Реконструкция и реставрация: 3 ярких московских проекта последних лет
На примере железнодорожного вокзала в Иванове, Хлебозавода № 5 и палат Хамовного двора
В Москве и других городах много исторически ценных объектов, состояние которых оставляет желать лучшего. В зависимости от изношенности конструкций и задумки архитекторов и реставраторов, здание можно консервировать, реставрировать, реконструировать. Или дать ему новые функции — такой метод называют приспособлением. Часто эти виды работ сочетаются, так происходит реконструкция с элементами реставрации.
В ноябре на первой Московской неделе интерьера и дизайна архитекторы и реставраторы рассказали, как ищут консенсус на примере трех московских проектов. «Большой Город» рассказывает о железнодорожном вокзале в Иванове, центре изучения конструктивизма «Зотов» на Хлебозаводе № 5 и палатах Хамовного двора.
Автор: Катя Полонская
Железнодорожный вокзал в Иванове
«На рубеже XX века рабочие ивановских фабрик и мануфактур превратились в мощнейшую революционную силу. Иваново стало очень важным советским городом — в 20-х годах сюда даже думали переносить столицу. Московские архитекторы начали работать в Иванове — так в городе появилось множество авангардных проектов, например вокзал. Это было футуристическое здание, резко контрастирующее со всем окружением города», — рассказывает архитектор бюро «Фабер групп» Борис Матвеев.
С 1933 года и до настоящего времени вокзал перенес три реконструкции — в 50-х, 80-х и в 2020 году. Каждая привнесла в конструктивные, фасадные и интерьерные решения черты своей эпохи.
Изначально зал ожидания был спроектирован огромным единым пространством. Это важный акцент, потому что все старые вокзалы были с залами ожидания, разделенными на разные зоны, — в зависимости от класса пассажира.
С этим огромным залом ожидания вокзал прожил 20 лет, в 1955 году случилась реконструкция. Во время реконструкции его разделили на два — «Синий» и «Красный». «Синий» зал декорировали в стиле советского модернизма — как раз после указа «о запрете архитектурных излишеств». Декоративный образ «Красного» зала сформировался после работ в 1980 году.
При разработке проекта решили сохранить гибридный характер здания.
Фасадам вокзала вернули характерное для архитектуры авангарда сочетание красного, серого и бежевого.
В «Синем» зале сохранили кобальтовый и бежевый цвета стен и потолка, восстановили витражи, гипсовые элементы декора и пол из разноцветной метлахской плитки. Колонны «Синего» зала покрыты декоративной штукатуркой с орнаментом по мотивам «Агитационного текстиля» 30-х годов.
В синем зале разместили билетные кассы, зоны ожидания, кафе, киоски, камеры хранения и информационную стойку туристического центра города Иваново.
Проект 2020 года дал «Красному» залу новую функцию: теперь здесь проводятся выставки, ярмарки, кинопоказы и лекции.
Хлебозавод № 5
«Мы вместе с бюро „Спич“ Сергея Чобана разработали проект приспособления пространства под музей. Работали с дизайном так: открыли все детали интерьера, но не привносили в объем ничего нового. Если говорить о функциональности, тут очень хорошо поработали с инженерными коммуникациями», — рассказывает директор «Центра комплексных исследований» Андрей Филиппов.
Один из главных памятников конструктивизма в Москве отреставрировали и превратили в центр изучения конструктивизма «Зотов». Здание много лет стояло с выбитыми окнами и потрескавшимся фасадом.
Здесь провели серьезные работы: отреставрировали и укрепили кирпичные стены, железобетонные перекрытия и лестницы, восстановили проемы и отремонтировали кровлю. Внутри же сохранили все подлинные элементы отделки. Им не стремились вернуть вид «как было» в один из периодов, решили показать все «слои» сразу. Например, кирпичную стену на первом этаже «Зотова» оставили нетронутой, а на потолке первого этажа — оригинальную бетонную поверхность с «заплатками».
Теперь в бывшем Хлебозаводе № 5 будут выставочные пространства, общественная зона с книжным клубом и кафе, лекторий, детский клуб и два кинозала. А весной команда центра планирует водить экскурсии по городу и рассказывать про историю конструктивизма.
Палаты Хамовного двора
«Я сделала этот проект в команде с дизайнером Лерой Нестеренко. Это детище настоящей командной работы. Когда я впервые попала в палаты, возникло ощущение, что нахожусь в храме. Кажется, что здание уже видело все и оно тебя защитит, что ты под защитой этих толстенных стен», — рассказывает архитектор Варвара Шалито.
Палаты XVII века — это единственное сохранившееся сооружение Хамовной слободы. Здание реконструировали в 70-х годах — добавили коммуникации и прямоугольную пристройку. В 90-е и 2000-е в палатах были офисы, все интерьеры зашили гипсокартоном. Сейчас здесь располагается закрытый центр «Палаты на Льва Толстого». Основательницы проекта хотели возродить традицию светских салонов, популярных в XX веке.
В интерьерах палат решили соединить условную русскость во всех ее прочтениях: допетровские и усадебные интерьеры XIX века, и знакомые нам дачи XX века. Архитекторы разделили культурный центр на разные зоны: входное пространство, гардеробная, лаундж-зона, галерея, лекторий. В помещении лектория — отголоски современности. «Не хотелось все делать очень зализанным. Сочетание неоновых проводов и старых стен добавляет легкости и подчеркивает красоту сводов XVII века», — считает архитектор Варвара Шалито.
Авторы проекта искали мебель в реставрационных мастерских, на «Авито» и у локальных дизайнеров. Например, один из столов изготовил и придумал белорусский художник. Он делает современную мебель из старинных материалов — разбирает старые дома. Эта древесина изъедена, но в такой фактуре тоже есть красота.
Фотографии: обложка, 5, 6 — Михаил Чекалов / «Палаты на Льва Толстого», 1, 2 — Faber Group, 3, 4 — «СПИЧ»