории

Курс про антисемитизм стал продолжением цикла самых востребованных образовательных программ на Level One — про историю России в XX веке. Я специалист по советской истории, но также занимаюсь историей нацистской оккупации СССР, карательной политикой нацистов и историей фашизма в Европе в целом. Отдельный курс про антисемитизм появился благодаря участникам предыдущих программ. Дело в том, что участники двух потоков курса об истории России в XX веке обязательно задавали мне вопросы о том, почему именно евреи стали объектами ненависти нацистов и за что их преследовали. Этот же вопрос мне задавали многие годы студенты и в МГППУ (Московском государственном психолого-педагогическом университете — Прим. ред.), и на политологическом факультете МГУ. Такой же вопрос задавали слушатели, когда я рассказывал об архивном проекте о преступлениях во время Великой отечественной войны.


Анастасия Погожева

Основательница образовательного проекта Level One

Сейчас происходит большой расцвет национальных конфликтов в абсолютно разных частях света. Нам может казаться, что эти конфликты возникают только вокруг России, но противостояние турок и курдов, идеи стены между Мексикой и США, китайские лагеря для уйгуров, преследования цыган и разные конфликты в Африке — это всего лишь часть общей картины.

В каком-то смысле можно говорить о том, что на смену глобализации и космополитизма приходит новый мир довольно агрессивного национализма, что это все с нами надолго. При этом вести большой разговор про национализм не очень возможно, потому что это слишком огромная тема. Поэтому Сергей Соловьев решил сфокусироваться на антисемитизме как на примере многовекового противостояния, из которого можно вынести много полезного.


Представим, человек годами ходит в один магазин у дома. Его хорошо знает продавец, порой они обмениваются новостями. Но однажды на двери появляется табличка, которая утверждает, что хорошие граждане и настоящие патриоты не должны ходить в этот магазин, так как его владелец принадлежит к «неправильной» нации.

История, хорошо знакомая нам из ХХ века. В нацистской Германии из евреев создавали фигуру «другого» — врага и чужака, который может прийти и отобрать то, что по праву принадлежит «правильным» гражданам. Внешне этот «чужак» может быть таким же, как все, но это, утверждала пропаганда, делает его только опаснее. Поэтому его надо изолировать, выслать, быть может, даже уничтожить.

Часто национализм — это просто манипуляция общественным мнением, в которой заинтересованы правящие группы. Антисемитизм — один из самых известных примеров преследований из-за «неправильной» национальности. На примере его многовековой истории разберемся в источниках конфликтов и как можно им противостоять.


Как устроен курс и почему будет интересен слушателям с любым бэкграундом

Сергей Соловьев

лектор Level One, главный специалист Российского государственного архива социально-политической истории

Об антисемитизме написано много исследований, причем очень хороших. Нельзя сказать, что тема плохо изучена — скорее наоборот. Но это тот случай, когда знание принадлежит профессионалам-специалистам, а относительно широкая публика просто не знает, где и что искать и читать. Моей задачей стало именно отобрать важнейшие материалы, а затем превратить в последовательное и не слишком усложненное для восприятия изложение.

При создании курса я основывался на известной литературе: немало документов выложено в интернет, опубликовано в сборниках и так далее. Однако по XX веку собираюсь поделиться и сравнительно недавними архивными находками — прежде всего других ученых, но и своими тоже. Я историк-архивист в Российском государственном архиве социально-политической истории, поэтому подчас случайно натыкался на интереснейшие материалы по теме. Поэтому небольшой курс может быть интересен и тем, кто что-то уже знает, но, конечно, не на профессиональном уровне, и тем, кто не знает почти ничего, кроме слова «антисемитизм» — да и то не обязательно. Ведь на примере антисемитизма я хочу показать, как вообще возникают, укореняются и живут стереотипы, как они используются для манипуляции людьми, как легко можно играть искусственно сформированной ненавистью — далеко не только к евреям.

Сам курс представляет собой пять моих лекций-монологов, но это не все. Участники попадают в телеграм-чат, в котором я отвечу на все вопросы после лекций. Главная задача изучения истории не-историками — обрести навыки противостояния манипуляциям и формировать свою позицию на основе знаний, а не мифов и рассыпанной в нашем обществе конспирологии, вере в теорию заговора. В данном случае, помимо этой общей сверхзадачи — понять, что такое антисемитизм на самом деле, почему он столь живуч, почему аналогичные наборы стереотипов появлялись, появляются, и, думаю, еще будут появляться в истории. А самый главный результат курса — чтобы заинтересовавшийся слушатель продолжил сам читать и разбираться в том, что останется за рамками этих пяти лекций и обсуждений к ним.

Иллюстрации: Кирилл Шевяков/Level One